Дело №2-357/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тамбов 02 февраля 2021 года
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Обуховой И.Е.
при секретаре Картавых А.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области обратилась в суд с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю.
Исковые требования администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области мотивированы тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно - правовую форму в соответствии с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Порядок выделения земельных участков в счет невостребованных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии со ст.12.1, ст.13 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Образование земельного участка, выделяемого в счет земельных долей, осуществляется на основании решения общего собрания участников долевой собственности или решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, а информация о невостребованных земельных долях с указанием их собственников должна быть опубликована в средствах массовой информации с предоставлением последним права в течении трех месяцев после опубликования заявить о своем желании воспользоваться правами участника долевой собственности.
Во исполнение действующего законодательства в специальном выпуске газеты «Тамбовская жизнь» от 08 мая 2019 года №48 (26984) была опубликована информация о собственниках невостребованных земельных долей в границах СХПК «Тамбовский» в количестве 23 человек.
В сообщении собственникам невостребованных земельных долей предлагалось заявить о своем желании воспользоваться правами участников долевой собственности. Однако возражения относительно включения в список невостребованных земельных долей не предоставлены.
После публикации в газете было назначено общее собрание участников долевой собственности по вопросу определения местоположения земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей, которое не состоялось ввиду отсутствия кворума (публикация в специальном выпуске газеты «Тамбовская жизнь» от 08 октября 2019 года №111 (27047).
Администрацией Тамбовского района Тамбовской области 17 ноября 1994 года было принято постановление №2850 «Об утверждении проекта перераспределения земель в сельскохозяйственных предприятиях района», на основании которого собственникам земельных долей выдавались свидетельства о праве собственности на землю. Решетовой М. А. свидетельство на право собственности на землю выдано не было.
Собственник земельной доли земель сельскохозяйственного назначения не использовал предоставленный ему пай более трех лет, не предпринимал каких - либо действий, свидетельствующих о заинтересованности в выделенной земельной доле, на территории сельсовета длительное время не проживал.
Представленные доказательства подтверждают возможность применения в отношении земельной доли, принадлежащей Решетовой М.А. статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которой предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или не использования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Администрация Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области просит признать право муниципальной собственности Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на невостребованную земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, ранее принадлежавшую Решетовой М. А..
В судебное заседание представитель истца - администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя администрации Суравского сельсовета Сариевой В.А. имеется заявление, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Представитель ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От и.о. руководителя Овчинниковой Ю.В. имеется отзыв по делу, в котором она просит рассмотреть дело без участия представителя Территориального управления с учетом отзыва.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя администрации Тамбовского района Тамбовской области Конобеевой Н.В., действующей по доверенности, имеется ходатайство, в котором она просит провести судебное разбирательство без участия представителя администрации Тамбовского района Тамбовской области. Относительно удовлетворения исковых требований не возражает.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 44 Земельного кодекса РФ предусматривает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно п.1 ст.25 Земельного кодекса РФ Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04 сентября 1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01 января 1993 года осуществить реорганизацию и привести свою организационно - правовую форму в соответствии с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Учитывая, что спорные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения, специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с использованием этих участков, является Федеральный Закон от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В силу ст.15 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п.1,2 ст.12.1).
Согласно п.8 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии со ст.284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно п.3-7 ст.12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Судом было установлено, что постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области № от 17 ноября 1994 года был утвержден проект перераспределения земель в сельскохозяйственных предприятиях района. За совхозом «Тамбовский» закреплены сельскохозяйственные угодья.
В списках граждан, наделяемых бесплатной земельной долей по совхозу «Тамбовский» Тамбовского района, значится Решетова М.А.
Администрация сельсовета опубликовала список невостребованных земельных долей в специальном выпуске газеты «Тамбовская жизнь» от 08 мая 2019 года.
Как следует из протокола общего собрания собственников земельных долей совхоза «Тамбовский» Тамбовского района Тамбовской области от 08 октября 2019 года - в соответствии с п.5 ст.14.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» считать собрание несостоявшимся ввиду отсутствия кворума.
Администрация Суравского сельсовета составила списки долей, которые признаны невостребованными, в связи с тем, что собственники не распорядились данным имуществом, которые были утверждены постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ. В данном списке также значится Решетова М.А.
Согласно выписке из ЕГРН и кадастрового паспорта земельного участка земельная доля Решетовой М.А. не была зарегистрирована.
Каких-либо доказательств со стороны ответчиков по использованию спорного земельного пая по его целевому назначению суду представлено не было.
Согласно справке администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 15.10.2020 г. Решетова М.А. на день своей смерти ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес> – одна.
Нотариус Тамбовского района Тамбовской области Проскурякова И.Н. сообщила, что наследственное дело после смерти Решетовой М.А. не заводилось.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацией Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области выполнены все действия, предусмотренные для признания земельных долей земель сельскохозяйственного назначения в границах СХПК «Тамбовский», для последующего признания права на них муниципальной собственности администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области - удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности администрации Суравского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области на 1/193 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 9183067 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, ранее принадлежавшую Решетовой М. А..
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья- И.Е. Обухова
Решение принято в окончательной форме: 09 февраля 2021 года.
Судья- И.Е. Обухова