УИД: 35RS0015-01-2020-000187-66
Дело № 2-111/2020
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2020 года.
В окончательной форме решение изготовлено 30 июля 2020 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кичменгский Городок 30 июля 2020 года
Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,
при секретаре Кузнецовой Ю.В.,
с участием истца, заместителя прокурора района Кузнецова С.А.,
представителей ответчиков администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Чистяковой В.В., администрации сельского поселения Кичменгское Гладских А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района, администрации сельского поселения Кичменгское об обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей,
установил:
прокурор обратился в суд с указанным иском.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, законодательства о государственной и муниципальной собственности на территории Кичменгско-Городецкого муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения. В ходе проверки на территории Кичменгско - Городецкого муниципального района выявлены бесхозяйные объекты недвижимости: котельная, расположенная по адресу, <адрес>, тепловые сети, протяженностью 15,0 метров от котельной, расположенной по адресу, <адрес> до здания ФОК и Дома Культуры <адрес>. Исходя из материалов проверки следует, что собственник вышеуказанных объектов отсутствует. Право личной собственности на них также не зарегистрировано. Отсутствие собственника у объекта теплоснабжения и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического обслуживания тепловой сети, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации. Следует учитывать, что возникновение чрезвычайной ситуации на вышеуказанных объектах может затронуть объекты социальной инфраструктуры <адрес>, поскольку от правильной эксплуатации этих участков зависит теплоснабжение физкультурно-оздоровительного комплекса, дома культуры и библиотеки. Просит обязать администрацию Кичменгско-Городецкого муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: котельной, расположенной по адресу <адрес>, тепловых сетей, протяженностью 15,0 метров от котельной, расположенных по адресу <адрес> до здания ФОК и Дома культуры <адрес>
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения Кичменгское, на территории которой расположены бесхозяйные недвижимые вещи, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.
Истец, заместитель прокурора района Кузнецов С.А., в судебном заседании исковые требования уточнил в части местонахождения спорных объектов: <адрес>, исковые требования к ответчику администрации района не поддержал, полагает надлежащим ответчиком по данному делу администрацию сельского поселения Кичменгское, поскольку земельный участок и объект недвижимости - ФОК находятся в собственности сельского поселения Кичменгское.
Представитель ответчика администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района, по доверенности Чистякова В.В., иск не признала, пояснила, что котельная и тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес> находятся на территорий сельского поселения Кичменгское, которая не является межселенной, которые соответственно и должны обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозных вещей. Также указанная котельная и тепловая сеть являются источником теплоснабжения для здания ФОК, который находится в собственности сельского поселения Кичменгское и здания Дома культуры, собственник которого отсутствует, население данная котельная не обслуживает. До ДД.ММ.ГГГГ данную котельную обслуживало БУК «Кичменгское социально-культурное объединение». Кроме того здание Фока и Дома культуры с котельной и сетями расположены на земельном участке, который является собственностью сельского поселения Кичменгское. Дополнила, что у земельного участка на котором находятся спорные объекты, значится старый адрес <адрес>, а объектам, которое сельское поселение планирует присвоить адрес после постановки на кадастровый учет будет значится <адрес>
Представитель ответчика администрации сельского поселения Кичменгское Гладских А.Д. иск прокурора признал частично, пояснил, что здание котельной и теплосети расположены по адресу <адрес> Земельный участок, на котором расположены спорные объекты имеет кадастровый номер № и старый адрес: <адрес> принадлежит сельскому поселению Кичменгское. В настоящее время земельному участку присвоен новый адрес: <адрес>. Обратил внимание, что решением Совета сельского поселения Кичменгское от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры осуществляются органами местного самоуправления Кичменгско-Городецкого района.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне истца-Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении иска в отсутствие представителя. Согласно отзыву в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, а также постановке на государственный кадастровый учет котельной и тепловых сетей, расположенных по адресу: <адрес>. Решение вопроса по гражданскому делу оставляет на усмотрение суда.
Суд, исследовав письменные доказательства, заслушав доводы сторон, находит исковые требования прокурора, с учетом уточненных требований подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как предусмотрено частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно статье 6 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений и прочее.
В части 6 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" указано, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как указано в акте осмотра здания котельной и тепловых сетей от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему фотоматериалом, от нежилого здания-котельной путем подземной прокладки проходят тепловые сети.
По информации администрацией Кичменгско-Городецкого муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ котельная по адресу: <адрес> в Реестре муниципальной собственности Кичменгско-Городецкого муниципального района не значится.
Из уведомлений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на указанные объекты в Едином государственном реестре недвижимости сведения отсутствуют (л.д.20, 21).
По информации администрации сельского поселения Кичменгское от ДД.ММ.ГГГГ за № указанные объекты в Реестре муниципальной собственности сельского поселения Кичменгское не значатся (л.д. 19).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент имущественных отношений Вологодской области сообщил, что в реестре имущества, находящегося в собственности Вологодской области, на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения на вышеуказанное имущество (л.д. 16).
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в реестре федерального имущества отсутствуют сведения по вышеуказанным объектам недвижимости (л.д. 17).
Согласно плана-схемы теплоснабжения от 2018 года в Кичменгско-Городецком муниципальном районе располагается котельная ФОК <адрес> и тепловые сети протяженностью 15 метров. Отапливаемыми объектами значатся здание ФОК, дома культуры, обслуживающая организация БУК «Кичменгское СКО» (л.д. 31,35).
Из ответа Администрации сельского поселения Кичменгское следует, что здание котельной, отапливающее здания ДК и ФОКА в <адрес>, расположено на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Из выписки из реестра муниципального имущества сельского поселения Кичменгское следует, что земельный участок с кадастровым номером № передан на основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ в собственность сельского поселения Кичменгское.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в кадастровом квартале <данные изъяты>, правообладателем значится сельское поселение Кичменгское.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года здание ФОК по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, правообладателем значится сельское поселение Кичменгское. Сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимости - здания ДК в ЕГРН отсутствуют.
Учитывая, что спорный участок тепловых сетей и котельная не состоят на балансе юридических лиц, их собственник не установлен, в реестре муниципальной собственности не числятся, в ЕГРН сведений о их правообладателе не имеется, в связи с чем, данные объекты надлежит признать бесхозяйными.
Принимая во внимание, что отсутствие собственника может являться препятствием обеспечения сохранности данных тепловых сетей и вызвать угрозу развития чрезвычайных ситуаций для неопределенного круга лиц, исковые требования подлежат удовлетворению.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон "О теплоснабжении").
В соответствии с пунктом 5 приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из представленных материалов здание котельной и тепловая сеть являются источником теплоснабжения здания ФОК, который находится в собственности сельского поселения Кичменгское и Дома культуры (собственник отсутствует), расположены в границах земельного участка, который является собственностью сельского поселения Кичменгское.
Таким образом, администрация сельского поселения Кичменгское является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. В силу указанного иск к администрации района не поддержан.
Доводы ответчика Гладских А.Д. о передаче полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры органам местного самоуправления Кичменгско-Городецкого района не могут быть приняты во внимание, поскольку определяющее значение в данном случае имеет право собственности на земельный участок, на котором расположены бесхозяйные объекты недвижимости, что соответствует основополагающему принципу земельного законодательства единства судьбы земельного участка и расположенной на нем недвижимости.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера рассматриваемого спора, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судебные расходы по делу не распределяются, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения Кичменгское в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей:
котельной, расположенной по адресу <адрес>
тепловых сетей, протяженностью 15,0 метров от котельной, расположенных по адресу, <адрес> до здания ФОК и Дома культуры <адрес>
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья - Р.В. Шемякина