дело №2а-122/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2019 года пгт.Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Чулкова Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России №3 по РК к Остапчук Е.Я. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год,
установил:
Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Коми (далее административный истец, МИФНС) в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) обратилась в суд с административным иском к Остапчук Е.Я. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. в сумме 94900 рублей. В обоснование иска налоговый орган указал, что ответчик состоит на учете в инспекции в качестве налогоплательщика. В связи с продажей транспортных средств 28.04.2018 административный ответчик представил декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2017 г. с указанием суммы налога, подлежащей уплате. В соответствии со ст.45, 69 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) в адрес Остапчук Е.Я. административным истцом 19.07.2018 через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №10040, однако, до настоящего времени обязанность по уплате налога ответчиком не исполнена. МИФНС обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 г., определением мирового судьи от 18.03.2019 судебный приказ отменен. Кроме того, в рамках предъявленного административного иска налоговым органом подано ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд по заявленным требованиям.
Определением суда от 18.04.2019 по делу назначено предварительное судебное заседание в целях разрешения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд по заявленным требованиям.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца, а также административный ответчик, извещенные о времени и месте его проведения не явились. При подаче административного иска представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Административный ответчик о причинах своей неявки суд не уведомил. В соответствии с требованиями ч.2 ст.138 КАС РФ предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя административного истца и ответчика.
Исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная обязанность корреспондирует с обязанностью предусмотренной пп.1 п.1 ст.23 НК РФ.
Частями 1-2, пунктами 3, 5 части 3 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или) участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Согласно ч.1, 3, 8 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участником консолидированной группы налогоплательщиков, если иное не предусмотрено п. 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
В силу положений ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, не превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз.3 п.2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу положений ч.1, 2, 4, 6, 8 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
В соответствии со ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.
На основании ст.216 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности. Налогоплательщики, указанные в п.1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст.225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в п.1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст.229 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктами 1, 4 ст.229 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в ст.227, 227.1 и п.1 ст.228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст.227.1 настоящего Кодекса. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
Согласно представленных в материалы дела сведений за Остапчук Е.Я. числились следующие транспортные средства: автомобиль <данные изъяты> госномер № в период с 02.04.2016 по 10.08.2017, автомобиль <данные изъяты> госномер № в период с 05.01.2017 по 18.11.2017, автомобиль <данные изъяты>, госномер № в период с 13.10.2015 по 20.04.2017.
В связи с продажей вышеуказанных транспортных средств, ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подана налоговая декларация за 2017, в которой отражена сумма полученного дохода за вычетом расходов 730000 рублей и определена сумма налога, подлежащего уплате 94900 рублей.
В связи с неуплатой ответчиком налога на доходы физических лиц в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (до 15.07.2018), 19.07.2018 инспекцией направлялось требование №, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 в сумме 94900 рублей. Срок уплаты недоимки по налогу установлен ответчику до 08.08.2018.
Согласно п.1 ч.3, ч.5 ст.138 КАС РФ предварительное судебное заседание проводится в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением. В предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Заявленная административным истцом к взысканию с ответчика сумма налога превышает 3000 рублей, в связи с чем, в соответствии с п.2, абз.2 п.2 ст.48 НК РФ, предполагает право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Указанный процессуальный срок на обращение в суд административным истцом пропущен, поскольку требованием № ответчику предлагалось оплатить задолженность по налогу в срок до 08.08.2018. Таким образом, начало течения срока на обращение в суд с рассматриваемым иском надлежит исчислять с 09.08.2018, соответственно, данный срок истекал 09.02.2019.
Административный истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. 07.03.2019 мировым судьей Троицко-Печорского судебного участка РК по делу №2а-301/2019 выдан судебный приказ о взыскании с Остапчук Е.Я. задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 94900 рублей. В связи с поступившими от должника возражениями, определением этого же мирового судьи от 18.03.2019 судебный приказ отменен. Рассматриваемый иск поступил в суд, согласно входящему штампу 18.04.2019.
При указанных и установленных судом обстоятельствах, срок на обращение в суд о взыскании с Остапчук Е.Я. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 в сумме 94900 рублей был пропущен административным истцом уже на момент подачи мировому судье заявления о выдаче судебного приказа.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, административный истец не привел доводов, свидетельствующих об уважительности причин его пропуска. Ссылки налогового органа на положения п.3 ч.3 ст.123.4 КАС РФ в рассматриваемом случае не применимы, поскольку в указанной норме речь идет об обстоятельствах, связанных с отказом в принятии заявления о вынесении судебного приказа, тогда как в рассматриваемом случае заявление МИФНС о выдаче судебного приказа мировым судьей было фактически удовлетворено.
Помимо вышеуказанных доводов, иных, свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока, стороной административного истца суду не представлено.
Суд отмечает, что положения ст.45 НК РФ, на которые ссылался административный истец, не освобождали налоговый орган от обязанности по контролю за поступлением сумм налогов, подлежащих уплате административным ответчиком, а в случае их неуплаты на принудительное взыскание задолженности в судебном порядке.
Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об обращении административного истца в установленные законом сроки за судебной защитой.
Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться.
Принимая во внимание, что срок на обращение в суд с рассматриваемым иском административным истцом пропущен, оснований для его восстановления, в т.ч. по доводам, изложенным административным истцом, не имеется, что в силу положений ст.138, 286 КАС РФ является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.138, 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
решил:
Ходатайство Межрайонной ИФНС России №3 по РК о восстановлении процессуального срока на подачу административного иска оставить без удовлетворения.
В удовлетворении исковых требований Межрайонной ИФНС России №3 по РК к Остапчук Е.Я. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год отказать в полном объеме.
Решение изготовлено на компьютере и подписано судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Р.В.Чулков