Судья Мурашкина И.А. дело № 33-11096/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 2 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Шиповской Т.А., Ждановой С.В.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2–2199/2022 по иску Шакуновой Ю. В. к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Красноармейского районного суда города Волгограда от 12 июля 2022 года, которым постановлено:
исковые требования Шакуновой Ю. В. удовлетворить;
взыскать с Государственного учреждения – Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН <.......>, ОГРН <.......>) в пользу Шакуновой Ю. В., СНИЛС <.......>, пособие по беременности и родам в сумме 29439 руб. 20 коп., судебные издержки в сумме 1084 руб., а всего 30523 (тридцать тысяч пятьсот двадцать три) рубля 20 копеек.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя Шакуновой Ю.В. - Морозова В.Г., возражавшего по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Шакунова Ю.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Волгоградскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании суммы.
В обоснование иска указала, что работала в ООО «НК Эксперт Групп Поволжье» на 0,5 ставки. С апреля 2021 года находилась в отпуске по беременности и родам, в связи с чем работодатель подал ответчику документы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 58 878 руб. 40 коп., исходя из размера МРОТ, поскольку средний заработок был ниже МРОТ.
Ответчик произвел выплату пособия в размере 29 439 руб. 20 коп.
Шакунова Ю.В. с размером выплаченного пособия не согласна.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила взыскать с ответчика пособие по беременности и родам в сумме 29439 руб. 20 коп., судебные издержки в размере 1084 руб., расходы по оплате государственной пошлины.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В заседание суда апелляционной инстанции Шакунова Ю.В., представитель Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
Порядок назначения, размер исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ) и Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В силу ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по уходу за ребенком принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступлении страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007г. № 375 (действовавшим на момент спорных правоотношений) утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством, которое действовало на момент принятия Фондом социального страхования, оспариваемого решения.
Пунктом 11(1) Положения № 375 предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - ниже минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимальному размеру оплаты труда, установленному с учетом этих коэффициентов.
Согласно п. 15 Положения во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
В пунктах 15 (1) – 15(3) Положения указано, что средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления заработка, начисленного за расчетный период, на 730.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды: периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком; период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.)
Средний дневной заработок, определенный в соответствии с настоящим пунктом, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В случаях, указанных в пункте 11(1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда, установленного с учетом этих коэффициентов, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно п. 16 Положения в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1) - 15(3) настоящего Положения.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 24.07.2017г. Шакунова Ю.В. работает генеральным директором ООО «НК Эксперт Групп Поволжье» с тарифной ставкой 0,5 ставки. С 05.04.2021г. по 22.08.2021г. истец находилась в отпуске по беременности и родам, за указанный период ответчик выплатил истцу пособие по беременности и родам в сумме 29 439 руб. 20 коп.
Определяя размер пособия по беременности и родам, ответчик исходил из того, что средний заработок Шакуновой Ю.В. за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, меньше среднего заработка, исчисленного из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая. В связи с чем, средний заработок для расчета пособия по беременности и родам принят равным минимальному размеру оплаты труда на день наступления страхового случая, с применением коэффициента 0,5, поскольку истец трудоустроена на 0,5 ставки.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком размер пособия по беременности и родам начислен неверно, несмотря на то, что на день наступления страхового случая средний заработок Шакуновой Ю.В. был ниже минимального размера оплаты труда, размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами подлежал расчету исходя из среднего заработка равного минимальному размеру оплату труда без учета продолжительности рабочего времени.
Судебная коллегия с указанными выводами суда, основанными на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, соглашается.
Расчет МРОТ в пропорции отработанного времени законодательством не предусмотрен. Данные выплаты являются социальными гарантиями граждан, предусмотренными вышеуказанными законодательными актами и их перерасчет влечет за собой нарушение прав работника на выплату пособия в размере меньшем, чем установленный законодательством МРОТ.
При этом положения части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключает применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Красноармейского районного суда города Волгограда от 12 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи