Судья Свинцова О.С. дело № 33-1113/2024
дело № 2-687/2024 (12RS0003-02-2023-007667-78)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 28 мая 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Гринюк М.А.,
судей Клюкиной О.В. и Скворцовой О.В.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Куликовой Марии Васильевны на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2024 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Куликовой Марии Васильевны (паспорт РФ <№>) к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ИНН <№>), Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ИНН <№>), отделу образования администрации Моркинского муниципального района (ИНН <№>)
о признании решения отдела образования администрации Моркинского муниципального района от <...> и решения Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <...> об отказе во включении Куликовой Марии Васильевны в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» незаконными,
о возложении обязанности на Управление образования г. Йошкар-Олы по включению Куликовой Марии Васильевны в список лиц, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Йошкар-Оле,
о возложении обязанности на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» по предоставлению Куликовой Марии Васильевны жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Йошкар-Ола Республики Марий Эл в соответствии с нормами жилищного законодательства в срок до 31 июня 2024 года отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликова М.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управлению образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (ИНН <№>), отделу образования администрации Моркинского муниципального района, в котором просила признать незаконным решение отдела образования администрации Моркинского муниципального района от <...>, решение Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <...> об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированых жилых помещений на территории городского округа «Город Йошкар-Ола»; возложить на Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность включить ее в список лиц, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в г. Йошкар-Оле; возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в соответствии с нормами жилищного законодательства в срок до 31 июня 2024 года.
В обоснование иска указано, что родителями Куликовой М.В.,
<дата> года рождения, являются Куликов В.И. и Куликова С.А. Отец истца Куликов В.И. умер <дата> а мать – <дата>. В период с <дата> Куликова М.В. обучалась в <...> Моркинского района Республики Марий Эл. В период с <...> года обучалась в <...>. С 1 сентября 2023 года по настоящее время является студенткой очного отделения <...> Истец имеет право собственности на 1/5 доли жилого помещения, в котором проживают ее престарелый дед и его родственница, страдающая заболеванием и имеющая инвалидность 1 группы.
На основании статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Куликова М.В. относится к категории лиц, потерявших единственного родителя в период обучения, в связи с чем полагает незаконным решение отдела образования администрации Моркинского муниципального района <...> и решение управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» <...> об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Куликова М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что осталась без попечения родителей в возрасте до 18 лет в связи с тем, что ее мать Куликова С.А. уклонялась от ее воспитания и от защиты ее прав и интересов, о чем свидетельствуют факты неоднократного привлечения последней к административной ответственности по части 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах полагает, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (абзац третий статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), а также к категории лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (абзац четвертый указанной статьи). Указывает, что из системного толкования положений данного закона следует, что законодатель распространил гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на лиц, достигших совершеннолетия, но продолжающих обучение после смерти родителей и нуждающихся в связи с этим в дополнительной поддержке государства.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, выслушав объяснения представителя Куликовой М.В. Бирюкова Д.П., поддержавшего жалобу, представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Приваловой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно с пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, родителями Куликовой М.В., <дата> года рождения, являются Куликов В.И. и Куликова С.А.
Отец истца Куликов В.И. умер <дата>, мать Куликова С.А. - <дата>, то есть после достижения истцом Куликовой М.В. 18 лет.
Разрешая спор и отказывая Куликовой М.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец не подпадает ни под одну из категорий, поименованных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как правильно указано судом, к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Куликова М.В. не относится, поскольку ее мать умерла после достижения истцом 18 лет. Не относится истец и к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку по смыслу приведенного выше правового регулирования, события, связанные с утратой попечения родителей, также должны иметь место до достижения лицом, претендующим на включение в Список, совершеннолетия.
Вопреки доводам жалобы, такая категория граждан, как лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, не подпадает под перечень, установленный пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона, поэтому истец не может быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по указанному правовому основанию. Приведенные в жалобе доводы о распространении гарантий, предусмотренных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, не основаны на законе.
Как видно из искового заявления, требования Куликовой М.В. основаны на факте отнесения ее к категории лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. При этом истец в суде первой инстанции не заявляла об отнесении ее к категории детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по мотиву уклонения ее матери от воспитания и защиты ее прав и интересов. При изложенных обстоятельствах приведенные в жалобе факты такого уклонения не подлежали установлению в рамках данного дела.
Решение постановлено судом по заявленным истцом требованиям в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликовой Марии Васильевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий М.А. Гринюк
Судьи О.В. Клюкина
О.В. Скворцова
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 июня 2024 года.