Судья Власова Л.И. |
№ 33а-2773-2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск |
09 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Науменко Н.А. |
судей |
Тихоновой Ж.В. |
Камерзана А.Н. |
|
при секретаре |
Мурашовой Н.Ю. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-640-2020 по административному исковому заявлению Попова Владимира Анатольевича об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выраженного в уведомлении от 16 декабря 2013 года № 1/3-5/15, восстановлении нарушенных прав,
по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Камерзана А.Н., мнение представителя заинтересованного лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ОСК РФ в лице филиала ЖКС №1 Магеры О.В., судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
установила:
Попов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны России), выраженного в уведомлении от 16 декабря 2013 года № 1/3-5/15, восстановлении нарушенных прав.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец с 2013 года состоял на учете в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Ранее проживал и был зарегистрирован по месту жительства в военном городке, имеющем в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года №1514-р статус закрытого военного городка (№48), по адресу: ...
Решением ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны России, выраженным в уведомлении от 16 декабря 2019 года № 1/3-5/15, административный истец с 06 сентября 2019 года исключен из числа участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства в закрытом военном городке 06 сентября 2019 года.
Административный истец считает указанное решение незаконным, в силу того, что Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее ГЖС) в рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, не содержат оснований для исключения граждан из числа подпрограммы.
Полагает, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы, поскольку с регистрационного учета по месту жительства в закрытом военном городке по адресу: ..., был снят вынужденно в связи с признанием жилого помещения аварийным.
С 30 октября 2019 года по 30 сентября 2020 года административный истец был зарегистрирован по адресу: ..., как супруг нанимателя по месту пребывания в жилом помещении, предоставленном Поповой Т.И. по договору найма служебного жилого помещения от 30 октября 2019 года № СевРУЖО-4/474-2019, при том, что в браке с П.Т.И. не состоит, в трудовых правоотношениях с Минобороны РФ ни П.Т.И., ни сам административный истец не состоят.
С учетом дополнения исковых требований, Попов В.А. просил признать незаконным решение ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны России, выраженное в форме уведомления от 16 декабря 2019 года №1/3-5/15, возложить на ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны РФ обязанность отменить данное решение, восстановить Попова В.А. в списках участников программы переселения с 06 ноября 2013 года, а также предоставить в срок до 30 сентября 2020 года административному истцу жилое помещение по договору социального найма либо в собственность бесплатно по избранному месту жительства - в г. Санкт-Петербург, в соответствии с нормой предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина - 33 кв.м., обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 года административные исковые требования Попова В.А. частично удовлетворены, решение ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны РФ, выраженное в форме уведомления от 16 декабря 2019 года № 1/3-5/15 «Об исключении из числа участников основного мероприятия «Выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем коммунальными услугами граждан Российской Федерации» признано незаконным, на ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны РФ возложена обязанность восстановить Попова В.А. в числе участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по Министерству обороны Российской Федерации с 06 ноября 2013 года и разрешить вопрос о предоставлении Попову В.А. ГЖС в установленном законом порядке; кроме того на ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны РФ возложена обязанность сообщить об исполнении решения в суд и Попову В.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части в удовлетворении исковых требований Попову В.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ФГКУ «Северрегионжильё» Минобороны РФ по доверенности Клименко А.С., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований Попова В.А. в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, указал, что в соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, отсутствуют основания для предоставления административному истцу право на получение ГЖС, так как с 06 сентября 2019 года Попов В.А. был снят с регистрационного учета по месту жительства в закрытом военном городке.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились стороны, а также представитель заинтересованного лица Департамента жилищного обеспечения Минобороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Руководствуясь частью 2 статьи 150, частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда приходит к следующему.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Так судом установлено и подтверждено материалами дела, что Попов В.А., _ _ года рождения, был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Мурманская ..., с 04 июня 2010 года по 06 сентября 2019 года, занимая указанное жилое помещение по договору найма служебного (специализированного) жилого помещения.
Согласно уведомлению отдела № 4 г. Североморск ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 08-06/191 Попов В.А. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 на основании заявления (рапорта) и представленных документов признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, как лицо, подлежащие переселению из закрытого военного городка, 06 ноября 2013 года включен в реестр участников данной подпрограммы.
01 июня 2019 года ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ОСК СФ в лице филиала ЖКС №1 уведомило Попова В.А. о срочном расселении жильцов военного городка № 2 ... в связи с экономической нецелесообразностью выполнения капитального ремонта дома и невозможности гарантированного обеспечения теплом и ГВС от вышедшей из строя котельной № 49. При этом Попову В.А. было предложено жилое помещение по адресу: н..., а также сдать занимаемое им жилое помещение в ... и сняться с регистрационного учета по месту жительства.
На основании договора найма служебного жилого помещения от 30 октября 2019 года № СевРУЖО-4/974-2019, заключенному между ФГКУ «СРУЖО» Минобороны России (наймодателем) и П.Т.И. (нанимателем), административному истцу, как члену семьи П.Т.П., предоставлено временно на срок до 30 сентября 2020 года жилое помещение по адресу: ...
В данном жилом помещении Попов В.А. зарегистрирован по месту пребывания (временно) с 08 ноября 2019 года по 30 сентября 2020 года.
В соответствии с уведомлением ФГКУ «Севрегионжилье» от 16 декабря 2019 года № 1/3-5/15 Попов В.А. 06 сентября 2019 года исключен из числа участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем» по Министерству обороны Российской Федерации в соответствии с пп. 4 п. 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515, ввиду утраты оснований, дающих ему право на получение сертификата. Согласно данному уведомлению, в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 08 ноября 2019 года № 901 и копии паспорта Попов В.А. с 06 сентября 2019 года снят с регистрационного учета по месту жительства в закрытом военном городке, расположенном по адресу: ..., в связи с чем, основания для переселения из закрытого военного городка утратил.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку Попов В.А., относящийся к пенсионерам по старости, состоял на учете в качестве граждан, подлежащих выселению из закрытых военных городков, проживал в служебном жилом помещении и не имел другого жилого помещения, обладал правом на переселение из военного городка с предоставлением другого жилого помещения, в связи с чем требование о признании незаконным решения ФГКУ «Северрегионжильё» об исключении Попова В.А. из числа участников программы переселения подлежит удовлетворению, с возложением на ФГКУ «Северрегионжильё» обязанности по восстановлению административного истца в числе участников программы с 06 ноября 2013 года и рассмотрению вопроса о предоставлении Попову В.А. государственного жилищного сертификата в установленном законом порядке. При этом оснований для удовлетворения остальных исковых требований суд не усмотрел.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда первой инстанции не имеется, поскольку они подробно мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Так, пунктом 1 Указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года N 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством РФ социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
На момент принятия решения о признании Попова В.А. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», действовали Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Согласно пункту 1 указанного Постановления формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515 «Об утверждении Порядка и сроков формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, а также Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Министерстве обороны Российской Федерации» (подпункт 4 пункта 2).
Так, согласно пункту 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 515 уполномоченный орган ведет реестр граждан, проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и изъявивших желание получить сертификат, - в отношении граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка.
В силу пункта 7 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 декабря 2019 года № 515, основаниями для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об исключении гражданина из числа участников ведомственной целевой программы являются: заявление (рапорт) гражданина - участника ведомственной целевой программы об отказе от участия в ведомственной целевой программе; смерть (гибель), признание безвестно отсутствующим или объявление умершим (для одиноко проживающих граждан); выявление факта неправомерного включения гражданина в реестры, указанные в пункте 5 настоящего Порядка; утрата гражданином - участником ведомственной целевой программы оснований, дающих ему право на получение сертификата; получение гражданином жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков».
Уполномоченный орган (специализированная организация) принимает решение об исключении гражданина из числа участников ведомственной целевой программы в течение тридцати рабочих дней с даты выявления обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения, и вносит соответствующие изменения в реестры, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об исключении гражданина из числа участников ведомственной целевой программы уполномоченный орган (специализированная организация) выдает гражданину или его представителю под подпись уведомление об исключении его из числа участников ведомственной целевой программы с обязательным указанием причины исключения (приложение №2 к настоящему Порядку) либо направляет иным способом, позволяющим установить факт получения гражданином или его представителем уведомления. Одновременно копия уведомления направляется по адресу электронной почты, указанному гражданином.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
При этом юридически значимым для реализации указанного права данной категории лиц является факт постановки на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, с которым закон связывает право на получение такой выплаты.
Так, судом было установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что снятие с регистрационного учета Попова В.А. по адресу проживания в закрытом военном городке носило вынужденный характер по тому основанию, что жилое помещение признано аварийным и проживание было в нём невозможно.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с положениями приведенных норм, приходит к выводу об отсутствии оснований для исключения Попова В.А. из числа участников подпрограммы, с учетом вынужденного переселения последнего из закрытого военного городка во временно предоставленное жилое помещение.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу решения, судом первой инстанции не допущено.
При таком положении судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 174, 177, 307, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 16 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 декабря 2020 года.
Председательствующий:
Судьи: