Решение по делу № 3а-540/2021 от 07.10.2021

Дело № 3а-540/2021                                                                    19 октября 2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 19 октября 2021г. административное дело по административному исковому заявлению ФИО11 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Октябрьского районного суда <адрес> от 28 мая 2013г. по гражданскому делу № 2-4077/2013 на мэрию г. Архангельска возложена обязанность предоставить ему на состав семьи из трех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее указанным в решении суда характеристикам. На протяжении более 8 лет с момента вынесения судебного решения должником не принято исчерпывающих мер для его исполнения. До настоящего времени решение суда не исполнено. Существенное затягивание сроков исполнения судебного акта имеет место по не зависящим от истца обстоятельствам, вследствие бездействия должника, у которого отсутствуют средства на строительство и приобретение жилья для граждан. Указанные причины не являются уважительными. Неисполнение судебного акта нарушает право административного истца на жилище. Для защиты нарушенных прав истец обратился к ИП ФИО13, за услуги по составлению административного искового заявления, изготовлению копий понес расходы в размере 5 500 рублей, что подтверждается квитанцией от 14 сентября 2021г. При подаче административного иска в суд истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1 000 000 рублей, расходы на юридические услуги в размере 5 500 рублей, а также государственную пошлину в возврат.

Административный истец ФИО11, представители административного ответчика, заинтересованных лиц администрации городского округа «Город Архангельск», департамента городского хозяйства администрации городского округа «Город Архангельск», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика ФИО14 с иском не согласился, указал на достаточность принятых мер по исполнению решения Октябрьского районного суда г. Архангельска от 28 мая 2013 г., заявленные судебные расходы полагает чрезмерными, не соответствующими объему оказанной услуги, сложности рассматриваемого дела.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы административного дела, обозрев материалы гражданского дела Октябрьского районного суда г. Архангельска № 2-4077/2013, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. № 11) при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. № 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

Как разъяснено в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. № 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Судом установлено, что вступившим в законную силу 29 июня 2013г. решением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 28 мая 2013г. по гражданскому делу № 2-4077/2013 на мэрию города Архангельска возложена обязанность предоставить ФИО11 на состав семьи из трех человек, включая ФИО15, ФИО16, отдельное благоустроенное жилое помещение, состоящее не менее чем из трехкомнатной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте г. Архангельска, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., по договору социального найма.

01 июля 2013г. судом выдан исполнительный лист серии ВС , который был представлен в ОСП по Октябрьскому округу г.Архангельска.

03 августа 2015 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения.

До настоящего времени решение Октябрьского районного суда г.Архангельска от 28 мая 2013г. по гражданскому делу № 2-4077/2013 не исполнено, исполнительное производство -ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска не окончено.

Решением Архангельского областного суда от 29 сентября 2017г. по административному делу № 3а-288/2017 в пользу ФИО11 была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок в сумме 100 000 рублей за период с 29 июня 2013г. по 29 сентября 2017г.

С административным исковым заявлением ФИО11 обратился в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд г.Архангельска 2 октября 2021 г., в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Таким образом, продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 4 года 19 дней (с 30 сентября 2017г. по день вынесения решения суда).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.

В качестве причин, препятствующих Администрации МО «Город Архангельск» исполнить решение суда административным ответчиком указано на то, что по состоянию на 1 октября 2021г. на исполнении в Администрации находится 1 218 судебных решений о предоставлении гражданам жилых помещений взамен признанных в установленном порядке непригодными для проживания, очередность истца – <данные изъяты> В 2019 году в городском бюджете на выплаты предусмотрено - 5 000 000 рублей, на 2020 год - 6 000 000 рублей. Решением Архангельской городской Думы от 10 декабря 2020г. № 325 «О городском бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» в городском бюджете на исполнение судебных решений предусмотрено 10 000 000 рублей. На официальном интернет-портале Администрации городского округа «Город Архангельск» размещается информация обо всех свободных муниципальных жилых помещениях, требующих проведения текущего ремонта, которая обновляется по мере освобождения жилых помещений. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, городского округа представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

В силу пунктов 1.1, 1.7 Положения о департаменте финансов Администрации городского округа «Город Архангельск», утвержденного постановлением мэра г. Архангельска от 29 ноября 2011г. № 569, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации городского округа «Город Архангельск» и обладает статусом финансового органа городского округа «Город Архангельск», является юридическим лицом.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с департамента финансов Администрации городского округа «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Как установлено решением Архангельского областного суда от 29 сентября 2017г., на основании приказа директора департамента городского хозяйства Администрации МО «Город Архангельск» от 18 августа 2016г. №235 ФИО11 на состав семьи 3 человека предоставлена комната в <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Административный истец иного пригодного для проживания жилого помещения на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в г. Архангельске не имеет.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, зависящим от административного истца, по делу не установлено.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не препятствующего его исполнению, размер ранее взысканной компенсации, суд считает необходимым взыскать с департамента финансов Администрации городского округа «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО11 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные необходимыми расходы (пункты 4, 7 статьи 106 КАС РФ).

По договору на оказание юридических услуг от 14 сентября 2021г., предметом которого являются услуги по составлению административного искового заявления, истец уплатил ИП ФИО13 5 500 рублей, что подтверждается квитанцией серии АА № 000468 от 14 сентября 2021г.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 54, частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане вправе вести свои административные дела в суде лично, если не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, и (или) через представителей - адвокатов, иных лиц, обладающих полной дееспособностью, не состоящих под опекой или попечительством и имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Таким образом, расходы на оплату услуг представителя - это затраты, связанные с участием в судебном процессе лица, соответствующего указанным выше требованиям.

Как следует из договора на оказание юридических услуг, его предметом являлось составление административного искового заявления.

Данные расходы, с учетом предписаний статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть отнесены к судебным издержкам, при условии установления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у административного истца возможности без заключения вышеуказанного договора обратиться в суд с требованием о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также установления факта оплаты именно юридических услуг, которые вправе оказывать лицо, имеющее соответствующую квалификацию.

Согласно положениям Федерального закона от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, то есть лицами, имеющими высшее юридическое образование, либо ученую степень по юридической специальности (статьи 1 и 9).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 данного федерального закона (правовое консультирование; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях; иные не запрещенные законодательством Российской Федерации виды), могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Исходя из толкования приведенных законоположений, данных в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2021г. №86-КАД21-1-К2, юридическую помощь, в том числе в виде оказания за плату юридических услуг по составлению процессуальных документов в порядке административного судопроизводства, могут оказывать адвокаты и иные лица, имеющие высшее юридическое образование.

Между тем, доказательств, подтверждающих наличие высшего юридического образования у лица, подготовившего административное исковое заявление по договору на оказание юридических услуг от 14 сентября 2021г., суду не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для признания судебными расходами уплаченной суммы в размере 5 500 рублей за составление административного искового заявления не имеется.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Согласно положениям статьи 333.36 НК РФ (часть вторая) административные истцы - инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Поскольку ФИО11 является инвали<адрес> группы, что подтверждается представленной в материалы дела справкой от 12 октября 2007г., в силу вышеуказанной нормы закона он освобожден от уплаты государственной пошлины. Уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина по чеку-ордеру от 24 сентября 2021г. в размере 300 рублей подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 105 КАС РФ).

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

С учетом изложенного, в доход федерального бюджета с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО11 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с департамента финансов Администрации городского округа «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО11 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 80 000 рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО11 , открытый в Архангельском отделении ПАО «Сбербанк России», БИК 041117601, ИНН 7707083893, корреспондентский счет .

В удовлетворении заявления ФИО11 о взыскании расходов на юридические услуги в сумме 5 500 рублей - отказать.

Взыскать с департамента финансов Администрации городского округа «Город Архангельск» за счет средств местного бюджета в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                     А.В. Панкова

3а-540/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кислюк Борис Семенович
Ответчики
Департамент финансов администрации городского округа «Город Архангельск»
Другие
Департамент городского хозяйства администрации городского округа "Город Архангельск"
Администрация городского округа «Город Архангельск»
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
07.10.2021Регистрация административного искового заявления
07.10.2021Передача материалов судье
08.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее