Дело №2-308/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2019 года г.Шуя
Шуйский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Козловой Л.В.,
при секретаре Голубенковой Л.П.,
с участием истца Шурановой Е.С.,
представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области Гусарова А.Н., действующего по доверенности от 07.02.2019 г. сроком на 1 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шурановой Елены Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области о взыскании суммы недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, суммы недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, суммы неустойки за просроченные дни, об обязании рассчитать и выплатить неустойку с 10.12.2018 г. по день фактического расчета включительно, об обязании перечислить в бюджет НДФЛ, о взыскании суммы компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Шуранова Елена Сергеевна обратилось в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области о взыскании денежных сумм: недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск - 30108,71 рублей; недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске - 45815,89 рублей; суммы неустойки за просроченные дни - 16327,53 рублей, об обязании Межрайонной инспекции ФНС России по Ивановской области рассчитать и выплатить неустойку с 10.12.2018 г. по день фактического расчета включительно; о взыскании с Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Ивановской области и обязании перечислить в бюджет Российской Федерации НДФЛ в сумме 11 345,05 рублей, о взыскании суммы компенсации морального вреда - 1000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что Шуранова Е. С. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №3 по Ивановской области с 01.03.2006 г. в должности начальника отдела урегулирования задолженности с 01.01.2018 г. Приказом от…. №….служебный контракт с ней расторгнут на основании заключения по служебной проверке от …г. №…. В соответствии с п. 13 ст.46 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ей выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 37,67 календарных дней в размере 32400,34 рублей и предоставлены расчеты отпускных за 2016-2018 года. С расчетами отпускных выплат и расчетами компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск она не согласна по следующим основаниям. В соответствии со ст. 50 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Согласно ч. 10 ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами. Её денежное содержание в МИФНС России №3 по Ивановской области состояло: за 2016-2017 годы из должностного оклада в сумме 5 212 рублей, итого – 18278 рублей. За 2018 год ежемесячного оклада за классный чин – 1 663 рубля; должностного оклада - 5421 рубля; ежемесячной надбавки – 5421 рубля; ежемесячного поощрения – 5421 рубля, ежемесячной надбавки за выслугу лет – 1085 рублей, итого – 19011 рублей. А так же премии за выполнение особо важных заданий и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя, материальное стимулирование и материальная помощь из ФОТ за период: октябрь 2017 -сентябрь 2018 в сумме 291774,90 руб.; декабрь 2016 - январь 2017 в сумме 272705,33 руб.; июнь 2017 - май 2017 в сумме 288464,25 руб.; февраль 2017 - январь 2018 в сумме 281110,59 руб.; апрель 2016-март 2017 в сумме 279 831,42 руб.; август 2016 - июль 2017 в сумме 330 784,59 руб.; июль 2015 - июнь 2016 в сумме 188807,08 руб.; март 2015 - февраль 2016 в сумме 132050,50 рублей. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 г. №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии п.6, 8 правил исчисления размеров денежного содержания федеральных госслужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания госслужащих, определенного ст. 50 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств выплаченных в виде материального стимулирования осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.14 г. №238-7. В силу п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения госслужащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения госслужащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Согласно ст. 73 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При не полной выплате в установленный срок заработной платы и других выплат причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. В соответствии с п. 10 ст. 46 ФЗ от 27.07.2004г. №79-ФЗ выплата денежного содержания госслужащему должна производиться не позднее 10 календарных дней до начала указанного отпуска. В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашение сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяется судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В судебном заседании истец Шуранова Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в иске. Просила суд требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области Гусаров А.Н. возражал против исковых требований, предоставил отзыв на иск, в котором указал, что Межрайонная ИФНС России №3 по Ивановской области не согласна с доводами, изложенными в исковом заявлении о том, что средства материального стимулирования формируют фонд оплаты государственных гражданских служащих и должны учитываться при расчёте среднего заработка для компенсаций при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и за неиспользованный отпуск, поскольку в силу ч. 1 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). В соответствии с ч.5 ст. 50 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562. Пунктом 1 Правил установлен порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего, который в том числе регламентирует и выплаты при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданкой службы (пп. «д» п. 1 Правил). Согласно пункта 2 Правил и частям 2 и 5 ст. 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Таким образом, выплаты в виде материального стимулирования в перечень дополнительных выплат не входят. Кроме того, средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными. Поэтому месячное денежное содержание исчисляется в соответствии с пунктом 8 вышеуказанных Правил, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат,предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 (ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну) настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 (премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска) настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. Так как иные дополнительные выплаты, выплачиваемые сверх фонда оплаты труда, не подпадают ни под один их пунктов «а» - «ж» пункта 2 Правил, то они не включались в расчет среднего заработка. Таким образом, все дополнительные выплаты, которые участвуют в расчёте среднего заработка поименованы в пунктах «а» - «ж» пункта 2 Правил. Материальное стимулирование является одним из видов поощрения работника за достижения в работе, носит переменный характер, зависит от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда, устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателей, а их выплата относится к исключительной компетенции работодателя. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФПС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которой принадлежит работодателю. Ссылка на Письмо Министерства Финансов от 15 июля 2014 года N14-04-05/34482 является неправомерной, поскольку Правительством Российской Федерации на Минфин России полномочия по разъяснению положений настоящего постановления не возлагалась, а согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 в его компетенцию не входит разъяснение норм трудового законодательства, разъяснение и толкование норм, терминов и понятий нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Так же Шурановой Е.С. заявлена ко взысканию с Инспекции сумма недоплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2016-2018 годы.. Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ с 03.10.2016 введена часть вторая ст. 392 ТК РФ, в соответствии с которой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Учитывая, что о предполагаемом нарушении своих прав истец Шуранова Е.С. должна была знать каждый месяц при получении заработной платы, то обратившись в суд 10.01.2019 с требованием о взыскании заработной платы за период с 01.01.2016 по 01.01.2018, истец пропустил установленный ст. 392 ТК РФ срок на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
В судебное заседание представитель соответчика УФНС России по Ивановской области не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил отзыв на иск, в котором указал, что в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. В силу ч. 1 ст. 50 Закона N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562. Приказом руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области 26 октября 2018 года Шуранова Е. С. освобождена от замещаемой должности и уволена. Расчет компенсации за неиспользованный отпуск Шурановой Е. С. производился в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. N 562, из которых следует, что выплаты в виде материального стимулирования в перечень дополнительных выплат не входят. Средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат, не являются составляющей частью денежного содержания гражданского служащего, не входят в фонд оплаты труда, не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Так как иные дополнительные выплаты, выплачиваемые сверх фонда оплаты труда, не подпадают не под один их пунктов «а» - «ж» пункта 2 Правил, то они не включались в расчет среднего заработка. Исходя из условий служебного контракта Шурановой Е.С., Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 года N90н, а также положений ст. 50 Закона №79-ФЗ Управление сообщает, что материальное стимулирование является одним из видов поощрения работника за достижения в работе, носит переменный характер, зависит от количества и качества труда, размера фонда оплаты труда, устанавливаются при достижении работником и всей организацией в целом определенных показателей, а их выплата относится к исключительной компетенции работодателя. Материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которой принадлежит работодателю. Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Порядок увольнения Шурановой Е. С., осуществлен в соответствии с нормами законодательства о государственной гражданской службе, трудового законодательства, а также Постановления Правительства РФ №562 от 06.09.2007 и не повлек каких-либо проявлений нравственных страданий и переживаний. Управление считает, что распространение на возникший спор положений ст. 236, 237 ТК РФ не основано на действующем законодательстве. Межрайонная ИФНС России №3 по Ивановской области является бюджетным учреждением и осуществляет свою деятельность на основании сметы доходов и расходов доведенных главным распорядителем бюджетных средств.Согласно п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. В силу пп. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Привлеченное в качестве ответчика по настоящему делу Управление не является главным распорядителем бюджетных средств, не было связано с Шурановой Е. С. трудовыми отношениями и, соответственно, не является надлежащим ответчиком.
Заслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, оценив в представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, что Приказом от …года №.. л.с. с 01.03.2006 года Шуранова Елена Сергеевна была назначена на государственную должность специалиста 1 категории отдела урегулирования задолженности Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области с испытательным сроком 6 месяцев (л.д.51).
Приказом от …года № …л.с. была переведена на другую работу и назначена на должность начальника отдела урегулирования задолженности МИФНС №3 по Ивановской области. Согласно приказу ей установлено: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы РФ – 5212 рублей; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – 1043 рубля; месячный оклад за классный чин советник государственной гражданской службы РФ 3 класса – 1599 рублей; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы – 5212 рублей; ежемесячное денежное поощрение – 5212 рублей (л.д.52).
Приказом от …года № …начальнику отдела урегулирования задолженности Межрайонной ИФНС России № 3 по Ивановской области Шурановой Е.С. на основании п.5 ч.1 ст.57 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ ««О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в грубом нарушении должностных обязанностей объявлено дисциплинарное взыскание в виде увольнения (л.д.53, 54).
Приказом от …года № …л.с. было прекращено действие трудового договора (служебного контракта) от …года № … и Шуранова Е.С. – начальник отдела урегулирования задолженности, уволена (освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы РФ) за однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей (л.д.55).
В соответствии с ч. 13 ст.46 ФЗ от 27.07.2004 года № 79-ФЗ « О государственной гражданской службе Российской Федерации» приказом предписано выплатить Шурановой Е.С. компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 37,67 дней (л.д.55).
Федеральным законом РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, как указано в преамбуле закона.
В п. 4 ч. 1 ст. 14 данного закона установлено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Из ст.50 следует, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее -должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562 утверждены «Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих», которыми регламентируется порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, в том числе в соответствии с п.п. «а» п.1 Правил на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В п.2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии со вторым и третьим абзацем 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, то при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных за отработанное время.
В силу ч.1 и.2 ст.51 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ определено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ порядок, формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 названного Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года №763, фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных в п.8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 года №14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 года №238-7.
Доводы, указанные представителем ответчика о том, что Правительством РФ на Министерство финансов полномочия по разъяснению положений постановления Правительства не возлагались и в его компетенцию не входит разъяснение норм трудового законодательства, разъяснение и толкование норм, терминов и понятий нормативных правовых актов Правительства РФ являются необоснованными.
Так, в соответствии с п.1 «Положения о Министерстве финансов РФ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №329, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Поэтому, учитывая, что на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности, разъяснения, содержащиеся в Письме Министерства финансов РФ от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, подлежат применению.
Кроме того, письмом ФНС России от 06.08.2014 №НД-4-5/15285@ «О направлении письма Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482» данное письмо было направлено для сведения и использования в работе в налоговые инспекции.
Кроме того, в абзаце 2 ст.139 ТК РФ установлено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
В связи с изложенным, доводы представителя ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания федерального гражданского служащего территориального органа ФНС России, поскольку не является гарантированной государством выплатой и осуществляется в зависимости от наличия средств федерального бюджета, право распределения которого принадлежит работодателю, в данном случае не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) в виде премий за качество исполнения им своих должностных обязанностей, то есть являются стимулирующей выплатой, а также являются его доходом, носят систематический характер, и с указанного дохода исчисляется социальный налог.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Шурановое Елене Сергеевне, материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск.
Доводы соответчика УФНС России по Ивановской области о том, что к спорным правоотношениям не применяются положения ст. ст. 236, 237 Трудового кодекса РФ, являются необоснованным.
Так, в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года N 272-ФЗ, действующей с 03 октября 2016 года) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Согласно ч.10 ст. 46 Федерального закона РФ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
В силу ч. 4 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ.
Факт нарушения трудовых прав работника из-за несвоевременной выплаты истцу в полном объеме денежного содержания на период нахождения в ежегодном отпуске нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу ст. ст. 21 (абзац 14 ч. 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права истца Шурановой Е.С., выразившиеся в несвоевременной выплате в полном объеме денежного содержания на период нахождения в ежегодных отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем суд принимает решение о взыскании с ответчика в пользу Шурановой Е.С. в счет компенсации морального вреда сумму в размере 1000 рублей.
При этом размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных работнику страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости.
На основании п.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Учитывая позицию ответчика, заявившего о пропуске, установленного ст.392 ТК РФ срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований в пределах срока исковой давности то есть только за 2018 г. Требования истца о выплатах за 2016-2017 г.г. удовлетворению не подлежат в связи с пропуском срока исковой давности.
При расчете Шурановой Е.С. отпускных за 10 дней, за период с 12.02.2018 по 21.02.2018 год, суд учитывает следующее: ежемесячный оклад за классный чин- 1663 рубля; должностной оклад – 5421 рубль; ежемесячная надбавка - 5421 рубль; ежемесячное поощрение - 5421 рубль; ежемесячная надбавка за выслугу лет - 1085 рублей. Итого -19011 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2017 году:
январь - 0 рублей;
февраль - 0 рублей;
март - 6811 рублей;
апрель - 49111 рублей; и по коду 2760 – 6811 рублей;
май- 0 рублей;
июнь- 35666 рублей;
июль - 36950,2 рублей;
август -0 рублей;
сентябрь - 39404,24 рубля;
октябрь - 0 рублей;
ноябрь -10424 рубля;
декабрь - 95933, 15 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2018 году:
январь- 0 рублей.
Всего – 281 110,59 рублей.
Выплата в размере 1/12 части:
281110,59/ 12 = 23 425,88 рублей.
Дневное содержание: 23 425,88 + 19011/29,30 = 1 448, 36 рублей.
Подлежит оплате: 1448,36 х 10= 14483,58 рублей.
Выплачено- 8472,70 рублей;
Остаток - 6010,88 рублей,
в том числе НДФЛ -781,41 рубль.
Расчет неустойки по состоянию на 09.12.2018 года, представленный стороной истца (л.д.24) суд признает правильным, и неустойка составляет 796,0996 руб. (л.д.24).
При расчете Шурановой Е.С. отпускных за 19 дней, за период с 18.06.2018 по 06.07.2018 год, суд не может принять расчет истца Шурановой Е.С., поскольку в нем допущена ошибка (указаны премиальные за июнь 2017 г. в размере 36666 руб., тогда как по сведениям 2 НДФЛ – 35666 руб.). Таким образом, расчет составит: Итого начислено 19011 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2017 году:
июнь- 35666 рублей;
июль - 36950,2 рублей;
август -0 рублей;
сентябрь - 39404,24 рубля;
октябрь - 0 рублей;
ноябрь -10424 рубля;
декабрь - 95933, 15 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2018 году:
январь - 0 рублей;
февраль - 0 рублей, в том числе по коду 2760 выплачено7084 рубля;
март - 7084 рублей;
апрель - 5421 рублей;
май- 49497,66 рублей;
Всего за указанный период сумма составляет – 287 464,25 рублей.
Выплата в размере 1/12 части:
287 464,25/ 12 = 23 955,35 рублей.
Дневное содержание: 23 955,35 + 19011/29,30 = 1 466, 43 рублей.
Подлежит оплате: 1466,43 х 19= 27 862,14 рублей.
Выплачено- 16 052,53 рублей;
Остаток – 11 809,61 рублей,
в том числе НДФЛ -1535,23 рубль.
Расчет неустойки по состоянию на 09.12.2018 года.
С 09.06.2018 по 16.09.2018 число дней просрочки- 100, недоимка для пени -10274,38, Ставка рефинансирования ЦБ 7,25, Ставка пени или 1/150 ставки Центрального Банка РФ 1/100 – 0,000483333, Размер пени - 496,59 рубля.
С 17.09.2018 по 09.12.2018 число дней просрочки- 84, недоимка для пени – 10274,38, Ставка рефинансирования ЦБ 7,5, Ставка пени или 1/150 ставки Центрального Банка РФ 1/100 – 0,0005, Размер пени 431, 52 рубля.
Всего сумма пени составляет – 928,11 рублей.
Таким образом, сумма недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске составляет 15 503 (пятнадцать тысяч пятьсот три) рубля 85 копеек, в том числе: за период с 12.02.2018 по 21.02.2018 год - 5 229,47рублей, за период с 18.06.2018 по 06.07.2018 год - 10274,38 рублей.
При расчете Шурановой Е.С. отпускных - компенсации отпуска при увольнении, 37,67 дней, суд учитывает следующее: Итого начислено 19011 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2017 году:
октябрь - 0 рублей;
ноябрь -10424 рубля;
декабрь - 95933, 15 рублей.
По коду дохода 2002 выплаты составили в 2018 году:
январь - 0 рублей;
февраль - 0 рублей, в том числе по коду 2760 выплачено 7084 рубля;
март – 7 084 рублей;
апрель – 5 421 рублей;
май- 49497,66 рублей;
июнь- 27566,28 рублей;
июль – 19281,95 рублей;
август – 25260,82 рублей;
сентябрь – 44 222 рубля;
Всего за указанный период сумма составляет – 291 774,86 рублей.
Выплата в размере 1/12 части:
291 774,86/ 12 = 24314,57 рублей.
Дневное содержание: 24314,57 + 19011/29,30 = 1478,69 рублей.
Подлежит оплате: 1478,69 х 37,67= 55 702,19 рублей.
Выплачено- 32 400,34 рублей;
Остаток – 23 301,85 рублей,
в том числе НДФЛ - 3029,24 рубля.
Таким образом, сумма недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 20 272 (двадцать тысяч двести семьдесят два) рубля 61 копейку;
Расчет неустойки по состоянию на 09.12.2018 года.
С 30.10.2018 по 09.12.2018 число дней просрочки- 41, недоимка для пени -20 272,61 руб., Ставка рефинансирования ЦБ 7,5, Ставка пени или 1/150 ставки Центрального Банка РФ 1/100 – 0,0005
Всего сумма пени составляет - 415,5885 руб.
Сумма неустойки за просроченные дни в соответствии со ст.236 ТК РФ составляет 2 139 рублей 80 копеек, в том числе с 03.02.2018 по 09.12.2018 года - 796,0996 руб., с 09.06.2018 по 09.12.2018 года - 928,11 руб., с 30.10.2018 г. по 09.12.2018 года - 415,5885 руб.
Сумма, подлежащая перечислению в бюджет Российской Федерации за Шуранову Елену Сергеевну - НДФЛ составляет – 5 345 (пять тысяч триста сорок пять) рублей 88 копеек, в том числе за период с 12.02.2018 по 21.02.2018 год - 781,41 руб., за период с 18.06.2018 по 06.07.2018 год- 1535,23 руб., за 37,67 дней неиспользуемого отпуска - 3029,24 руб..
При указанных выше обстоятельствах, заявленные Шурановой Е.С. исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шурановой Елены Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области о взыскании суммы недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, суммы недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, суммы неустойки за просроченные дни, об обязании рассчитать и выплатить неустойку с 10.12.2018 г. по день фактического расчета включительно, об обязании перечислить в бюджет НДФЛ, о взыскании суммы компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области в пользу Шурановой Елены Сергеевны:
- сумму недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 20272 (двадцать тысяч двести семьдесят два) рубля 61 копейку;
- сумму недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере 15503 (пятнадцать тысяч пятьсот три) рубля 85 копеек;
- сумму компенсации морального вреда в соответствии со ст.237 ТК РФ в размере 1000 (одна тысяча) рублей;
- сумму неустойки за просроченные дни в соответствии со ст.236 ТК РФ в размере 2139 рублей 80 копеек;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области рассчитать и выплатить Шурановой Елене Сергеевне неустойку с 10.12.2018 г. по день фактического исполнения решения суда включительно;
- обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №3 по Ивановской области перечислить в бюджет Российской Федерации за Шуранову Елену Сергеевну НДФЛ в размере 5345 (пять тысяч триста сорок пять) рублей 88 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Шурановой Елене Сергеевне отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Козлова.
В окончательной форме решение суда изготовлено 26 февраля 2019 года.
Судья Л.В. Козлова.
Согласованно: Л.В. Козлова