Дело № 2а-314/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 июля 2020 года пгт. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Миндубаева М.Н.,
при секретаре судебного заседания Фаттаховой Г.Н.,
с участием административного истца – помощника прокурора Рыбно-Слободского района РТ Акчуриной К.Н.,
административного ответчика – Каримуллина И.Г.,
Представителя третьего лица ГАУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ» Зариповой Н.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Каримуллину И.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Рыбно-Слободского района РТ обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, обосновав данные требования тем, что Каримуллин И.Г., имея право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № по категориям <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, а именно состоит на диспансерном учете с диагнозом <данные изъяты> Указанный факт является угрозой жизни и здоровью других участников дорожного движения. Прокурор просит прекратить действие права на управление транспортными средствами, в связи с наличием у Каримуллина И.Г. медицинских противопоказаний, обязать его сдать в отдел МВД России по Рыбно-Слободскому району водительское удостоверение.
В судебном заседании административный истец – помощник прокурора Рыбно-Слободского района РТ Акчурина К.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Каримуллин И.Г. с административными исковыми требованиями не согласен, заявил ходатайство о проведении медицинского освидетельствования с целью выяснения наличия медицинских противопоказаний, полагая, что ГАУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ» такими полномочиями не обладает, поскольку он всего один раз употребил наркотическое средство.
Представитель третьего лица ГАУЗ «Рыбно-Слободская ЦРБ» Зарипова Н.Х. поддержала исковые требования прокурора. По поводу проведения экспертизы в отношении Каримуллина И.Г. не возражала.
Выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Ст. 24 Федеральным закона "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно данному перечню, для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлено, что управление транспортным средством категории "А", "В" возможно при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии.
Раздел II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 № 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", содержит такое заболевание, как психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, код заболевания по МКБ -10 - F10 - F16, F18, F19 ( до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Ч. 1 ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", установлено, что выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, является основанием прекращения права на управление транспортными средствами.
Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», видами медицинского освидетельствования является в том числе: освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
В силу ч. 4 вышеуказанной статьи медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
Согласно ст. 78 КАС РФ, о назначении экспертизы или об отклонении ходатайства о назначении экспертизы суд выносит определение.
В определении о назначении экспертизы суд предупреждает эксперта об ответственности, предусмотренной УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения, а также о наложении судебного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 49 настоящего Кодекса.
Изучив представленные материалы, учитывая, что для определения медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами необходимы специальные познания, суд считает ходатайство о назначении судебной экспертизы подлежащим удовлетворению.
Административный ответчик не против пройти медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством и согласен оплатить производство экспертизы.
Помощник прокурора оставила вопрос о назначении экспертизы на усмотрение суда.
При определении даты назначения экспертизы, составления заключения и направления его экспертом, суд учитывает объем, сложность исследований и иные обстоятельства, связанные с производством экспертизы.
На время проведения экспертизы производство по настоящему делу подлежит приостановлению.
На основании и руководствуясь ст. ст. 77,78 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
По административному делу по административному исковому заявлению прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к Каримуллину И.Г. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, назначить проведение судебной экспертизы в отношении Каримуллина И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", производство которой поручить ГАУЗ РКПБ им. Ак. Бехтерева, г. Казань.
В распоряжение врачей (экспертов) представить материалы административного дела №, медицинскую карту на пациента Каримуллина И.Г., обязать Каримуллина И.Г. явиться в ГАУЗ РКПБ им. Ак. Бехтерева для проведения судебной экспертизы на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Назначить срок для проведения судебной экспертизы - один месяц со дня получения настоящего определения.
Поручить руководителю ГАУЗ РКПБ им. Ак. Бехтерева, разъяснить экспертам права и обязанности, предусмотренные ст. 49 КАС РФ, предупредить об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, а также о наложении судебного штрафа в случаях, предусмотренных ч. 12 ст. 49 КАС РФ.
Расходы по оплате услуг на проведение экспертизы возложить на Каримуллина И.Г..
Производство по делу на время проведения экспертизы приостановить.
На определение в части приостановления производства по делу и распределения расходов на производство экспертизы может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение 15 дней со дня его вынесения.
Председательствующий Миндубаев М.Н.