УИД 11RS0001-01-2020-007594-42
Дело № 2а-4985/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,
при секретаре Колокольниковой П.Е.,
с участием административного истца Шашева З.И.,
представителя административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Алябушевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкар
10 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Шашева Заура Иналовича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, обязании устранить нарушение, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Шашев З.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по РК о признании незаконными действий, выразившихся в направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, обязании устранить нарушение, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в размере 700000руб.
В обоснование административного иска указано, что в нарушение ч.2 ст.7 Конституции РФ, ст. 8 Европейской конвенции по правам человека, лишен права на свидание с родственниками, ввиду их проживания на значительной удаленности от места отбывания наказания, а именно .... Перевод для отбывания наказания в Республику Коми нарушает право на уважение его личной и семейной жизни.
Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России.
Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по РК в судебном заседании с требованиями не согласилась по доводам изложенным в письменном отзыве.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Частью 2 ст.7 Конституции РФ определено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Судом установлено, что на основании приговора Майского районного суда КБР от ** ** ** Шашев З.И. осужден по ст.ст.162 ч.4 п. «в», ст.111 ч.4, ст.69 ч.3 УК РФ к одиннадцати годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима с ограничением свободы сроком два года.
Установлено, что Шашев З.И. зарегистрирован в ....
С ** ** ** отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Согласно ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.
Согласно статье 8 Европейской конвенции по правам человека каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Приказом Минюста России от 14.03.2014 №30 изменен вид режима Федерального казенного учреждения исправительной колонии, а именно исправительной колонии №8 ГУФСИН по Республике Коми со строгого на особый режим.
В соответствии с ч. 2 ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
На основании указания ФСИН России от ** ** ** № исх-08-12459 утвержден перечень территориальных органов УИС РФ, в распоряжение которых на основании ч.4 ст.73 УИК РФ подлежали направлению осужденные при особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно данного перечня, осужденные Кабардино-Балкарской Республики направлялись в распоряжение ГУФСИН России по Республике Коми для последующего распределения к отбыванию наказания на территории Республики Коми.
Таким образом, Шашев З.И. направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в установленном законом порядке, что не может являться нарушением законодательства при направлении осужденного в указанное исправительное учреждение.
Доказательств необходимости перевода Шашева З.И. для дальнейшего отбывания наказания в иное исправительное учреждение, административным истцом не предоставлено, и судом не добыто.
Административный истец не лишен возможности реализации свиданий, поддержании иных социально полезных связей в том числе путем переписки и телефонных переговоров. Порядок предоставления свиданий регламентирован уголовно-процессуальным законодательством и не зависит от места нахождения исправительного учреждения.
Таким образом, права, свободы и законные интересы административного истца Шашева З.И. действиями административного ответчика не нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Шашев З.И. отбывает наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми с ** ** **, тогда как в суд административное исковое заявление направлено ** ** **.
Каких-либо оснований или причин пропуска срока, которые могут быть признаны уважительными, административным истцом суду не представлено, а судом не установлено. Следовательно, суд находит, что срок административным истцом пропущен по неуважительной причине.
Пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
В силу ч.1 ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом не установлено нарушений условий содержания Шашева З.И. в частности по переводу его к отбытию наказания в ИК-8 УФСИН России по РК, оснований для присуждения компенсации в пользу административного истца Шашева З.И., у суда не имеется.
На основании изложенного требования Шашева З.И. к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, обязании устранить нарушение, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шашева Заура Иналовича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, выразившихся в направлении для отбывания наказания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, обязании устранить нарушение, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий Р.В. Куриленко
Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 года.