Дело № 2-2154/2022 КОПИЯ
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 26 июля 2022 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Бурдиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Гусевой Е.А.,
с участием представителя истца Русакова С.С.,
представителя ответчиков Бабушкина А.В., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 28» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений,
у с т а н о в и л :
Березниковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование иска указано, что 24.03.2022 в ходе проверки Березниковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю выявлены факты невыполнения администрацией ФКУ ИК-28 санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану и здоровье осужденных, а также требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, установленных ст. 99 и ст. 101 УИК РФ. Так, в нарушение ч.3 ст.101 УИК РФ и положений п.2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, утвержденных становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 (далее - СП 2.1.3678-20) покрытия стен и потолка помещений помывочных помещений ТБ-3 (туберкулезной больницы №3) ФКУЗ МСЧ-59 имеют дефекты и повреждения, следы протеканий и признаки поражений грибком. В нарушение п.2.6. СП 2.1.3678-20 помывочные помещения ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59, являющиеся источником избытком тепла и влаги, не обеспечены рабочей местной системой вытяжной вентиляции. По результатам проведенной в марте 2022 проверки, по фактам нарушений положений уголовно-исполнительного законодательства РФ, в части выявленных нарушений санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану и здоровье осужденных, а также требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, содержащихся в ТБ-3, в адрес начальника ФКУ ИК-28 вносилось представление от ..... за исх. №/Прдп21-22-20570054. Исходя из ответа начальника ФКУ ИК-28 от 27.04.2022 №№ «О направлении ответа», представление признано обоснованным, приняты меры к устранению выявленных нарушений. Так согласно ответу, для устранения в помывочных помещениях ТБ-3 филиала ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражения грибком и обеспечения рабочей местной системы вытяжной вентиляции администрацией ФКУ ИК-28 неоднократно направлялись заявки на выделение финансирования в ГУФСИН России по Пермскому краю. Так, 25.02.2022 исх. № 60/61/15-1347 в адрес заместителя начальника ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка с расчетом потребности выделения денежных средств на устранение, выявленных прокуратурой нарушений закона. Однако, ситуация в настоящее время не изменилась, по состоянию на 27.05.2022 лимиты бюджетных средств не выделялись. Данное обстоятельство грубо нарушает права осужденных на надлежащие материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия содержания, охрану жизни и здоровья. Ответчики, являясь государственными органами ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю и федеральным казенным учреждением (ФКУ ИК-28), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся нарушений закона, предусматривающих устранение дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен и потолка, а также установки рабочей местной системы вытяжной вентиляции помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России. Количество и состав лиц отбывающих уголовное наказание в ФКУ ИК-28 постоянно меняется, в связи с чем, исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, так как определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным. Представитель истца, со ссылками на законодательство, просит обязать ФСИН России организовать финансовое обеспечение расходов связанных с устранением дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен и потолка, а также установки местной системы вытяжной вентиляции помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России; обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю довести бюджетные ассигнования, выделенные ФСИН России, до ФКУ ИК-28 на устранение дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен и потолка, а также установки рабочей местной системы вытяжной вентиляции помывочных смещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России; обязать ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю с момента организации финансирования в течение 6 месяцев устранить дефекты и повреждения, следы протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен потолка, а также установки рабочей местной системы вытяжной вентиляции помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Русаков С.С. на исковых требованиях настаивал, просил исковое заявление удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчиков Бабушкин А.В. с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения, в которых указал, что возложение на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанности по финансовому обеспечению расходов, связанных с устранением выявленных нарушений в сфере уголовно-исполнительного законодательства при организации отбывания наказания осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность территориального органа ФСИН России. Доказательств того, что ФСИН России, как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, отказала в финансировании ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю в выделении средств на устранение выявленных нарушений не представлено. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно справке по результатам проверки от ....., выявлен ряд нарушений, а именно, нарушение требований статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ФЗ от ..... №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и других нормативных правовых актов, регламентирующий организацию и порядок медицинского обеспечения осужденных. В филиале ТБ№3 отсутствуют максимальные термометры для контроля температуры в обеззараживающих вещах, находящихся в дезинфекционной камере. Также проверкой выявлены факты невыполнения администрацией ФКУ ИК-28 санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану и здоровье осужденных, а также требований о материально-бытовом обеспечении осужденных, установленных ст. 99 и ст. 101 УИК РФ. Так в нарушении части 3 статьи 101 УИК РФ и положений п. 2.7 санитарных правил СП 2.13678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственно санитарного врача РФ от 24.12.2020 №44, покрытия стен и потолка, помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 имеют дефекты и повреждения, следы протеканий и признаки поражений грибком. В нарушение п. 2.6 СП 2.1.3678-20 помывочные помещения ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59, являющиеся источником избытка тепла и влаги, не обеспечены рабочей местной системой вытяжной вентиляции. В ходе проверки установлено, что в ИК-28 нарушаются требования ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в помещениях общего пользования ТБ-3 отсутствуют условия для их посещения инвалидами- колясочниками (л.д. 8-11).
..... на имя начальника учреждения внесено представление № (л.д. 15-17).
В соответствии с ответом начальника ФКУ ИК-28 от ..... «О направлении ответа», для устранения повреждений, дефектов, следов протекания и признаков поражения грибком и обеспечения рабочей местной вентиляции два раза в год направляются заявки на выделение финансирования в ГУФСИН России по Пермскому краю. По состоянию на текущий период, денежные средства не выделялись (л.д. 18-20).
..... в адрес ГУФСИН России по Пермскому краю направлена заявка № с расчетом потребности выделения денежных средств для ремонта объектов медицинского назначения ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, с приложениями (л.д. 27-35).
Согласно ч.З ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Согласно ст. 39 ФЗ от ..... «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный -санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно положения п.2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 (далее - СП 2.1.3678-20) покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих дезинфицирующих средств.
В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
На основании п. 2.6. СП 2.1.3678-20 помещения, в которых установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должны быть обеспечены местной системой вытяжной вентиляции.
В силу ст. 10 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закрепляет обязанность учреждений исполняющих наказания осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания, в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п.п. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей ФСИН России, согласно п.п. 6 п. 7 Положения, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее акций.
ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-28.
ГУФСИН России по Пермскому краю, в свою очередь, в соответствии с абз. 4и7.п2п. 15 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденному приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518, осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений, а также непосредственно осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом о федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 28 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю», утвержденным Приказом Федеральной службы исполнения наказаний №278 от 11.05.2011. Исходя из пункта 2.5.2. Устава, ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет в т.ч. материально-бытовое обеспечение осужденных.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1, учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Согласно п.п. 1.6, 1.7 Устава ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю, данное учреждение по своей организационной форме является федеральным казенным учреждением, имеет статус исправительного учреждения и является юридическим лицом, участником бюджетного процесса, получателем бюджетных средств.
Согласно п. 2.1 данного Устава, в предмет и цели деятельности Учреждения входят обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ, международного права, положениям международных договоров РФ.
В соответствии с п. 2.5.2 данного Устава, Учреждение осуществляет эксплуатацию зданий, помещений и имущества Учреждения; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану имущества Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; материально-бытовое обеспечение осужденных.
Согласно п.п. 1.2, 5.1 Устава, собственником имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России. Имущество Учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
Источниками финансирования деятельности Учреждения являются: средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством РФ (п.5.8 Устава).
Согласно п. 5.12 при недостаточности у Учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.4.1 Устава, управление Учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю и руководство Учреждения (начальник, его заместители).
ФСИН России в отношении Учреждения осуществляет контроль деятельности Учреждения и за использованием закрепленного за ним имущества (п.4.2 Устава).
ГУФСИН России по Пермскому краю в отношении Учреждения осуществляет: доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утверждение штатной численности и фонда оплаты труда работников Учреждения и внесение в них изменений; контроль за использованием закрепленного за Учреждением имущества (п.4.3 Устава).
В соответствии с п.п. 2 п. 15 Приложения 60 Приказа ФСИН России от 11.06.2015 № 518 «Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний» ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет: меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений; материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений; подготовку обоснования инвестиций в строительство, проектной документации на реконструкцию и строительство объектов уголовно-исполнительной системы, а также на капитальный ремонт зданий и сооружений; контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; контроль использования закрепленного за подведомственными учреждениями имущества.
Согласно пунктов 3, 6 Положения о Федеральной Службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», основными задачами ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно п.п. 6 п. 7 Положения о Федеральной Службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Согласно ч. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
На основании изложенного, учитывая, что несоблюдение ответчиком ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю возложенных на него законом обязанностей, а также не исправление выявленных в ходе проведенной прокуратурой проверки нарушений закона нарушает права неопределенного круга лиц (в частности, осужденных, находящихся на лечении в ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59) ), создает угрозу их жизни и здоровью, а также принимая во внимание, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, главным распорядителем средств федерального бюджета по осуществлению функций, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, и уполномоченным собственником в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, является ФСИН России, а распорядителем ГУФСИН России по Пермскому краю, следовательно, при недостаточности у ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю средств, ответственность по его обязательствам несет ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что исполнение решения суда будет сопряжено для ФКУ ИК № 28 ГУФСИН России по Пермскому краю со значительными финансовыми и материально-техническими затратами, принимая во внимание бюджетный характер финансирования учреждения, суд полагает возможным установить для ФКУ ИК № 28 ГУФСИН России по Пермскому краю срок исполнения решения суда – в течение 6 месяцев с момента организации финансирования.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Березниковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 28» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю о возложении обязанности по устранению нарушений, удовлетворить.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность организовать финансовое обеспечение расходов связанных с устранением дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен и потолка, а также установки местной системы вытяжной вентиляции помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Возложить на Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю обязанность довести бюджетные ассигнования, выделенные ФСИН России, до ФКУ ИК-28 на устранение дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен и потолка, а также установки рабочей местной системы вытяжной вентиляции помывочных смещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Возложить на ФКУ ИК-28 ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность с момента организации финансирования в течение 6 месяцев устранить дефекты и повреждения, следы протеканий и признаков поражений грибком покрытий стен потолка, а также установки рабочей местной системы вытяжной вентиляции помывочных помещений ТБ-3 ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (02.08.2022).
Судья (подпись) И.А. Бурдина
Копия верна. Судья