Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Ильиной В.А., при помощнике Мекляевой Н.С., с участием представителя истца ФИО7, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД №38RS0036-01-2021-006645-84 (производство №2-405/2022 (2-4826/2021;) по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управлявшая компания «Острог» о признании задолженности за жилищно-коммунальные услуги отсутствующей,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: 664058, <адрес обезличен>.
На момент подачи искового заявления, со стороны ответчика предъявлены требования о погашении задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг в размере 118 796,09 рублей.
Указанная сумма задолженности за ЖКУ не является достоверной, рассчитана с нарушением положений действующего законодательства РФ.
<Дата обезличена> Арбитражным судом <адрес обезличен> вынесено определение о принятии заявления ФИО2 о признании ее несостоятельной (банкротом) (дело №А19-17804/2020). <Дата обезличена> Арбитражным судом <адрес обезличен> вынесено решение о признании гражданина банкротом и о введении реализации имущества гражданина. <Дата обезличена> Арбитражным судом <адрес обезличен> принято определение о завершении процедуры реализации имущества гражданина и освобождении гражданина от исполнения обязательств.
<Дата обезличена> ООО «УК «Острог» обратилось к мировому судье судебного участка №<адрес обезличен> за выдачей судебного приказа о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги. Данный факт является нарушением правовых норм, в связи с тем обстоятельством, что на данную дату в Арбитражном суде <адрес обезличен> уже велось производство по делу о признании ФИО2 несостоятельной (банкротом).
<Дата обезличена> между ФИО2 и ООО «УК «Острог» было заключено соглашение об условиях погашения задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг. Данное соглашение было заключено вследствие отключения электроэнергии на двое суток со стороны УК. При этом, истец имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка и находиться без электроэнергии длительное время не представляется возможным, соответственно, истец была вынуждена заключить указанное соглашение.
Текущие платежи возникли после вынесения Арбитражным судом <адрес обезличен> определения о принятии заявления гражданина о признании его банкротом, то есть с <Дата обезличена> и задолженность по текущим платежам составляет 34 790,24 рублей. Данную задолженность истец не оспаривает.
При этом, задолженность, рассчитанная управляющей компанией в размере 84 005,85 рублей (возникшая в период владения жилым помещением ФИО4) не относится к разделу текущих платежей и подлежит аннулированию в связи с ее возникновением до обращения ФИО2 в Арбитражный суд <адрес обезличен> с заявлением о признании гражданина банкротом. Такая задолженность подлежит списанию на основании п. 2 ст. 213.3 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) №127-ФЗ от <Дата обезличена>. Ответчику следовало обратится в Арбитражный суд <адрес обезличен> с заявлением о включении требований в реестр кредиторов должника.
<Дата обезличена> истец направила в адрес ответчика претензию с требованием об аннулировании задолженности за ЖКУ. В ответ на данную претензию поступили требования от ответчика о погашении задолженности в размере 105 004,15 рублей.
Прокуратурой <адрес обезличен> в адрес ООО «УК «Острог» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, также прокуратурой <адрес обезличен> обращение ФИО2 направлено для рассмотрения в прокуратуру <адрес обезличен>.
В связи, с чем истец просит суд признать задолженность в размере 84 005,85 рублей за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес обезличен>11 отсутствующей в связи с окончанием в отношении ФИО2 процедуры банкротства; взыскать с ООО «УК «Острог» судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 35 000 рублей.
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представила, доверила представление интересов представителю.
Представитель истца ФИО7, действующая по доверенности, в судебном заседании доводы искового заявления поддержала, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, в адрес суда представлены письменные возражения на исковое заявление, в котором отражена правовая позиция по делу.
Третье лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо финансовый управляющий ФИО8 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу чч.3,5 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, свидетельства о праве на наследство по закону <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, соглашения о разделе наследства от <Дата обезличена>, является собственником <адрес обезличен>, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от <Дата обезличена>, а также материалами наследственного дела <Номер обезличен>.
В соответствии с карточкой должника, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> задолженность ФИО2 по оплате за ЖКУ за квартиру по спорному адресу, составляет 84 310,85 рублей.
По состоянию на <Дата обезличена> задолженность по оплате за ЖКУ отсутствует.
Задолженность по состоянию на <Дата обезличена> составляет 80 982,35 рублей, что усматривается из карточки должника за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, платежного документа за апрель 2022 года.
Определением Арбитражного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена> по делу №А19-17804/2020 принято заявление ФИО2 о признании ее банкротом, возбуждено производство о признании ФИО2 банкротом.
Решением Арбитражного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена> истец была признана банкротом, введена процедура, применяемая в деле о банкротстве гражданина - реализация имущества, сроком до <Дата обезличена>.
<Дата обезличена> определением Арбитражного суда <адрес обезличен> процедура реализации имущества ФИО2 завершена, ФИО2 освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
В соответствии с заключением финансового управляющего ФИО8 от <Дата обезличена> отсутствуют признаки преднамеренного банкротства ФИО2, отсутствуют признаки фиктивного банкротства ФИО2.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.
Пунктом 1 статьи 213.28 Федерального закона от <Дата обезличена> № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
По итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина (пункт 2 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
В силу пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно части 10 статьи 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения Федерального закона от <Дата обезличена> № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона), в том числе указанные в статье 213.28 указанного Федерального закона положения об освобождении гражданина от обязательств, применяются также в отношении обязательств, возникших до <Дата обезличена>.
Согласно п. 5 ст. 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 ч. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Согласно пунктам 1, 2 постановления Пленума ВАС РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
Судам при применении данной нормы необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).
Таким образом, в качестве текущего платежа может быть квалифицировано только то обязательство, которое предполагает использование денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга (за исключением выкупного)), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Таким образом, требование об оплате денежных средств с ФИО2 за период с <Дата обезличена> является текущим обязательством, поскольку связано с погашением задолженности по коммунальным услугам и возникло после возбуждения производства по делу о банкротстве, тогда как требования об оплате задолженности по коммунальным услугам до <Дата обезличена> относятся к реестровым.
Истец обращалась в ООО «УК «Острог» с заявлением о списании задолженности, вместе с тем, согласно ответа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, истцу в списании задолженности было отказано.
Кроме того, истцом направлено обращение в Прокуратуру <адрес обезличен>, на обращение поступили ответы <Номер обезличен>ж/21 от <Дата обезличена>, 660ж-2021.
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес обезличен> отменен судебный приказ <Номер обезличен> о взыскании с ФИО2 задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая, что определением Арбитражного суда <адрес обезличен> от <Дата обезличена> истец признана свободной от обязательств, предусмотренных п. 3 ст. 213.28 ФЗ от <Дата обезличена> № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», суд приходит к выводу, что по требованиям об оплате коммунальных услуг, за период до <Дата обезличена> истец также была освобождена. Включение в квитанции за период после указанной даты сумм задолженности за коммунальные услуги, возникших в период до <Дата обезличена>, является не правомерным.
Оснований для неприменения в отношении должника ФИО2 правил об освобождении от исполнения обязательств (пункт 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве) Арбитражный суд <адрес обезличен> при рассмотрении названного дела о банкротстве истца не усмотрел.
Таким образом, исковые требования ФИО2 о признании задолженности за жилищно-коммунальные по адресу: <адрес обезличен>, образовавшуюся по состоянию на <Дата обезличена> в сумме 84 005,85 рублей перед ООО «Управляющая компания «Острог» отсутствующей, подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО2 <Дата обезличена> было заключено соглашение об условиях погашения задолженности по оплате жилищных и коммунальных услуг, в связи с чем, она признала наличие и размер задолженности не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, указанное соглашение противоречит положениям ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части погашения задолженности за период до <Дата обезличена>.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку настоящим решением суда требования истца признаны подлежащими удовлетворению, он вправе требовать от ответчика возмещения связанных с рассмотрением дела судебных расходов.
Согласно положениям ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как усматривается из договора об оказании юридических услуг <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между истцом и ООО «Нью Лайф» предметом договора является оказание юридической услуги.
Согласно п. 3.1 указанного договора стоимость услуг составляет 35 000 рублей.
Сумма в размере 35 000 рублей была оплачена ФИО2 в полном объеме, что подтверждается графиком внесения оплат.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, объем проделанной представителем работы, его занятость в судебных заседаниях, количество судебных заседаний при рассмотрении дела по существу, продолжительность судебного разбирательства, сложность дела, результат проведенной работы, учитывая принципы разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ООО «УК «Острог» в пользу ФИО2 расходы по оплате услуг представителя в сумме 10 000 рублей, удовлетворив, таким образом, требования истца частично.
Таким образом, оценив фактические обстоятельства дела и собранные доказательства путём полного, всестороннего и непосредственного исследования материалов дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований ФИО2 по основаниям, изложенным в настоящем решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Признать задолженность за жилищно-коммунальные услуги, по адресу: <адрес обезличен>, образовавшуюся по состоянию на <Дата обезличена> в сумме 84 005 рублей 85 копеек перед Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Острог» отсутствующей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Острог» в пользу ФИО2 расходы по оплате юридических услуг в сумме 10 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Управлявшая компания «Острог» о взыскании расходов по оплате юридических услуг в большем размере, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А. Ильина
В окончательной форме решение изготовлено <Дата обезличена>.