Решение по делу № 33-253/2022 (33-9519/2021;) от 07.10.2021

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-253/2022 (2-1637/2021)

25RS0001-01-2021-000756-46

Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 31.03.2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Владивосток 29 марта 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Храмцовой Л.П.,

судей Веригиной И.Н., Ильиных Е.А.,

при секретаре Гончаренко Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шапошникова Д.Н. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате труда,

по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 августа 2021 года, которым исковые требования удовлетворены. Взыскана с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пользу Шапошникова Д.Н. задолженность по оплате труда за период времени за 2020 год в размере 30700,05 рублей, доплату за отпуск за период с 01 апреля по 03 августа 2020 года и компенсации 37 дней отпуска при увольнении в размере 15395,74 рублей, компенсация морального вреда 2000,00 рублей.

Заслушав доклад судьи Храмцовой Л.П., судебная коллегия

установила:

Шапошников Д.Н. обратился с иском к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» о взыскании задолженности по оплате труда. В обоснование требований указал, что являлся ... находящегося на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю». В 2020 году работа истца состояла из нескольких отклонений: работа днем в рабочие дни; работа ночью в рабочие дни; работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни; работа днем в выходные и нерабочие праздничные дни, работа за временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Вместе с тем, оплата труда в полном объеме не произведена: не оплачена работа днем в количестве 24 часов; работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135 % от оклада, но компенсационные и стимулирующие выплаты применены только к 100 %; работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235 % оклада, из которых 35 % без компенсационных и стимулирующих надбавок; 56 часов работы за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных и стимулирующих надбавок; недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. В связи с чем, с учетом уточнений, просит суд взыскать с ответчика в его пользу оплату труда за 2020 год в размере 30700,05 рублей, доплату отпуска с 01 апреля по 03 августа 2020 года и компенсацию 37 дней отпуска при увольнении в размере 15395,74 рублей, компенсацию морального вреда 2000,00 рублей.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела. Оспаривает все начисления, произведенные судом. Полагает неправомерным применение при расчете оплаты работы истца в ночное время компенсационных и стимулирующих выплат, поскольку данное противоречит нормам закона, регулирующим возникшие правоотношения. Поскольку доплата за работу в ночное время относится к выплатам компенсационного характера ввиду этого на указанную выплату не могут быть начислены иные выплаты компенсационного характера или стимулирующие выплаты, то есть доплата за работу в ночное время производится в размере 35% должностного оклада работника. Требования о взыскании неоплаченных часов работы за 2020 год, фактически являются требованиями о взыскании оплаты за сверхурочную работу, вместе с тем, доказательств о привлечении истца к выполнению работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не представлено. Полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца, поскольку на работников с ненормированным рабочим днем распространяются общие правила, касающиеся времени начала и окончания работы. Их переработки не считаются сверхурочными работами и не подлежат повышенной оплате. Истец имел право на получение дополнительных дней отдыха, вместе с тем, с данным требованием к работодателю не обращался. Кроме того, не представлены приказы начальника об оплате сверхурочной работы истца, они также не поступали и в Учреждение, в связи с чем, основания для оплаты отсутствуют. Полагал, что необоснованно взыскана доплата за отпуск, а также компенсация морального вреда. Считает, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел спор без привлечения в качестве ответчика работодателя истца, кроме того, не даны разъяснения по поводу каждой суммы и порядка ее расчета, взысканной в пользу истца. Полагает, что у суда не имелось оснований для взыскания в пользу истца доплаты за временно отсутствующего работника, поскольку согласно расчетных листов ему дополнительно оплачено за выполнение обязанностей недостающего по штату работника в размере, установленном трудовым законодательством и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов гражданского дела усматривается, что работодателем Шапошникова Д.Н. является Войсковая часть 20293. Вместе с тем, Войсковая часть 20293 к участию в деле в качестве ответчика не привлекалась. Кроме того, Войсковая часть 20293 входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации и является его обособленным подразделением, вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле также не было привлечено.

С учетом изложенного, протокольным определением от 30.11.2021, судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального Кодекса РФ, с привлечением к участию в деле в качестве соответчиков Войсковой части 20293 и Министерства обороны Российской Федерации.

Истец, представители ответчиков Войсковой части 20293, ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Из анализа положений статей 21 и 22 Трудового кодекса РФ следует, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, при этом работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В то время, как сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 Трудового кодекса РФ).

Статьей 153 Трудового кодекса РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором устанавливаются конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, 01.12.2008 между Войсковой частью 20293 (Работодатель) и Шапошниковым Д.Н. (Работник) заключен трудовой договор №84. В соответствии с указанными соглашениями истец принят на неопределенный срок на должность ... Войсковой части 20293.

Согласно п. 4 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена заработная плата в размере 7576,00 рублей в месяц. Предусмотрены компенсационные выплаты: Дальневосточная надбавка 30%, районный коэффициент 30%, за выслугу лет 30%, за вредные условия труда 4%, выплата которых производится в порядке, установленном Постановлением правительства РФ №870 от 20.11.2008, приказом командира войсковой части 20293 о№1160 от 28.06.2011. Кроме того, установлены стимулирующие выплаты премии 25% от оклада, ЕДВ за отработанное время, выплата которых производится в порядке, установленном коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами работодателя (п. 4.2 трудового договора).

Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов. Истцу установлен вахтовый метод работы, суммированный учет рабочего времени.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); 14 календарных дней (за вредные условия труда); до 7 дней (за ненормированность рабочего времени).

Войсковая часть 20293 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована. Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 20293 осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации (договор на обслуживание №247/2017 от 29.12.2017).

Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ №545).

В части 2 Приказа №545 разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу

Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822).

Согласно п. 3 ч.2 Приказа №545 выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа №545).

Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа №545).

Из п. 17 Приказа №545 следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором войсковой части 20293 на 2019-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Согласно п. 3.2.13 Коллективного договора войсковой части 20293 истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.

Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в январе, апреле, мае, июне и июле 2020 года истец находился в отпуске. В феврале 2020 года истцом отработано 160 часов, из которых: 136 часов в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни, 38 часов ночью. В марте 2020 года истцом отработано 184 часа, из которых: 168 часов в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни, 48 часов ночью, 16 часов сверх нормы рабочего времени. В августе 2020 истцом отработано 184 часа, из которых: 184 часа в пределах нормы рабочего времени, 52 часа в ночное время. В сентябре 2020 истцом отработано 128 часов при норме 176 часов, из которых: 48 часов в праздничные дни, 32 часа ночью. При этом работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц.

Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом работа в ночное время оплачена по форме: часовая ставка оклада (оклад + повышение за ВУД 8% + повышение за СПСО 15%/норму часов в месяце)* 35 %* количество отработанных часов. За работу в выходные и праздничные дни истцу помимо 2-го размера часовой ставки произведены компенсационные и стимулирующие выплаты по форме: (морская надбавка + надбавка за выслугу + надбавка за секретность) / норму часов в месяце*2. За выполнение обязанностей недостающего по штату работника истцу выплачен исходя из количества отработанного времени оклад по штатной должности недостающего работника, а также надбавка в размере 10%.

Из данного следует, что оплата труда Шапошникову Д.Н. произведена в соответствии с положениями Приказа №545, а также коллективного трудового договора.

Шапошников Д.Н., заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

При этом судебная коллегия не усматривает оснований согласиться с доводом истца о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда; работа за временно отсутствующего работника – с увеличивающими оклад и применяемые к нему компенсационные, стимулирующие надбавки.

Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 N 554, предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.

В свою очередь, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 28.06.2018 №26-П, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.

Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием. Отсутствуют и основания для проведения истцу оплаты за временно отсутствующего работника с учетом применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок, поскольку соответствующая доплата в силу вышеприведенного правового регулирования соотнесена только с должностным окладом недостающего работника.

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) только с его письменного согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Из данного следует, что выполнение трудовой функции за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника носит добровольный характер и подлежит оплате в соответствии с установленной системой оплаты труда.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, требования Глущенко В.В. о взыскании в счет оплаты труда за 2020 год суммы в размере 30700,05 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.

Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 24 часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени в 2020 году.

Как следует из трудового договора сторон истцу установлен ненормированное рабочий день. В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени до 7 дней.

В соответствии со ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Прежняя редакция статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации (до вступления в силу Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (часть 1 статьи 119 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Трудовой кодекс РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.

В силу статьи 97 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа (статья 99 Трудового кодекса РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (статья 101 Трудового кодекса РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени.

Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты отпуска с 01.04.2020 по 03.08.2020 и компенсации 37 дней отпуска в размере 15395,74 рублей.

Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2000,00 рублей, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 237 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать Глущенко В.В. в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 24 августа 2021 года отменить, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» удовлетворить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Шапошникова Д.Н. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», Войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по оплате труда оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-253/2022 (33-9519/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Шапошников Д.Н.
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ"
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Храмцова Лариса Павловна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
07.10.2021Передача дела судье
02.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Судебное заседание
30.11.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
30.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
25.01.2022Судебное заседание
01.03.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
01.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2022Передано в экспедицию
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее