Дело № 5-528/2022
УИД 41RS0001-01-2022-007818-10
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Курчатова, д. 6
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2022 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края ДД.ММ.ГГГГ на рассмотрение поступило дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Рассмотрение и принятие решения по делу об административном правонарушении невозможны, в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Исходя из положений ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В отношении ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ФИО2 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вместе с тем, в диспозиции данной статьи объективная сторона правонарушения может выражаться в совершении одного из альтернативных действий, закрепленных 6-ю частями, однако в протоколе должностным лицом действия ФИО2 квалифицированы без ссылки на часть данной нормы, что влечет, к тому же, нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
Дописанная должностным лицом ручкой ч. 1, в протоколе не оговорена, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не ознакомлено с внесенными в него изменениями.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником полиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим.
В протоколе об административном правонарушении диспозиция ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не конкретизирована должностным лицом.
Таким образом, событие, описанное в протоколе об административном правонарушении, раскрыто не в полной мере, не указаны все обстоятельства совершенного ФИО2 противоправного деяния.
Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной в нем норме, нарушает право ФИО2 на защиту и противоречит требованиям ч. 2 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и дает основания для признания протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 3 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
При составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицом административного органа ФИО2, были разъяснены только положения ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не разъяснялись.
Указанный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением процедуры привлечения ФИО2 к административной ответственности, так как свидетельствует о лишении его гарантий защиты прав, предоставленных ему действующим законодательством, в связи с привлечением к административной ответственности.
Допущенные недостатки при составлении протокола об административном правонарушении являются существенными, не позволяющими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, возможность их устранения в ходе рассмотрения дела отсутствует, поскольку судья не вправе выходить за рамки предъявленного обвинения.
Кроме того, представленное на рассмотрение дело не содержит копии паспорта ФИО2, на основании которого можно было бы установить его личность.
При этом, должностным лицом административного органа не принято во внимание, что в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 232 от 13 марта 1997 года «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации.
Также, документами удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации являются: загранпаспорт гражданина РФ, удостоверение личности военнослужащего РФ, военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана и офицера запаса, временное удостоверение личности гражданина РФ (форма № 2П).
Отсутствие документа, на основании которого подлежит установлению личность ФИО2, учитывая сроки рассмотрения данной категории дел, является основанием нарушения предусмотренных ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях принципов своевременности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении, к нему на отдельном бланке прилагаются сведения о том, что ранее ФИО2 подвергался административным взысканиям.
Вместе с тем, каких-либо сведений, справок, подписанных должностным лицом или копий процессуальных актов, свидетельствующих о наложении административных взысканий, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Процессуальные действия, направленные на сбор доказательств, осуществляются должностными лицами, что прямо закреплено Кодексом РФ об административных правонарушениях, однако каких-либо действий по установлению личности привлекаемого лица должностным лицом не произведено.
Учитывая строго разграничение функций обвинения и суда, обеспечивающее независимое и беспристрастное рассмотрение и разрешение дела, судья не вправе и не должен возлагать на себя функцию обвинения.
Кроме того, обращаю внимание должностного лица, что согласно сопроводительного письма, в Петропавловск-Камчатский городской суд было направлено дело об административном правонарушении в отношении ФИО2, в то время как протокол и другие материалы дела составлены в отношении ФИО3.
Согласно ч. 4 ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу указанной нормы отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории, административным законодательством не предусмотрено, продление сокращенных сроков рассмотрения также недопустимо, в связи с чем, суд лишен процессуальной возможности на отложение рассмотрения дела для истребования дополнительных документов, для вызова свидетелей, сбора необходимых доказательств в подтверждение события, изложенного в протоколе об административном правонарушении, с целью всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств, разрешения дела в соответствии с законом, как о том закреплено ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В силу изложенного, дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 подлежит возвращению в ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому по причине неправильного составления протокола и неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Руководствуясь ст.ст. 29.4, 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить в ОП № УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья С.В. Лубнин