Дело № 2а-550/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 15 июня 2021г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием представителя ответчиков по доверенностям Халяпина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Маньковой Ларисы Ивановны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия по пересчету координат земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Манькова Л.И. обратилась в суд с уточненным административным иском в связи с тем, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров по адресу: <адрес>, участок <адрес>, о чем в ЕГРН 09.06.2009г. сделаны записи регистрации. В ноябре 2019 года ей стало известно об обнаруженной кадастровым инженером Ивановым Я.В. в сведениях ЕГРН реестровой ошибке, допущенной в отношении ее земельного участка. 20 января 2020 г. ей стало известно, что реестровая ошибка могла возникнуть вследствие пересчета из местной системы координат (МСК ЛОП) в актуальную (МСК 36). 15 декабря 2020 г. ей стало известно о заключенном между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан+» государственном контракте от 27.07.2009 г. № 56-Д по пересчету координат земельного участка № из МСК «Воронежская» в МСК-36. Истец Манькова Л.И. заявление о пересчете координат земельного участка № в Росреестр не подавала. Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 28 марта 2002 г. №П/256 «О введении местных систем координат» было постановлено ввести местные системы координат в соответствии с графиком, управлению мониторинга земель, стандартизации и сертификации организовать обеспечение каталогами координат пунктов опорной межевой сети в местных системах координат территориальных органов Росземкадастра в соответствии с графиком, исключив передачу им ключей перехода от этих координат к государственным системам координат; подготовить в трехмесячный срок предложения о порядке и условиях передачи в Минобороны России и Роскартографию каталогов координат пунктов опорной межевой сети в местной системе координат и ключей перехода от этих координат к государственным системам координат. Исходя из того, что письмом Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 г. № 3-02-670 был утвержден развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, согласно которому к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, отнесены каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года, составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 кв. км; исходные данные (ключи) местных систем координат, системы координат 1963 года и материалы, раскрывающие переход, от этих систем координат к государственной системе координат 1942 года, то землеустроительные организации при определении координат поворотных точек не имели возможности пользоваться алгоритмами перевода координат из одной системы в другую, что позволяет истцу прийти к выводу о недостоверности осуществленного Управлением Роснедвижимости по Воронежской области государственного кадастрового учета земельного участка № в местной системе координат МСК «Воронежская». Истец считает, что у Росреестра не было правовых оснований по пересчету координат земельного участка № из МСК «Воронежская» в МСК-36 по заключенному с ООО НП АГП «Меридиан+» государственному контракту от 27.07.2009г. № 56-Д в отсутствие заявления истца об изменении уникальных характеристик (координат) принадлежащего ей земельного участка №. Кроме того, Росреестр не уведомил Манькову Л.И. о пересчете координат ее земельного участка, произведенном по государственному контракту от 27.07.2009 г. и не направил ей кадастровую выписку о земельном участке с новыми координатами, вследствие чего спустя 10 лет возник земельный спор в суде (дело № 2-245/2020).Исходя из того факта, что местная система координат МСК ЛОП не имела параметров перехода к единой государственной системе координат, а заявление об изменении уникальных характеристик земельного участка № Манькова Л.И. не подавала в Росреестр, то в результате ненадлежащего исполнения Росреестром полномочий убытки, причиненные Маньковой Л.И., составили 163483,12 рублей, о чем имеется заявление Ветровой К.В. о взыскании судебных расходов от 21 апреля 2021г. по делу № 2-245/2020. Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о регистрации убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации. Поэтому истец просит признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в рамках заключенного между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан+» государственного контракта от 27.07.2009 г. № 56-Д по пересчету координат земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>, выразившиеся в несоблюдении установленного ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 22 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядка изменения уникальных характеристик объекта недвижимости в отсутствие заявления Мальковой Л.И. об изменении уникальных характеристик земельного участка № (т.2 л.д.185-187).
Определением суда от 11.05.2021г. в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
В судебное заседание административный истец Манькова Л.И. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Росреестра по Воронежской области по доверенностям Халяпин В.А. возражал против удовлетворения иска, представил возражения на иск и пояснил, что при пересчете координат точек границ земельных участков из одной системы в другую не изменяются характеристики земельного участка (т.2 л.д.212-216, 218-222).
В судебное заседание заинтересованное лицо ИП Чернышова О.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила отзыв на возражения ответчика и пояснения на иск, считает требования истца обоснованными (т.2 л.д.236-241).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Меридиан Плюс» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами ( ч.1 ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав от 09.06.2009г. и выписке из ЕГРН от 03.02.2021г. административному истцу Маньковой Л.И. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер земельного участка № (т.1 л.д.35-36, 131-137).
Согласно выписке из ЕГРН от 11.02.2020г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер №, зарегистрирован за ФИО12. (т.1 л.д.56-62).
В отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> в материалах дела имеется кадастровое дело и землеустроительное дело (т.1 л.д.42-46, 64-82, 85-127).
В отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, в материалах дела имеется межевое дело, кадастровое дело и землеустроительное дело (т.1 л.д.39-41, 138-231).
Согласно землеустроительному делу по упорядочению на местности границ земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составленному в 2008 году ИП Зайцевой О.М. (ныне Чернышовой), площадь земельного участка после уточнения границ составила <данные изъяты> кв. метров. Из пояснительной записки следует, что местоположение поворотных точек границ земельного участка определено в системе координат МСК «Воронежская». В материалах землеустроительного дела имеется акт контроля за проведением землеустройства Территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район) от 28.02.2008г., в котором указаны недостатки, имевшие место при межевании ИП Зайцевой О.М. земельного участка Маньковой Л.И., также указано, что имеет место накладка на соседний участок. Землеустроительное дело не утверждено должностным лицом Территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район).
В 2008 году Манькова Л.И. обращалась с заявлениями и жалобами по поводу неправильного обмера соседнего земельного участка с кадастровым номером № (т.2 л.д. 8-82).
На обращения Маньковой Л.И. в 2021 году Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов» сообщили, что вопросы ведения и передачи третьим лицам каталогов координат пунктов государственной геодезической сети в 2007 году не входили в юрисдикцию правительства Воронежской области. Также Манькова Л.И. обращалась в администрацию Семилукского муниципального района, администрацию Латненского городского поселения по вопросу об опорных пунктах исходной геодезический сети <данные изъяты>
В ответе Управления Росреестра по Воронежской области от 21.02.2020г., адресованному прокуратуре Воронежской области, сказано, что местоположение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО6, определено в системе координат ЛОП (Латненское огнеупорное производство); местоположение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Маньковой Л.И., определено в системе координат МСК «Воронежская». На территории Воронежской области установлена местная систем координат МСК-36. На территории Семилукского района система координат МСК-36 была введена на основании приказа Управления Роснедвижимости по Воронежской области от 15.04.2020г. №58. В целях обеспечения перехода от действовавших ранее систем координат к МСК-36 в рамках заключенного между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан +» государственного контракта от 27.07.2009г. №56-Д в 2010 году исполнителем работ был выполнен пересчет координат из МСК «Воронежская» в региональную систему координат МСК-36. Система координат ЛОП не имела параметров перехода к единой государственной системе координат, поэтому координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № не были пересчитаны в МСК-36 и в настоящее время в геодезических координатах не установлены в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации недвижимости (т.1 л.д.27-30).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 03.06.2020г. по административному делу №2а-414/2020 по иску Маньковой Л.И. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области в заявленных требованиях о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, выразившегося в неосуществлении должного контроля за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Воронежской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об угловых и поворотных точках земельного участка с кадастровым номером № отказано (т.3 л.д. 46-54).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 29.04.2021г. по административному делу №2а-561/2021 по иску Маньковой Л.И. к Управлению Росреестра по Воронежской области в заявленных требованиях о признании незаконным бездействия Управления Роснедвижимости по Воронежской области, не обеспечившего надлежащий, должный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Воронежской области, выразившихся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес> отказано (т.3 л.д. 11-34).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31.08.2020г. по гражданскому делу №2-245/2020 иск Ветровой К.В. к Маньковой Л.И. и к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района о признании недействительными результаты межевания, о признании недействительным в части постановления, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ земельных участков удовлетворен; признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007г. № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», в части указания площади; исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.метров; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.метров; Маньковой Л.И. во встречном иске к Ветровой К.В. и к Управлению Росреестра по Воронежской области об аннулировании и исключении сведений о границах земельного участка, обязании исправить реестровую ошибку отказано (т.3 л.д. 38-45).
В соответствии с ч. 1-4 ст. 6 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (опорные межевые сети). Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно - правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г. утверждена Инструкция по межеванию земель, которой определены основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель.
Согласно п. 2,3 ранее действовавших Правил установления местных систем координат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 139, под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации, начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ. Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ. Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18.06.2007г. №П/0137 утверждено Положение о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, в котором указано об организации передачи параметров перехода (ключей) от местных систем координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат в федеральный картографо-геодезический фонд.
На основании приказа Управления Роснедвижимости по Воронежской области от 15.04.2010г. № 58 на территории Семилукского района введена местная система координат МСК-36. Координаты характерных точек границ земельных участков были переведены из местных систем координат, используемых в районах и имеющих параметры перехода к единой государственной системе координат, в МСК-36.
Пересчет систем координат из МСК «Воронежская» в МСК-36 был осуществлен ООО НП АГП «Меридиан+» на основании государственного контракта от 27.07.2009г. №56-Д (т.3 л.д.55).
Пересчет координат точек границ земельных участков из одной системы в другую не предусматривал изменения конфигурации, периметра, а соответственно, площади земельного участка.
Ж-
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», до 01.01.2017 - Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (ныне Федеральный закон «О кадастровой деятельности»).
Согласно ч.4, 4.2 ст.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.29.2 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено объективных доказательств и доводов нарушения ее прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями административных ответчиков.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе пересчета координат точек границ земельных участков из одной системы в другую, которое осуществлялось ООО НП АГП «Меридиан+», изменились характеристики земельного участка истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков неправомерности, и считает, что права и законные интересы административного истца действиями административных ответчиков не нарушены, а заявленные требования носят надуманный и декларативный характер, основаны на неверном толковании норм права, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Маньковой Ларисе Ивановне в иске к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия по пересчету координат земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение составлено 29.06.2021 г.
Дело № 2а-550/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 15 июня 2021г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием представителя ответчиков по доверенностям Халяпина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Маньковой Ларисы Ивановны к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия по пересчету координат земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Манькова Л.И. обратилась в суд с уточненным административным иском в связи с тем, что она является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров по адресу: <адрес>, участок <адрес>, о чем в ЕГРН 09.06.2009г. сделаны записи регистрации. В ноябре 2019 года ей стало известно об обнаруженной кадастровым инженером Ивановым Я.В. в сведениях ЕГРН реестровой ошибке, допущенной в отношении ее земельного участка. 20 января 2020 г. ей стало известно, что реестровая ошибка могла возникнуть вследствие пересчета из местной системы координат (МСК ЛОП) в актуальную (МСК 36). 15 декабря 2020 г. ей стало известно о заключенном между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан+» государственном контракте от 27.07.2009 г. № 56-Д по пересчету координат земельного участка № из МСК «Воронежская» в МСК-36. Истец Манькова Л.И. заявление о пересчете координат земельного участка № в Росреестр не подавала. Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 28 марта 2002 г. №П/256 «О введении местных систем координат» было постановлено ввести местные системы координат в соответствии с графиком, управлению мониторинга земель, стандартизации и сертификации организовать обеспечение каталогами координат пунктов опорной межевой сети в местных системах координат территориальных органов Росземкадастра в соответствии с графиком, исключив передачу им ключей перехода от этих координат к государственным системам координат; подготовить в трехмесячный срок предложения о порядке и условиях передачи в Минобороны России и Роскартографию каталогов координат пунктов опорной межевой сети в местной системе координат и ключей перехода от этих координат к государственным системам координат. Исходя из того, что письмом Федеральной службы геодезии и картографии России от 25.03.1996 г. № 3-02-670 был утвержден развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, согласно которому к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, отнесены каталоги и списки координат геодезических пунктов и географических объектов в местных системах координат и системе координат 1963 года, составленные на участки местности, превышающие территорию одного административного района субъекта Российской Федерации или площадью свыше 5000 кв. км; исходные данные (ключи) местных систем координат, системы координат 1963 года и материалы, раскрывающие переход, от этих систем координат к государственной системе координат 1942 года, то землеустроительные организации при определении координат поворотных точек не имели возможности пользоваться алгоритмами перевода координат из одной системы в другую, что позволяет истцу прийти к выводу о недостоверности осуществленного Управлением Роснедвижимости по Воронежской области государственного кадастрового учета земельного участка № в местной системе координат МСК «Воронежская». Истец считает, что у Росреестра не было правовых оснований по пересчету координат земельного участка № из МСК «Воронежская» в МСК-36 по заключенному с ООО НП АГП «Меридиан+» государственному контракту от 27.07.2009г. № 56-Д в отсутствие заявления истца об изменении уникальных характеристик (координат) принадлежащего ей земельного участка №. Кроме того, Росреестр не уведомил Манькову Л.И. о пересчете координат ее земельного участка, произведенном по государственному контракту от 27.07.2009 г. и не направил ей кадастровую выписку о земельном участке с новыми координатами, вследствие чего спустя 10 лет возник земельный спор в суде (дело № 2-245/2020).Исходя из того факта, что местная система координат МСК ЛОП не имела параметров перехода к единой государственной системе координат, а заявление об изменении уникальных характеристик земельного участка № Манькова Л.И. не подавала в Росреестр, то в результате ненадлежащего исполнения Росреестром полномочий убытки, причиненные Маньковой Л.И., составили 163483,12 рублей, о чем имеется заявление Ветровой К.В. о взыскании судебных расходов от 21 апреля 2021г. по делу № 2-245/2020. Согласно ч. 2 ст. 66 Закона о регистрации убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации. Поэтому истец просит признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в рамках заключенного между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан+» государственного контракта от 27.07.2009 г. № 56-Д по пересчету координат земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>, выразившиеся в несоблюдении установленного ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 22 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» порядка изменения уникальных характеристик объекта недвижимости в отсутствие заявления Мальковой Л.И. об изменении уникальных характеристик земельного участка № (т.2 л.д.185-187).
Определением суда от 11.05.2021г. в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.
В судебное заседание административный истец Манькова Л.И. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Росреестра по Воронежской области по доверенностям Халяпин В.А. возражал против удовлетворения иска, представил возражения на иск и пояснил, что при пересчете координат точек границ земельных участков из одной системы в другую не изменяются характеристики земельного участка (т.2 л.д.212-216, 218-222).
В судебное заседание заинтересованное лицо ИП Чернышова О.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила отзыв на возражения ответчика и пояснения на иск, считает требования истца обоснованными (т.2 л.д.236-241).
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ООО «Меридиан Плюс» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явка которых не является обязательной и не признана судом таковой.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами ( ч.1 ст. 4 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации прав от 09.06.2009г. и выписке из ЕГРН от 03.02.2021г. административному истцу Маньковой Л.И. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер земельного участка № (т.1 л.д.35-36, 131-137).
Согласно выписке из ЕГРН от 11.02.2020г. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый номер №, зарегистрирован за ФИО12. (т.1 л.д.56-62).
В отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес> в материалах дела имеется кадастровое дело и землеустроительное дело (т.1 л.д.42-46, 64-82, 85-127).
В отношении земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <адрес>, в материалах дела имеется межевое дело, кадастровое дело и землеустроительное дело (т.1 л.д.39-41, 138-231).
Согласно землеустроительному делу по упорядочению на местности границ земельного участка, принадлежащего Маньковой Л.И., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, составленному в 2008 году ИП Зайцевой О.М. (ныне Чернышовой), площадь земельного участка после уточнения границ составила <данные изъяты> кв. метров. Из пояснительной записки следует, что местоположение поворотных точек границ земельного участка определено в системе координат МСК «Воронежская». В материалах землеустроительного дела имеется акт контроля за проведением землеустройства Территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район) от 28.02.2008г., в котором указаны недостатки, имевшие место при межевании ИП Зайцевой О.М. земельного участка Маньковой Л.И., также указано, что имеет место накладка на соседний участок. Землеустроительное дело не утверждено должностным лицом Территориального отдела №10 Управления Роснедвижимости по Воронежской области (Семилукский район).
В 2008 году Манькова Л.И. обращалась с заявлениями и жалобами по поводу неправильного обмера соседнего земельного участка с кадастровым номером № (т.2 л.д. 8-82).
На обращения Маньковой Л.И. в 2021 году Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области и ОГБУ ВО «Управление природных ресурсов» сообщили, что вопросы ведения и передачи третьим лицам каталогов координат пунктов государственной геодезической сети в 2007 году не входили в юрисдикцию правительства Воронежской области. Также Манькова Л.И. обращалась в администрацию Семилукского муниципального района, администрацию Латненского городского поселения по вопросу об опорных пунктах исходной геодезический сети <данные изъяты>
В ответе Управления Росреестра по Воронежской области от 21.02.2020г., адресованному прокуратуре Воронежской области, сказано, что местоположение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО6, определено в системе координат ЛОП (Латненское огнеупорное производство); местоположение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Маньковой Л.И., определено в системе координат МСК «Воронежская». На территории Воронежской области установлена местная систем координат МСК-36. На территории Семилукского района система координат МСК-36 была введена на основании приказа Управления Роснедвижимости по Воронежской области от 15.04.2020г. №58. В целях обеспечения перехода от действовавших ранее систем координат к МСК-36 в рамках заключенного между Росреестром и ООО НП АГП «Меридиан +» государственного контракта от 27.07.2009г. №56-Д в 2010 году исполнителем работ был выполнен пересчет координат из МСК «Воронежская» в региональную систему координат МСК-36. Система координат ЛОП не имела параметров перехода к единой государственной системе координат, поэтому координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № не были пересчитаны в МСК-36 и в настоящее время в геодезических координатах не установлены в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации недвижимости (т.1 л.д.27-30).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 03.06.2020г. по административному делу №2а-414/2020 по иску Маньковой Л.И. к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области в заявленных требованиях о признании незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, выразившегося в неосуществлении должного контроля за осуществлением федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата» по Воронежской области полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества; действия ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости об угловых и поворотных точках земельного участка с кадастровым номером № отказано (т.3 л.д. 46-54).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 29.04.2021г. по административному делу №2а-561/2021 по иску Маньковой Л.И. к Управлению Росреестра по Воронежской области в заявленных требованиях о признании незаконным бездействия Управления Роснедвижимости по Воронежской области, не обеспечившего надлежащий, должный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при проведении землеустройства, а также утвержденных в установленном порядке технических условий и требований проведения землеустройства в отношении земельного участка с кадастровым номером №, признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Воронежской области, выразившихся в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес> отказано (т.3 л.д. 11-34).
Решением Семилукского районного суда Воронежской области от 31.08.2020г. по гражданскому делу №2-245/2020 иск Ветровой К.В. к Маньковой Л.И. и к администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района о признании недействительными результаты межевания, о признании недействительным в части постановления, об исключении из ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, установлении границ земельных участков удовлетворен; признаны недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>; признано недействительным постановление администрации Латненского городского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.07.2007г. № 238 «Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», в части указания площади; исключены из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.метров; установлены в координатах границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.метров; Маньковой Л.И. во встречном иске к Ветровой К.В. и к Управлению Росреестра по Воронежской области об аннулировании и исключении сведений о границах земельного участка, обязании исправить реестровую ошибку отказано (т.3 л.д. 38-45).
В соответствии с ч. 1-4 ст. 6 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (опорные межевые сети). Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно - правового регулирования случаях используется единая государственная система координат.
Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996г. утверждена Инструкция по межеванию земель, которой определены основное содержание, требования к точности, порядок выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель.
Согласно п. 2,3 ранее действовавших Правил установления местных систем координат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 139, под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации, начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ. Местные системы координат устанавливаются для проведения геодезических и топографических работ при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров и осуществлении иных специальных работ. Обязательным требованием при установлении местных систем координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к государственной системе координат, который осуществляется с использованием параметров перехода (ключей).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18.06.2007г. №П/0137 утверждено Положение о местных системах координат Роснедвижимости на субъекты Российской Федерации, в котором указано об организации передачи параметров перехода (ключей) от местных систем координат к государственной системе координат и каталогов (списков) координат геодезических пунктов в местной системе координат в федеральный картографо-геодезический фонд.
На основании приказа Управления Роснедвижимости по Воронежской области от 15.04.2010г. № 58 на территории Семилукского района введена местная система координат МСК-36. Координаты характерных точек границ земельных участков были переведены из местных систем координат, используемых в районах и имеющих параметры перехода к единой государственной системе координат, в МСК-36.
Пересчет систем координат из МСК «Воронежская» в МСК-36 был осуществлен ООО НП АГП «Меридиан+» на основании государственного контракта от 27.07.2009г. №56-Д (т.3 л.д.55).
Пересчет координат точек границ земельных участков из одной системы в другую не предусматривал изменения конфигурации, периметра, а соответственно, площади земельного участка.
Ж-
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», до 01.01.2017 - Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (ныне Федеральный закон «О кадастровой деятельности»).
Согласно ч.4, 4.2 ст.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер. При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка, координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Согласно ч.1 ст.29.2 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 28.01.2016г. №109-О указал, что административное процессуальное законодательство исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Оценив представленные доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено объективных доказательств и доводов нарушения ее прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями административных ответчиков.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе пересчета координат точек границ земельных участков из одной системы в другую, которое осуществлялось ООО НП АГП «Меридиан+», изменились характеристики земельного участка истца.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков неправомерности, и считает, что права и законные интересы административного истца действиями административных ответчиков не нарушены, а заявленные требования носят надуманный и декларативный характер, основаны на неверном толковании норм права, поэтому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Маньковой Ларисе Ивановне в иске к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконными действия по пересчету координат земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение составлено 29.06.2021 г.