Решение по делу № 2-6760/2024 от 25.07.2024

Дело № 2-6760/2024

УИД 23RS0040-01-2024-003450-83

РЕШЕНИЕ

Именем      Российской      Федерации

09 декабря 2024 года                                            г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Артемовой О.А.

при секретаре Моисеенко А.Е.,

при участии представителя истца ФИО3 по доверенности от 23.01.2024г.,

представителя ответчика ФИО4, по доверенности от 22.02.2024г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к Акционерному обществу <данные изъяты> о признании противоправными действия, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров, о возложении обязанности прекратить нарушение требований,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось с исковым заявлением к Акционерному обществу «Тандер» о признании противоправными действия, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров, о возложении обязанности прекратить нарушение требований.

Требования мотивированы тем, что в отношении АО <данные изъяты> на основании ст. 74 Федерального закона РФ от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле «надзоре» и муниципальном контроле в Российской Федерации» Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https:gov.crpt.ru «Честный знак» проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) (далее –Правила ). В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований у АО <данные изъяты> выявлены отклонения при реализации обувных товаров (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и другие даты). Так, например, товар «04680328004827 Шлепки женские» со средством (кодом) идентификации 01046803280048272153ndNcZ1HYeOq АО «Тандер» был неоднократно реализован (продан, выведен из оборота) без возврата в оборот, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 13:04 и ДД.ММ.ГГГГ в 19:30 по адресу: <адрес>.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеуказанные факты нарушают п.п. 22, 64, 69, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации . Управлением Роспотребнадзора по <адрес> АО <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ было выдано Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.п. 22, 64, 69, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ было направлено АО <данные изъяты> заказным почтовым отправлением () по адресу согласно данным ФНС России. Почтовое отправление АО <данные изъяты> получено ДД.ММ.ГГГГ. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении АО <данные изъяты> также было размещено в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (https://proverki.gov.ru/portal, ПМ ), что в силу ст. 21 Закона ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует об информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении. Кроме того, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ было направлено АО <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> (указан в карточке АО <данные изъяты> в ГИС МТ «Честный знак»).

Возражений на предостережение в Управление от АО <данные изъяты> не поступило.

Фактически в действиях АО <данные изъяты> ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. На ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано 447 865 отклонения. ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано 479 393 отклонения.

Действия АО <данные изъяты> образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей по рассматриваемой ситуации в 2024 запрещено. С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации обувных товаров, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, Управление Роспотребнадзора по <адрес> вынуждено прибегнуть к судебной защите.

На основании изложенного Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> просит:

1. Признать действия АО <данные изъяты>, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товаров без их возврата в оборот противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.

2. Возложить на АО <данные изъяты> обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно прекратить действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товара без его возврата в оборот.

3. Обязать АО <данные изъяты> в десятидневный срок с момента вступления в силу решения об удовлетворении иска довести информацию о решении до сведения потребителей через средства массовой информации.

Истец извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя.

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании на исковых требованиях настаивает в полном объеме.

Ответчик извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, направил в судебное заседание представителя.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласен по доводам указанным в возражениях на исковое заявление. Из возражений следует, что АО <данные изъяты> не совершало противоправных действий, в том числе действий по неоднократной реализации товара без его возврата в оборот. Иных доказательств совершения нарушения, помимо распечаток из сети Интернет, материалы дела не содержат. Фактически контрольные мероприятия государственным органом по адресу с <адрес> не осуществлялись. АО <данные изъяты> совершает все необходимые действия, направленные на недопущение нарушений при реализации товаров с использованием системы «Честный знак».

Суд, заслушав представителя истца и представителя ответчика полно и всесторонне исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.

Согласно п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг). Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Правительство РФ может вводить обязательную маркировку товаров средствами идентификации в целях обеспечения законного оборота товаров, защиты прав потребителей и предупреждения действий, вводящих их в заблуждение, охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Согласно п.5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.

Согласно п.16 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во исполнение указанных норм Правительством РФ издано Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», издано Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515, которым утверждены Правила маркировки обувных товаров.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 утверждены Правила маркировки обувных товаров средствами идентификации.

В пп. «д» п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 N 860 "Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров" указано, что с 1 июля 2020 г. вносят в информационную систему мониторинга сведения о маркировке обувных товаров, а также о вводе обувных товаров в оборот, их обороте и выводе из оборота в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

Пунктом 22 Правил, установлено, что ответственность за полноту, достоверность и своевременность направляемых в информационную систему мониторинга сведений несут участники оборота обувных товаров, представляющие информацию.

В Пункте 64 Правил указано, что при передаче (приемке) обувных товаров в рамках сделок, предусматривающих переход права собственности на указанные товары, а также в рамках договоров комиссии и (или) агентских договоров, и (или) договоров подряда, и (или) договоров поручения участник оборота обувных товаров, осуществляющий отгрузку (приемку) обувных товаров, формирует уведомление о передаче (приемке) обувных товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписывает его усиленной электронной подписью и направляет в информационную систему мониторинга в срок не более 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи или приемки) обувных товаров через оператора электронного документооборота.

В случае если одним из участников оборота обувных товаров (отправителем или получателем) направлено в информационную систему мониторинга уведомление о передаче (приемке) обувных товаров (в форме универсального передаточного документа с указанием вида сделки, в рамках которой осуществляется отгрузка), подписанное обоими участниками оборота обувных товаров, указанные в пункте 67 настоящих Правил сведения в отношении этих обувных товаров могут не передаваться в информационную систему мониторинга другим участником оборота обувных товаров.

При получении указанного уведомления, подписанного обоими участниками оборота обувных товаров, оператор информационной системы мониторинга отражает в реестре средств идентификации обувных товаров информационной системы мониторинга факт передачи обувных товаров одним участником оборота обувных товаров другому участнику оборота обувных товаров. (п.69 Правил).

Пунктом 85 Правил установлено, что в случае возврата обувных товаров потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей участник оборота обувных товаров представляет соответствующие сведения в информационную систему мониторинга в соответствии с пунктами 76 - 79 настоящих Правил и при необходимости осуществляет перемаркировку обувных товаров до предложения этих товаров для реализации (продажи), в том числе до их выставления в месте реализации (продажи), демонстрации их образцов. При возврате обувных товаров с неповрежденным средством идентификации обувных товаров обувные товары повторно не маркируются, а в информационную систему мониторинга передаются следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота обувных товаров, принимающего обувные товары; код идентификации; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных обувных товаров.

ГИС МТ «Честный знак» подразумевает генерацию уникального средства (кода) идентификации для каждой единицы товара. Один код не может использоваться для нескольких единиц товаров, по причине чего повторная реализация товара возможна только в случае возврата указанного товара потребителем и внесения информации о возврате товара в информационную систему мониторинга.

Сам факт реализации товара с нарушением обязательных требований определяет нарушение прав неопределенного круга потребителей, поскольку вводит их в заблуждение и не обеспечивает возможность правильного выбора товаров.

В соответствии с п.1 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение право потребителей продавец (исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Продавец товара обязан предпринимать все исчерпывающие меры по соблюдению установленных обязательных требований. Повторная реализация (продажа) маркированного товара без его возврата в оборот не допускается.

Из материалов дела следует, что на основании ст. 74 Федерального закона №248-ФЗ в отношении АО <данные изъяты> Управлением Роспотребнадзора по <адрес> (далее – Управление) проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом – наблюдение за соблюдением обязательных требований.

Мероприятие проводилось посредством ГИС МТ «Честный знак» в сети интернет (gov.crpt.ru), в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ).

В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований должностными лицами Управления выявлены неоднократные отклонения при реализации АО <данные изъяты> обувных товаров, а именно 08.02.2024г., 11.02.2024г., 12.02.2024г., и другие даты, товар: «04680328004827 Шлепки женские» со средством (кодом) идентификации 1046803280048272153ndNcZ1HYeOq АО <данные изъяты> был неоднократно реализован (продан, введен из оборота) без возврата в оборот, а именно ДД.ММ.ГГГГ в 13:04 и ДД.ММ.ГГГГ в 19:30 по адресу: <адрес>. Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ .

Вышеуказанные факты не соответствуют требованиям п.п. 22, 64, 69, 85 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> АО <данные изъяты> выдано Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п.п. 22, 64, 69, 85 Правил .

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ направлено АО <данные изъяты> заказным почтовым отправлением () по адресу согласно данным ФНС России. Почтовое отправление АО <данные изъяты> получено ДД.ММ.ГГГГ. Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в отношении АО <данные изъяты> также было размещено в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий» (https://proverki.gov.ru/portal, ПМ ), что в силу ст. 21 Закона ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует об информированности контролируемого лица о вынесенном предостережении. Так же, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ было направлено АО <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> (указан в карточке АО <данные изъяты> в ГИС МТ «Честный знак»).

Возражений на предостережение в Управление от АО <данные изъяты> не поступило.

Фактически в действиях АО <данные изъяты> ГИС МТ «Честный знак» систематически выявляет отклонения. На ДД.ММ.ГГГГ было зафиксировано 447 865 отклонения. ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано 479 393 отклонения.

В связи с тем, что средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализации товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

Действия АО <данные изъяты> образуют состав административного правонарушения. Вместе с тем, в настоящее время в силу Постановления Правительства РФ № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» вступившего в законную силу 10 марта 2022 года проведение проверочных мероприятий, а также привлечение контролируемых лиц к административной ответственности в рамках контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, запрещено.

Согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

Следовательно, вопреки доводам ответчика Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с указанным иском.

В соответствии с абзацем вторым ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Доводы представителя ответчика о том, что факты неоднократной реализации (продажи, введения из оборота) без возврата в оборот не подтверждены документально, являются несостоятельными, поскольку Управлением Роспотребнадзора представлены скан листы из ГИС МТ «Честный знак». Данные отображенные в ГИС МТ «Честный знак» являются допустимым и надлежащим доказательством и вопреки доводам ответчика, в системе имеется идентификация по юридическому лицу, адресу произведенной товарной операции, время и дата, и номер отклонения. Так же несостоятелен довод, что указанные факты должны быть подтверждены чеками. В данном случае речь идет о том, что отображается ГИС МТ «Честный знак» относительно АО «Тандер». Ответчиком не опровергнута информация установленная Управлением Роспотребнадзора и отображенная в ГИС МТ «Честный знак». Отклонения регистрируются оператором системы мониторинга по факту поступления и обработки информации о продаже товара, поэтому дата регистрации отклонения и дата продажи товара могут отличаться.

Доводы представителя ответчика о том, что АО <данные изъяты> самостоятельно не маркирует товар судом не принимается, поскольку средство идентификации уникально для каждой единицы товара, повторная реализации товара возможна только в случае возврата товара в оборот по причине его возврата потребителем с внесением соответствующей информации в ГИС МТ «Честный знак».

С целью обеспечения законного оборота товаров и пресечения незаконной деятельности по реализации обувных товаров, а также недопущения создания угрозы нарушения прав неопределенного круга потребителей, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Управления Роспотребнадзора и считает необходимым признать противоправными действия АО <данные изъяты>, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товара без его возврата в оборот.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым возложить на АО <данные изъяты> обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно прекратить действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товара без его возврата в оборот. А так же необходимо согласно ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» возложить на АО <данные изъяты> обязанность в десятидневный срок с момента принятия судом решения довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ и на основании ст. 98 ГПК РФ и в связи с тем, что требования истца удовлетворены в полном объеме с АО <данные изъяты> подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК Российской Федерации, судья

р е ш и л:

Признать противоправными в отношении неопределенного круга лиц, действия Акционерного общества <данные изъяты> (ИНН: ), выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товара без его возврата в оборот.

Возложить на Акционерное общество <данные изъяты> (ИНН: ) обязанность прекратить нарушение обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров «Честный знак», а именно прекратить действия по неоднократной реализации (продаже, выведению из оборота) товара без его возврата в оборот.

Возложить на Акционерное общество <данные изъяты> (ИНН: ) обязанность в десятидневный срок с момента принятия судом решения довести его до сведения потребителей через средства массовой информации.

Взыскать с Акционерного общества <данные изъяты> (ИНН: ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья. Подпись

Копия верна

Судья                                                          О.А. Артемова

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2024

Подлинное решение находится в деле № 2- 6760/2024

Свердловского районного суда города Перми

2-6760/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Ответчики
АО "Тандер"
Другие
Мельников Александр Алексеевич
Проворов Антон Юрьевич
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
25.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
26.07.2024Передача материалов судье
01.08.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2024Предварительное судебное заседание
04.10.2024Предварительное судебное заседание
04.10.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.10.2024Предварительное судебное заседание
09.12.2024Судебное заседание
13.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее