Решение по делу № 2-312/2020 от 07.10.2020

Дело №2-312/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Турочак 02 ноября 2020 г.

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе: председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

с участием истца Камзина О.В. посредством использования видеоконференц-связи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Камзина О.В. к Министерству финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,

УСТАНОВИЛ:

Камзин О.В. обратился в суд с указанным иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай. В обоснование своих требований истец указал, что постановлением Турочакского районного суда Республики Алтай уголовное преследование Камзина О.В. по ч. 1 ст.158 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, за истцом признано право на реабилитацию, разъяснен порядок возмещения среда, связанного с уголовным преследованием. В процессе предварительного расследования, судебного рассмотрения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он испытывал душевную боль, страдания, беспокойство за свою дальнейшую судьбу, кроме того содержась в одной камере с больным туберкулезом <данные изъяты> он опасался за состояние своего здоровья. Истец просит взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Камзин О.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить исковые требования.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в его отсутствие, не просил.

Суд, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) с учетом мнения истца, полагает

возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

Выслушав истца, изучив и исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенной настоящей Декларацией, без какого то ни было различия. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Статьей 2 Конституции РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (ч. 1). Основные права и свободы не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 2).

При этом права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17).

В силу ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Конституции РФ гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

К таким способам защиты гражданских прав относится и компенсация морального вреда (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда; реабилитированный - лицо, имеющее в соответствии с настоящим Кодексом право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием.

Согласно статье 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

Согласно п.1 ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу п.1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) и статьей 151 данного кодекса.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (пункт 2),

При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8).

В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу «Максимов (Maksimov) против России» указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные    действиями (бездействием),

посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи.

В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Таким образом, по смыслу приведенного выше правового регулирования размер компенсации морального вреда определяется исходя из установленных при разбирательстве дела характера и степени понесенных истцом физических или нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, и иных заслуживающих внимания обстоятельств конкретного дела.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ уголовное преследование в отношении Камзина О.В., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, судебное разбирательство в отношении Камзина О.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ продолжено.

Приговором Турочакского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ Камзин О.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ. Мера пресечения в виде содержания Камзина О.В. под стражей до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.

Как следует из исследованного материалов уголовного дела по обвинению Камзина О.В. в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты>, <данные изъяты> УК РФ, данное уголовное дело возбуждено дознавателем ГД МО МВД России «Турочакский» ДД.ММ.ГГГГ по факту хищения чужого имущества по <данные изъяты> УК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ Камзин О.В. допрошен в качестве подозреваемого по указанному уголовному делу, в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о розыске подозреваемого Камзина О.В. в связи с отсутствием сведений о его местонахождении.

ДД.ММ.ГГГГ предварительное расследование приостановлено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена Камзин О.В. задержан и помещен для содержания в ИВС МО МВД России «Турочакский».

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Турочакским районным судом Республики Алтай в отношении Камзина О.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Турочакского района Республики Алтай уголовное дело по <данные изъяты> УК РФ изъято из производства начальника ГД МО МВД России «Турочакский» и передано в СО МО МВД России «Турочакский», проводящий предварительное расследование по уголовному делу по <данные изъяты> УК РФ для принятия решения о соединении уголовных дел. Постановлением начальника СО МО МВД России «Турочакский» указанные уголовные дела соединены в одно производство.

Таким образом, судом установлено, что по настоящему уголовному делу имеет место факт незаконного уголовного преследования, привлечение истца к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ, и, как следствие, незаконного его задержания в порядке ст. ст. 91 - 92 УПК РФ, при котором сам факт причинения морального вреда признается законом и не требует доказывания, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В обоснование суммы компенсации истец ссылается на психологическое напряжение вследствие незаконного привлечения к уголовной ответственности, длительность расследования, содержании в одной камере с лицом, больным туберкулезом, что явилось причиной душевной боли, страданий, беспокойства за дальнейшую судьбу.

Исходя из приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации    факт необоснованного    уголовного    преследования, подтверждаемый прекращением уголовного дела, является основанием к реабилитации и соответственно к возмещению морального вреда. При определении суммы компенсации судом принимается во внимание личность истца, состояние его здоровья. Суд учитывает объем и характер нарушенного права, то обстоятельство, что органами предварительного расследования избирались меры, ограничивающие права и свободы истца, однако находит сумму исковых требований явно завышенными.

При разрешении вопроса о размере денежной компенсации морального вреда, суд исходит из объема нарушения прав истца, учитывает конкретные обстоятельства дела, в том числе длительность времени нахождения истца в состоянии неопределенности относительно исхода уголовного преследования, тяжесть предъявленного обвинения в преступлении, испытывал на себе ограничения прав и свобод личности, связанные с необходимостью принятия участия в следственных действиях, судебных заседаниях, продолжительность уголовного преследования, степень его нравственных страданий, индивидуальные особенности личности истца, а также, что в отношении истца избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, принимает во внимание требования разумности и справедливости.

Доводы истца о том, что он содержался в одной камере с лицом, больным туберкулезом, суд находит несостоятельными, поскольку представленные медицинские документы бесспорно не подтверждают, что у указанного лица имеется наличие заболевания «туберкулез».

С учетом перенесенных истцом нравственных страданий в связи с незаконным привлечением его к уголовной ответственности, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания компенсации морального вреда в размере 60 000 рублей, в остальной части заявленных исковых требований следует отказать.

Указанный размер компенсации морального вреда, по мнению суда, соответствует степени нравственных страданий истца, возникших в связи с незаконным уголовным преследованием, установленной мерой пресечения, также в длительном периоде времени, произошедшего со дня возбуждения уголовного дела - ДД.ММ.ГГГГ и вынесением постановления о прекращении уголовного преследования - ДД.ММ.ГГГГ, также при определении компенсации морального вреда суд учитывает и тяжесть предъявленного обвинения, нахождение истца в качестве подозреваемого, обвиняемого, нахождение его под бременем ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Камзина О.В., удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Камзина О.В. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Камзина О.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 9 ноября 2020 года.

Судья К.В. Албанчинова

2-312/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Казанцев Н.А.
Камзин Олег Валерьевич
Ответчики
Министерство финансов РФ
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2020Передача материалов судье
12.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2020Судебное заседание
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее