Дело № 2-330/2021 г.
66RS0028-01-2021-00375-791
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Ирбит 12 апреля 2021 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи А.Н. Медведенко при секретаре судебного заседания Кукарских Р.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельяновой О.В. к администрации Ирбитского муниципального образования о возложении обязанности постановки на кадастровый учет жилого помещения,
УСТАНОВИЛ
Емельянова О.В., являющаяся членом семьи нанимателя квартиры по адресу: <адрес> по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Ирбитского Муниципального образования (л.д.6-8), обратилась в суд с иском к наймодателю – администрации Ирбитского МО, о возложении обязанности постановки на учет данного жилого помещения, указывая на то, что желает приватизировать квартиру, но многоквартирный дом и квартира, в котором она расположена, не поставлены на кадастровый учет. На её обращение ответчик устно отказал в постановке на кадастровый учет квартиры.
В судебное заседание истец Емельянова О.В. не явилась, была извещена надлежащим образом повесткой, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Ирбитского Муниципального образования Швецова А. в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Свердловской области В.Г. Петрова в судебное заседание не явилась, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Основные начала жилищного законодательства закреплены в ст. 1 ЖК Российской Федерации. Так, в ч.ч. 1-3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
К объекту жилищных прав относится квартира, как вид жилого помещения ( ч.1 ст. 15, п. 2 ч.1 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на приватизацию жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма в муниципальном жилом фонде закреплено в ст. ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 14.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой (ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» ( далее- Закон № 218)).
В статье 13 Закона № 218 указаны способы внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В статье 15 данного Закона перечислены лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет, среди которых не значится наниматель жилого помещения, но им может быть собственник объекта недвижимости. Собственником квартиры является орган местного самоуправления, квартира находится в муниципальной собственности.
Таким образом, для реализации права на приватизацию жилого помещения истец самостоятельно обратиться за осуществлением кадастрового учета не может, что является в дальнейшем и препятствием для регистрации перехода права собственности. Жилищный кодекс Российской Федерации закрепил в качестве самостоятельного объекта жилищных правоотношений квартиру. Из информации ответчика следует, что в многоквартирном доме, в котором проживает Емельянова О.В., имеются иные квартиры, принадлежащие иным гражданам на ином праве, в силу чего у суда нет законного основания возлагать обязанность на орган местного самоуправления заниматься постановкой на кадастровый учет дома в целом, что приведет к вмешательству в объем правомочий прав других лиц.
По делу не установлено необходимости ограничения жилищного права истца на основании какого-либо федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому иск подлежит удовлетворению. Решение суда является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей ( подп.3 п.1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая выше изложенное, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
При вынесении решения суд учитывает положения ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ, указывающие на то, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют с нанимателем равные права и обязанности. При этом с учетом приведения жилого помещения к кадастровому учету и надлежащего его оформления, что в интересах всех проживающих в нем лиц(нанимателя и членов его семьи), не в даваясь в возможность реализации права на его приватизацию, указанными лицами, суд считает возможным рассмотреть дело при данном определенном круге лиц.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Емельяновой О.В. к администрации Ирбитского муниципального образования о возложении обязанности постановки на кадастровый учет жилого помещения, – удовлетворить.
Обязать администрацию Ирбитского муниципального образования организовать постановку на кадастровый учет жилого помещения в виде квартиры, расположенной по <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца путем подачи жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий
.