Дело № 5-835/2018
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2018 года город Казань
Судья Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан Р.В. Королёв, изучив материалы административного дела в отношении в отношении Пахлави Улжазода,
установил:
19 сентября 2018 года в Ново-Савиновский районный суд города Казани, из отдела полиции № 17 «Ямашевский» УМВД России по городу Казани, поступил административный материал по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Пахлави Улжазода.
Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы».
Как следует из части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 24.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Как было установлено при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, Пахлави Улжазода не владеет в достаточной степени русским языком, чтобы прочитать составленный в отношении него протокол об административном правонарушении. В протоколе об административном правонарушении отсутствуют подписи Пахлави Улжазода.
Согласно правовой позиции изложенной в ответе на вопрос № 11 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 23.11.2005, в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Таким образом, непредставление физическому лицу или его законному представителю, а также представителю юридического лица перевода протокола об административном правонарушении нарушает их право на ознакомление с протоколом и с материалами дела, лишает возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола, права выступать и давать разъяснения, заявлять ходатайства и отводы, т.е., по существу, лишает их права на защиту.
Следовательно, отсутствие перевода протокола в случае, когда дело об административном правонарушении возбуждено в отношении лица, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, является основанием для возврата судом протокола и материалов дела в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вне зависимости от того, заявлено ли ходатайство о переводе.
Согласно Приложению №1 к Приказу Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, документами, удостоверяющими личность, являются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П (для утративших паспорт граждан, а также для граждан, в отношении которых до выдачи паспорта проводится дополнительная проверка);
удостоверение личности или военный билет военнослужащего;
паспорт моряка;
общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей);
паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность, - для иностранных граждан;
разрешение на временное проживание, вид на жительство;
удостоверение беженца;
свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем;
документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность, - для лиц без гражданства;
удостоверение адвоката;
редакционное удостоверение для журналиста;
другие документы, удостоверяющие личность.
Между тем, из дела усматривается, что достоверных сведений, подтверждающего личность лица, привлекаемого к административной ответственности, в деле не имеется.
В деле отсутствует паспорт или иной надлежащий документ, подтверждающий личность лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доказательств невозможности предоставить паспорт или иной надлежащий документ, подтверждающий личность, суду также не представлено.
Таким образом, материалы дела об административном правонарушении подлежат возвращению.
Руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
возвратить административный материал по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Пахлави Улжазода в отдел полиции № 17 «Ямашевский» УМВД России по городу Казани.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан, а также опротестовано прокурором, в течение десяти суток с момента вручения или получения копии данного определения.
Судья Р.В. Королёв