ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-55/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Кемерово 14 января 2020 г.
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу Ермакова Сергея Васильевича на постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 октября 2019г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вторчермет» (далее – ООО Вторчермет», общество) Ермакова Сергея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г.Иркутска от 9 октября 2019г., генеральный директор ООО «Вторчермет» Ермаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Ермаков С.В. настаивает на отмене указанных судебных актов, полагая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно пп. 1 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, в соответствии с п.п. 2, 5 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Ермакова С.В. к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что названным лицом, являющимся генеральным директором общества с ограниченной ответственностью "Вторчермет" не представлены в установленный законодательством о налогах и сборах срок до 24.07.2018 необходимые для осуществления налогового контроля документы, запрашиваемые по требованию от 19.06.2018 N 15-18/51705.
Вывод о совершении Ермаковым С.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, требованием, и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Ермакова С.В. квалифицированы по части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Постановление мирового судьи вынесено в полном соответствии с требованиями части 1 статьи 29.9 и статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основанием для привлечения Ермакова С.В. к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в названном судебном акте выводы о непредставлении им в инспекцию необходимых для осуществления налогового контроля документов по требованию инспекции.
Исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь ст.ст. 82, 93.1 НК РФ, Приказом ФНС России от 07.11.2018 №ММВ-7-2/628@, суды пришли к правильному выводу о том, что требование налоговой инспекции соответствует нормам действующего налогового законодательства, вынесено в пределах предоставленных инспекции полномочий, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Уклонение общества от исполнения требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области от 19 июня 2018г. № 15-18/51705 суды обоснованно признали совершением административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении жалобы заявителя, районный суд исходил из обоснованной необходимости получения налоговой инспекцией информации по сделке общества с ООО «Иркутский Вторчермет» в силу имеющихся полномочий по налоговому контролю.
Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не имеется.
Истребование у общества документов вне рамок проведения налоговой проверки обусловлено целями и задачами осуществления налогового контроля, является конкретным мероприятием налогового контроля.
Требование Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области от 19 июня 2018г. № 15-18/51705 отвечает принципам целесообразности, разумности и обоснованности, позволяет идентифицировать контрагента общества, по взаимоотношениям с которым запрошены документы, а также, какие конкретно документы и информацию за какой период общество обязано было представить в инспекцию. Отсутствие у налогового органа запрашиваемых документов не позволяет осуществить надлежащий налоговой контроль в отношении её участников.
При таких обстоятельствах доводы жалобы заявителя о незаконности требования налоговой инспекции ввиду отсутствия в нём указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, несостоятельны, поскольку отсутствие такого указания носит формальный характер и не свидетельствует о недействительности требования налоговой инспекции.
Доводы жалобы заявителя о недопустимости налогового контроля вне рамок проведения налоговой проверки основаны на неверном прочтении и толковании действующего законодательства, в частности гл. 14 НК РФ, согласно которой налоговый контроль осуществляется, в том числе, вне рамок проведения налоговой проверки, и не исключается в форме истребования необходимых документов (информации).
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм указанного Кодекса и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Порядок и срок привлечения Ермакова С.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 20 Ленинского района г. Иркутска от 25 июля 2019г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Иркутска от 9 октября 2019г., вынесенные в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Вторчермет» Ермакова Сергея Васильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Ермакова С.В. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина