Дело №2-2086/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 сентября 2024 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Пляцок И.В.,
при секретаре судебного заседания Суздальцевой Ю.А.,
с участием помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Остряниной А.И.,
истца Яценко Светланы Васильевны,
представителя ответчика администрации города Хабаровска Нестеровой Екатерины Олеговны, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах Яценко Светланы Васильевны, Полянчевой Лилии Александровны к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Центрального района г. Хабаровска, действуя в интересах ФИО1, ФИО3, обратился в суд к администрации города Хабаровска с иском о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование требований указано, что ФИО11 является нанимателем жилого помещения № многоквартирного <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № МКД № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Основанием для принятия указанного решения послужило заключение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».
Вместе с тем, нанимателю жилого помещения <адрес> ФИО1 и постоянно зарегистрированной и проживающей в указанном жилом помещении ФИО3 не предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому, пригодное для проживания в пределах территории городского округа «Город Хабаровск» Хабаровского края, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям. Дальнейшее проживание граждан в жилом помещении, признанном аварийным, по всем параметрам жизнедеятельности несет реальную угрозу их жизни и здоровью, при том, что иного жилья для безопасного проживания, отвечающего санитарно-техническим требованиям, наниматель не имеет.
На основании изложенного просил обязать администрацию города Хабаровска предоставить вне очереди ФИО1, ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения, равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 50,4 кв.м., пригодное для проживания в пределах территории городского округа «Город Хабаровск» Хабаровского края, отвечающее установленным санитарно-гигиеническим требованиям.
Кроме того, прокурор Центрального района г. Хабаровска в интересах ФИО1, ФИО3 обратился в суд к администрации города Хабаровска с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, указав, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении ее жилищных прав. В ходе проведения проверки прокуратурой района было установлено, что согласно ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 было предоставлено жилое помещение - комната в <адрес> в <адрес> на состав семьи три человека: на ФИО4, ее дочь - ФИО12 и сына - ФИО5
В 1977 году ФИО12 вышла замуж за ФИО13, который был вселен в качестве члена семьи нанимателя в указанное жилое помещение и зарегистрирован по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 вместе с сыном ФИО5 выехала на заработки в другой регион, их выезд носил временный характер, с ФИО4 был заключен договор брони № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из поквартирной карточки и самим договором брони. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 родила дочь - ФИО6, в ДД.ММ.ГГГГ - вторую дочь ФИО7, которые были вселены в качестве членов семьи нанимателя (ФИО4) и зарегистрированы по указанному адресу в качестве внучек, о чем свидетельствуют данные из поквартирной карточки.
Поскольку проживание семьи в <адрес> носило стесненный характер, ФИО1 предприняла меры для улучшения жилищных условий и вселилась в <адрес> разрешения уполномоченного органа, являясь нанимателем, несла бремя содержания жилого помещения, несла расходы за найм жилья, свет, коммунальные услуги, в том числе за ремонт жилого помещения, что подтверждается выставляемыми управляющей компанией квитанциями, копией лицевого счета на общую площадь 50,4 кв.м., информационными письмами, свидетельскими показаниями.
Таким образом, ФИО1 является нанимателем жилого помещения <адрес> в <адрес> на основании разрешения райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ и проживает в ней по настоящее время.
Просит признать право пользования на условиях договора социального найма квартирой <адрес> <адрес> в <адрес> за ФИО1 и ФИО3
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ указанные гражданские дела № и № объединены в одно производство.
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Хабаровска ФИО14 требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании истец ФИО11 просила удовлетворить требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации города Хабаровска требования не признал, полагал их необоснованными, пояснил, что жилое помещение, распложенное по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности в соответствии с решением Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ 6 сессия 21 созыв. На основании заключения межведомственной городской комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией города принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о признании данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Материальные истцы в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися не признавались, на учете в предоставлении жилого помещения не состоят. Наличие факта непригодности проживания не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения лица жилым помещением по договору социального найма. По требованиям о признании нанимателем жилого помещения <адрес> указал, что ФИО11 вселена в спорное жилое помещение в период действия ЖК РСФСР. Процессуальный истец утверждает, что ФИО18 была вселена в спорное жилое помещение на основании разрешения на вселения от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, не самовольно. Вместе с тем, данный вывод доказательствами не подтвержден. Такой документ как «разрешение» в перечне документов, дающих право на вселение в жилое помещение государственного либо общественного фонда отсутствует. Таким образом, для удовлетворения требования необходимо установить такое существенное обстоятельство как предоставление и вселение в жилое помещение в соответствии с положениями главы ЖК РСФСР. До подтверждения вышеуказанных доводов правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Свидетель ФИО15 в судебном заседании пояснила, что в <адрес> вселилась в ДД.ММ.ГГГГ году и прожила в нем до ДД.ММ.ГГГГ года, сейчас проживает на <адрес>. ФИО8 Алексеевна вселилась в дом в ДД.ММ.ГГГГ, у нее двое детей, они занимали две комнаты – наверху и внизу.
Выслушав пояснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального найма или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.
Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование установлены гражданским и жилищным законодательством РФ.
Согласно ч.ч.1,2,3 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии со ст.49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Таким образом, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке; при этом в случае, если граждане включены в очередь на получение жилья, оно им предоставляется по мере очередности.
Положения ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ предусматривают возможность граждан в случае признания их малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья встать на соответствующий учет для получения жилого помещения.
Из указанных норм следует, что нуждающимся в жилье гражданам жилые помещения предоставляются в порядке очередности, вне очереди жилье предоставляется тем гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания.
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение <адрес> является муниципальной собственностью на основании решения Хабаровского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, 6-я сессия 21 созыв, что подтверждается выпиской из реестра (учета) жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Хабаровска.
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным Комитетом районного совета депутатов трудящихся, ФИО4 было предоставлено жилое помещение <адрес> с правом занятия 1 комнаты жилой площадью 19,8 кв.м. на состав семьи 3 человека, включая ФИО12 (дочь), ФИО5 (сын).
Из свидетельства о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ФИО16 и ФИО4 заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия «ФИО19».
Из свидетельства о рождении следует, что ФИО12 является дочерью ФИО17 (после заключения брака ФИО19), что подтверждается свидетельством I-ГЩ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства № № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и ФИО12 заключён брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена «ФИО18».
Установлено, ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО13 и ФИО1 прекращен на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ МКД <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ постройки, двухэтажный, 34-квартирный. Фундамент: кирпичный. Наружные стены: кирпичные/деревянные. Перегородки: кирпичные/деревянные. Перекрытия: деревянные. Отопление, водоснабжение: центральное. Канализация: отсутствует. Газоснабжение: баллон. По состоянию на 1993 год физический износ жилого дома составлял 66%. В <адрес> жилых помещений находятся в собственности граждан, 14 жилых помещений являются муниципальной собственностью. По результатам обследования многоквартирного <адрес> специалистами ООО «Инженерно - техническая компания «Феникс», установлены следующие категории технического состояния конструкций и внутренних систем здания: фундамент - аварийное; стены и перегородки - аварийное; перекрытия и полы - аварийное; крыша - аварийное; инженерные системы - аварийное. Общее состояние конструкций здания согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», оценивается как аварийное. С учетом значительного физического износа многоквартирного дома и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу.
Согласно справки главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Государственного жилищного надзора от ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с Постановлением администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно сведениям, размещенным в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) МКД <адрес> года постройки, количество этажей - 2, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ процент износа составлял 68%. По конструктивной схеме здание выполнено бескаркасным, с продольными и поперечными несущими стенами. Тип фундамента - ленточный, материал фундамента - бутовый камень. Наружные и внутренние капитальные стены - деревянные и каменные. Крыша скатная, с покрытием из асбестоцементного шифера. Заполнения оконных проемов: поливинилхлорид и дерево. Заполнения дверных проемов: деревянные, филенчатые. В МКД № отсутствуют: система горячего водоснабжения и система водоотведения. Тип внутридомовой системы отопления - центральная, тип внутридомовой инженерной системы газоснабжения - баллонный газ. В ходе осмотра <адрес> установлено, что завалинка (засыпка) здания местами разрушена, полы имеют зыбкость и разрушения. Ограждающие конструкции имеют отклонения от вертикальной плоскости, разрушения отделочного слоя до кирпичной кладки. Перекрытия МКД № имеют отклонения от горизонтальной плоскости. Местами присутствуют следы грибка и гнили. В результате осмотра МКД № установлено, что несущие конструкции находятся в аварийном состоянии, имеются многочисленные повреждения и деформаций, свидетельствующие о значительном снижении несущей способности и эксплуатационных характеристик здания, состояние несущих конструкций МКД № создает реальную угрозу их обрушения в любое время. Непринятие срочных мер по расселению граждан из аварийного МКД № создает угрозу причинения тяжкого вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в помещениях МКД №.
Из заключения по результатам технического обследования ООО «Инженерно-техническая компания «Феникс» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам обследования строительных конструкций многоквартирного <адрес> в <адрес> состояние стен, перегородок, фундамента, отмосток, ограждений, кровли, перекрытий, лестничных маршей, инженерных систем и систем электрооборудования является аварийным.
Из отчета Хабаровского краевого отделения ВДПО следует, что здание жилого <адрес> и квартиры в жилом доме не соответствуют требуемой степени огнестойкости, условия обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара в жилом доме не выполняются.
Постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ № МКД № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно поквартирной карточки (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), справке по форме 36 в жилом помещении <адрес> общей площадью 50,4 кв.м. зарегистрированы: ФИО1 (наниматель), ФИО3
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ выданной МУП г. Хабаровска «РКЦ» при передаче базы данных по лицевым счетам и регистрационному учету от МП ЖПЭТ-2 нанимателем <адрес> является ФИО1
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что при передаче исходной базы данных по лицевым счетам и регистрационному учету от МП ЖПЭТ-2 в 1998 г. был передан открытый лицевой счет на жилое помещение по адресу: <адрес> (общая площадь 50,4 кв.м., жилая площадь 32,5 кв.м.), в котором нанимателем значилась ФИО1 В 2006 г. при проведении сверки сведений, содержащихся в лицевых счетах с данными картотеки по регистрационному учету граждан, лицевой счет был откорректирован в части указания нанимателя до предоставления документов, подтверждающих признание ФИО1 нанимателем. В архивном варианте лицевого счета имеется запись о номере жилого помещения «35,11», а также «разрешение райиспол. от ДД.ММ.ГГГГ.». Эти сведения в настоящее время перенесены в базу данных по лицевым счетам.
Из ответа администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение - <адрес> является муниципальной собственностью, выписку из реестра (учет) жилых помещений муниципального жилищного фонда города Хабаровска. Граждане: ФИО1, ФИО3 малоимущими не признавались, учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма не состоят. Обращений гр. ФИО1 и гр. ФИО3 по вопросу предоставления жилого помещения по договору социального найма в отдел по рассмотрению обращений граждан администрации г. Хабаровска.
В соответствии с выписками из единого государственного реестра недвижимости за ФИО1, ФИО3 прав собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно части 1 и части 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой статья 89 (часть 1) Жилищного кодекса Российской Федерации не ограничивает суды в возможности в ходе исследования и оценки того или иного варианта предоставления жилого помещения принять во внимание обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должно отвечать вновь предоставляемое жилое помещение, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилого помещения, предлагаемого для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого жилого помещения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.11.2009 №1368-О-О, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обусловливает, в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, внеочередное предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Возможность же обеспечения лица во внеочередном порядке поставлена в зависимость от наличия угрозы для жизни и здоровья проживающих в аварином жилом помещении. Орган местного самоуправления обязан предоставить гражданину взамен подлежащего сносу другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, расположенное в пределах границ муниципального образования.
Доводы представителя администрации г. Хабаровска о том, что истцы не признаны малоимущими, что исключает предоставление им жилья вне очереди, не состоятельны, поскольку исходя из положений ст.ст.49,52 ЖК РФ критерии малоимущности учитываются при предоставлении жилья в очередном порядке и отсутствии такого необходимого основания для предоставления жилья вне очереди, как аварийность занимаемого жилого помещения, а нуждаемость истцов в жилье (отсутствие в собственности жилого помещения) нашло свое подтверждение в судебном порядке.
Принимая во внимание изложенное, установленный судом факт аварийности <адрес>, который создает угрозу жизни для проживающих в нем граждан, а также то, что предоставление жилья взамен аварийного носит компенсационный характер и не имеет целью улучшить жилищные условия проживания, требования и.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах ФИО1, ФИО3, к администрации города Хабаровска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению частично, жилье подлежит предоставлению исходя из размера ранее занимаемого.
При установлении площади подлежащего предоставлению жилья суд исходит из положений ст.89 ЖК РФ о том, что другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
Истцами заявлено требование о предоставлении жилого помещения площадью 50,4 кв.м.
Согласно технического паспорта на жилой <адрес> (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), площадь жилого помещения № составляет 31,1 кв.м.
Из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что площадь жилого помещения <адрес> в <адрес> составляет 31,1 кв.м.
Поскольку выписка ЕГРН и технический паспорт в данном случае являются правоустанавливающими документами, определяющими размер общей площади аварийного жилья – <адрес>, суд приходит к выводу о жилое помещение взамен аварийного должно быть предоставлено площадью 31,1 кв.м.
Таким образом, требования и.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах ФИО1, ФИО3 подлежат удовлетворению частично, истцам подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не менее 31,1 кв.м., взамен аварийного жилого помещения по адресу: <адрес>.
Разрешая требования и.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска в интересах ФИО1, ФИО3 к администрации города Хабаровска о признании права пользования жилым помещением <адрес> на условиях договора социального найма, суд приходит к следующему.
Жилое помещение <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью на основании решения Хабаровского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, 6-я сессия 21-й созыв от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответа администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - <адрес> является муниципальной собственностью. Архивные документы управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации г. Хабаровска не содержат информации и документов о предоставлении гражданам жилого помещения - <адрес> Архивные книги учета выдачи ордеров на жилую площадь не содержат записи о выдаче гражданам ордера на указанное жилое помещение.
Согласно ответа КГБУ ГАХК от ДД.ММ.ГГГГ в документах архивного
фонда Индустриального и Центрального райисполкомов г. Хабаровска:
протоколы заседаний и решения исполкома с ноября 1987 по январь 1988 гг.,
решения о выделении жилого помещения ФИО3 по адресу: <адрес> нет.
В части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно его лишен. Право граждан Российской Федерации на жилище также закреплено в ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации
Реализуя эту конституционную обязанность, законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон №189-ФЗ) к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
В соответствии со ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В силу ст.50 ЖК РСФСР (действовавшего в период возникновения жилищных правоотношений и до 01.03.2005 г.) пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилого фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
По ранее действующему законодательству (ст.ст.28,42,47 Жилищного кодекса РСФСР) право на получение жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда имели граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, при этом жилые помещения предоставлялись в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер, выданный гражданину исполкомом на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
Заявляя требование о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, истцы указывают, что вселились в спорное помещение – <адрес> на основании решения райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ в порядке улучшения жилищных условий, несут бремя содержания этого имущества, оплачивают коммунальные платежи по <адрес> общей площадью 50,40 кв.м., в эту площадь включена как комната 11, предоставленная в порядке улучшения жилищных условий, так и комната 35, в связи с чем был объединен лицевой счет по комнатам, по одному этому счету – <адрес> общая площадь составляет 50,40 кв.м. В обосновании указанных доводов представлена справка, выданная начальником ЖЭУ № Лапыревым, о том, что <адрес> свободна.
Вместе с тем, суд признает указанные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку относимых и допустимых доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлялось истцам на условиях социального найма и в порядке улучшения жилищных условий, материалы дела не содержат и суду не предоставлено, как и не представлено решение райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ Так, суду не представлен ордер либо иной распорядительный документ органа местного самоуправления о выделении комнату № истцам. Представленный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает лишь предоставление ФИО4 одной комнаты площадью 19,8 кв.м. в <адрес>, и не свидетельствует о выделении комнаты № в указанном доме. Кроме того, согласно письма управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города от ДД.ММ.ГГГГ № архивные документы не содержат информации и документов о предоставлении гражданам спорного жилого помещения. Архивные книги учета выдачи ордеров на жилую площадь не содержат записи о выдаче гражданам ордера на данное жилое помещение. Ссылки на охранное свидетельство не подтверждает факт выделения истцам комнаты №, поскольку указаний об этом не содержит, напротив, в нем указано на сохранение на время отъезда за ФИО4 комнаты площадью 19,8 кв.м. в <адрес>, которая ранее в ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась по ордеру. Показания свидетеля не подтверждают факт законности выделения комнаты истцам. Сама по себе оплата коммунальных платежей за комнату не дает снований для выводов о выделении жилья и вселении в него на законных основаниях.
Кроме того, исходя из положений ст.46 ЖК РСФСР, в порядке улучшения жилищных условий предоставляется комната, освободившаяся в этой коммунальной квартире, а не отдельная комната, находящаяся на ином этаже. Как следует из технического плана <адрес> находится на втором этаже, комната № на первом этаже. Жилищное законодательство как РСФСР, так и РФ не предусматривает возможность занятия по договору социального найма сразу двух отдельных жилых помещений (квартир).
Поскольку доказательств того, что в установленном законом порядке истцам была предоставлена комната <адрес> <адрес> в <адрес>, не представлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании за истцами право пользования жилым помещением <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 2702015107) ░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░ №, ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 31,1 ░░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░