Дело № 2-2549/2024
УИД № 58RS0027-01-2024-005537-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2024 г. г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Шмониной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофимович Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда гражданское дело по исковому заявлению ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «ПензаЖилСервис Уют» о защите прав неопределенного круга потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ООО «ПензаЖилСервис Уют» о защите прав неопределенного круга потребителей, указав, что 7 августа 2024 г., руководствуясь ст.ст. 45, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», был проведен общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, в государственной информационной системе ЖКХ отсутствует следующая информация: должность, полностью имя, отчество лица, осуществляющего прием граждан, о членстве в саморегулируемой организации, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество нежилых помещений, общая площадь помещений, общая площадь нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, о классе энергетической эффективности. На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений согласно п. 31 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг», для удовлетворения заявленного требования. Ответчик не устранил выявленные нарушения, по-прежнему не размещает в ГИС ЖКХ информацию, предусмотренную действующим законодательством, нарушает права потребителей на свободный доступ к получению полной информации по вышеуказанному многоквартирному дому.
Полагает, что ответчик, не размещая указанную информацию, нарушает Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», который с изменениями и дополнениями действует с 21 июля 2014 г., и п. 2 раздела 10 Приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г.
Считает возможным предъявить к взысканию с ответчика в качестве расходов 20 000 руб., обосновывая заявленную сумму проведением общественного мониторинга по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ответчиком; проведением правового анализа нарушений, указанных в информации о проведении общественного контроля, согласно требованиям Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; подготовкой претензионного письма с последующей отправкой в адрес ответчика посредствам электронной почты; составлением искового заявления и отправкой его в адрес ответчика и в суд; несением иных расходов (работа на технике в офисе, затраты на электроэнергию, канцелярские принадлежности, транспортные расходы).
На основании изложенного просило суд признать незаконными действия ответчика по не предоставлению неопределенному кругу потребителей информации в системе ГИС ЖКХ и обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей и в срок, установленный судом, разместить информацию, указанную в иске, в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст. 6, 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей»; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» - резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу истца понесенные расходы в размере 20 000 руб.
В судебное заседание представитель истца ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области», представитель ответчика ООО «ПензаЖилСервис Уют» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Статьей 2 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе, органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
Согласно ч. 18 ст. 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, устанавливают порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации, обязательное размещение которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, в системе.
Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены Приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен Приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В силу п.п. 1.1 и 2.1 Устава ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» (АППО) представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное в форме общественного движения, не имеющего членства, по инициативе граждан, объединившихся на основании общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений, целью которого является защита прав и интересов потребителей.
Согласно п. 3.1 Устава АППО имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).
Как следует из материалов дела, ООО «ПензаЖилСервис Уют» осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
7 августа 2024 г. истцом была проведена общественная проверка по вопросу размещения ответчиком в системе ГИС ЖКХ информации, предусмотренной Федеральным законом «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
По результатам общественного контроля в отношении ответчика 7 августа 2024 г. был составлен акт общественного контроля, утвержденный председателем общественного движения, согласно которому на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: должность, полностью имя, отчество лица, осуществляющего прием граждан, о членстве в саморегулируемой организации, площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в МКД, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество нежилых помещений, общая площадь помещений, общая площадь нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, о классе энергетической эффективности.
7 августа 2024 г. истцом на электронную почту ответчика направлено письмо с требованием устранить выявленные нарушения.
5 сентября 2024 г. экспертом ФИО4, который являлся одновременно и общественным инспектором при проведении общественной проверки, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 7 августа 2024 г., содержащая выводы о нарушении ответчиком требований Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на нарушение прав неопределенного круга потребителей ответчиком, которым вопреки требованиям указанных выше нормативных актов не размещена в системе ГИС ЖКХ установленная законом информация в полном объеме в отношении многоквартирного дома, находящегося в его управлении.
При разрешении заявленных истцом требований, суд исходит из следующего.
На основании ч. 8 ст. 20 ЖК РФ в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17.1 ст. 12 ЖК РФ установление порядка осуществления общественного жилищного контроля отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. № 1491 утверждены Правила осуществления общественного жилищного контроля, которые устанавливают права субъектов общественного жилищного контроля и порядок проведения такого контроля.
В силу п. 7 указанных Правил предметом общественного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере.
Пунктом 3 Правил к субъектам общественного жилищного контроля отнесены, в том числе некоммерческие организации.
Согласно п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля по усмотрению субъектов общественного контроля.
В соответствии с п. 5 Правил в случае, если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки, решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки.
На основании п. 6 Правил решение о поведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством его размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).
Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 г. – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В нарушение требований указанного нормативного правового акта истцом не представлены: решение о проведении общественного жилищного контроля, которое должно содержать сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля; информация о направлении ответчику решения о проведении общественной проверки; сведений об обнародовании решений о проведении общественного контроля посредством его размещения в сети «Интернет», а также в ГИС ЖКХ. В акте общественного контроля, подписанном общественным инспектором ФИО4, отсутствует указание на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключении экспертизы, подготовленном экспертом АППО ФИО4, отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о нарушении истцом порядка проведения мероприятий общественного контроля.
Более того, в соответствии с абз. 4, 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, (группы потребителей, конкретного потребителя) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.
Вместе с тем истцом не представлено доказательств, что проверочные мероприятия в отношении ответчика были проведены им при наличии соответствующих обращений потребителей о фактах нарушения их прав.
Суд также обращает внимание и на то, что, направляя ответчику претензию от 7 августа 2024 г. с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.
Между тем несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.
При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами.
Представленные истцом документы не подтверждают отсутствие в государственной информационной системе ЖКХ указанной в иске информации на даты контроля и экспертизы, поскольку они оформлены не уполномоченными органами в рамках предусмотренной законом процедуры и не позволяют однозначно определить отсутствие данной информации на дату общественного контроля; предписаний от уполномоченного органа на устранение указанных в иске нарушений и указаний на их наличие ответчику не поступали.
При этом как следует из материалов дела вся информация, предусмотренная п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», обязанность по размещению которой возложена на организацию, осуществляющую управление домом <адрес>, в том числе общая информация об организации, руководителе, контактные телефоны, о лице, осуществляющему прием граждан, общих характеристиках многоквартирного дома, в том числе площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площади земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, его кадастровом номере, информация о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества, и иная, предусмотренная законом информация, размещена в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, судом принято во внимание, что в соответствии с ч. 16 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ документы, подтверждающие соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности, с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов в системе размещают органы местного самоуправления.
Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены; каких-либо жалоб со стороны потребителей на допущенные ответчиком нарушения, направленных как в специализированные государственные органы, так и непосредственно истцу, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, согласно ст. 98 ГПК РФ требования истца о взыскании с ответчика судебных издержек также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления ОД «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ООО «ПензаЖилСервис Уют» о защите прав неопределенного круга потребителей отказать.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2024 г.
Судья Е.В. Шмонина