КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Кузовлева И.С. Дело № 2а-2412/2020
№ 33а-5097/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 декабря 2020 года г. Калининград
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.,
судей Корнюшенкова Г.В., Ивановой О.В.,
при помощнике судьи Киячко А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Калининград» на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя администрации городского округа «Город Калининград» - Ляпота Ю.В., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против апелляционной жалобы представителя административного истца Соколовой Е.С. - Монастырной М.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Соколова Елена Станиславовна (далее также - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «Город Калининград» (далее также - административный ответчик), заинтересованные лица - Калашников Андрей Викторович, Правительство Калининградской области, о признании незаконным бездействия.
В обоснование иска указала, что дом по <адрес> всегда был многоквартирным. С целью оформления земельного участка к дому квартиры ранее приватизировались как доли дома. Собственники долей дома приняли решение об изменении статуса дома с индивидуального на многоквартирный, с изменением разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: № площадью 16 кв.м. с разрешенным использованием «под долю существующего жилого дома», № площадью 180 кв.м. с разрешенным использованием «земли общего пользования, занятые строением жилого дома», № площадью 252 кв.м. с разрешенным использованием «малоэтажная жилая застройка (для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>», № площадью 177 кв.м. с разрешенным использованием «под долю существующего жилого дома» на разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства» и объединением указанных земельных участков с образованием земельного участка площадью 625 кв.м.
Распоряжением Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» от 18 марта 2019 года № 898/р-кми «О приведении объектов жилищных прав к единому правовому режиму» доли дома по <адрес> переведены в квартиры. Право собственности на 4 квартиры уже зарегистрировано: квартиры 1 и 2 в доме 29 принадлежат на праве собственности административному истцу, квартира 1 в доме 31 муниципальная, квартира 2 в доме 31 принадлежит ФИО1 Однако земельные участки по прежнему имеют разное целевое назначение, не соответствующее назначению объекта как многоквартирный дом. Единый участок под дом не формировался.
Административный истец неоднократно обращалась в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» с заявлениями и жалобами об объединении участков и приведении целевого назначения участков в соответствие существующему объекту, однако в их удовлетворении отказано.
Административный истец указывает, что такие действия являются незаконными, поскольку законодательство никогда не предусматривало формирование нескольких участков под доли индивидуального дома; объединение участков устранит ошибки при их создании; к дому должен быть сформирован единый участок органом местного самоуправления; возведение новых объектов в квартале существующей застройки должно производиться только после формирования земельных участков под все существующие объекты; после регистрации права на квартиры необходимо привести в соответствие целевое назначение участка, общее решение собственников долей дома представлено в Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»; отсутствие оформленных прав на участок препятствует реконструкции дома и благоустройству придомовой территории, а также участию в муниципальных и иных программах по развитию территорий города. Формирование участка относится к компетенции органа местного самоуправления, однако Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» длительное время уклоняется от исполнения возложенных на него задач.
Административный истец просила суд признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом по <адрес> с учетом включения в него 4 участков с кадастровыми номерами №, №, № и №
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 августа 2020 года административное исковое заявление Соколовой Е.С. удовлетворено. Постановлено признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Калининград», выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом <адрес>. Обязать администрацию городского округа «Город Калининград» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под многоквартирный дом <адрес>.
В апелляционной жалобе администрации городского округа «Город Калининград» ставится вопрос об отмене решения Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 августа 2020 года, как вынесенного с нарушением норм материального права, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия находит, что решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 августа 2020 года подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административный истец является собственником двух жилых помещений (квартир) в доме по <адрес>, статус которого в 2019 году был изменен с индивидуального на многоквартирный.
24 июня 2002 года поставлены на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, площадью 180 кв.м, разрешенное использование - земли общего пользования, занятые строением жилого дома, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, площадью 16 кв.м, разрешенное использование - под долю существующего жилого дома, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, площадью 177 кв.м, разрешенное использование - под долю существующего жилого дома.
30 января 2015 года поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по <адрес>, площадью 252 кв.м, разрешенное использование - малоэтажная жилая застройка (для благоустройства территории жилого дома индивидуального жилищного фонда по <адрес>).
Арендатором указанных земельных участков является административный истец.
Соколова Е.С., начиная с 2018 года, неоднократно обращалась к административному ответчику с заявлениями о формировании единого земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № и утверждения схемы расположения земельного участка, однако ей было отказано по мотиву отсутствия проекта межевания территории.
Действительно, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельного участка, расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Вместе с тем, судебная коллегия находит, что исходя из конкретных обстоятельств дела, указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, не свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия администрации городского округа «Город Калининград», выразившегося в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом <адрес>.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Федерального закона).
На основании части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П).
Таким образом, в силу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации именно на соответствующих органах государственной власти или органах местного самоуправления лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом, если он не сформирован, и провести его государственный кадастровый учет.
Судебная коллегия принимает во внимание, что приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 19 декабря 2019 года № 480 предусмотрена подготовка проекта межевания территории в границах улицы Аксакова в городе Калининграде, которая возложена на комитет территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (т.2, л.д. 31-33).
Однако как следует из материалов дела и подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции, до настоящего времени указанный проект межевания территории не подготовлен, работы приостановлены.
Соответственно, единый земельный участок в соответствии с требованиями действующего законодательства для обслуживания и эксплуатации многоквартирный дом <адрес> не образован, виды разрешенного использования вышеуказанных спорных земельных участков противоречат статусу объекта недвижимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что образование единого земельного участка под данным многоквартирным домом необходимо выполнять путем перераспределения существующих земельных участков с землями, находящимися в государственной собственности, что так же возможно только в соответствии с проектом межевания территории, об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика не свидетельствует. Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, либо иных объективных причин, свидетельствующих о невозможности до настоящего времени исполнить обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит по существу правильным вывод суда первой инстанции о том, что администрацией городского округа «Город Калининград» допущено незаконное и нарушающее права административного истца бездействие, выразившееся в длительном не формировании земельного участка под многоквартирный дом <адрес> по многочисленным заявлениям административного истца.
Обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца возложена судом первой инстанции на административного ответчика путем формирования земельного участка под многоквартирный дом <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, что требованиям действующего законодательства не противоречит.
Процессуальных нарушений, влекущих согласно КАС РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Поскольку при рассмотрении настоящего административного дела не допущено нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи: