Решение по делу № 33-483/2024 от 02.02.2024

Дело № 2-1689/2023                                                                                          Председательствующий Белхароев Т.А.

Апелляционное определение № 33-483/2024

19 марта 2024 г.                                                                       г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Кориговой М.М.,

судей                      Дзаитова М.М. и Горокаевой Х.А.,

при секретаре судебного заседания Анташкиевой Х.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костоева Висангирея Ахметовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи, а также даты подачи заявления по апелляционной жалобе ответчика на решение Магасского районного суда от 9 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия

установила:

    Костоев В.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях с 1993 года по 2016 год. 3 октября 2012 г. он обратился с заявлением в МВД по Республике Ингушетия о принятии его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По результатам заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия он и члены его семьи поставлены на учет для получения вышеуказанной социальной выплаты только с 9 апреля 2014 г. Считая, что в решении дата постановки на учет определена ответчиком незаконно, чем нарушено его право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с очередностью, которая должна соответствовать дате подачи рапорта, просит обязать МВД по Республике Ингушетия поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом даты подачи заявления, но не 3 декабря 2012 г.

    Определением суда от 13 июня 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Костоева А.В.

Решением Магасского районного суда от 9 августа 2023 г. исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене указанного решения, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности. Кроме того, ссылается на то, что изменение даты принятия истца на учет влечет нарушение прав других сотрудников, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты.

Истец Костоев В.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя МВД по Республике Ингушетия Мужухоевой Ф.А.., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Коригова М.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела не допущено нарушений такого характера.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учёт в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).

Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Судом первой инстанции установлено, что истец Костоев В.А. 3 октября 2012 г. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о принятии его в составе семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.

Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам МВД по Республике Ингушетия, оформленным протоколом № 40, истец принят на учет с семьей в составе 4-х человек 9 апреля 2014 г.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, оценив представленные сторонами письменные доказательства, в частности заявление истца, выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, установив, что заявление истца о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное на имя министра внутренних дел Республики Ингушетия 6 декабря 2012 г. с приложением документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, рассмотрено с нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил, и истец принят на учет с даты принятия жилищно-бытовой комиссией решения от 9 апреля 2014 г., суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований, т.к. решение по заявлению истца о принятии на учет принято по истечении значительного срока и в адрес истца в соответствии с пунктом 18 Правил не направлено.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правомерным, поскольку он основан на правильном применении норм материального права и согласуется с установленными судом фактическими обстоятельствами дела.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее – Правила).

В соответствии с п. 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам.

В силу п.п. 15 и 17 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии сотрудников на учет для получения единовременной выплаты оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа. Заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия соответствующего решения.

Как усматривается из материалов дела, заявление истца о принятии его с семьей в составе из 4 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты, поданное в МВД по Республике Ингушетия 3 октября 2012 г. с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, рассмотрено жилищно-бытовой комиссией 9 апреля 2014 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил.

Факт подачи Костоевым В.А. в МВД по Республике Ингушетия заявления с приложением документов, предусмотренных п. 5 Правил, ответчиком не оспаривается.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец принят на учет спустя 1 год и 6 месяцев со дня подачи заявления, судебная коллегия находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав и интересов.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении в адрес истца в недельный срок, предусмотренный пунктом 18 Правил, заверенной в установленном порядке копии выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, в связи с чем он не мог знать о нарушенном праве.

В соответствии с п. 4 Правил единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, которое оформляется правовым актом с указанием размера единовременной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

В силу подп. «в» п. 14 Правил одной из функций комиссии является принятие решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.

Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20 Правил).

Согласно п. 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в п. 17 данных Правил. Информация, содержащаяся в базе данных, представляется ежегодно в Министерство финансов Российской Федерации.

Для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Из содержания приведенных норм права с учетом положений п. 10 Правил следует, что одной из функций жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия является принятие сотрудников на учет для получения единовременной выплаты. Дата принятия на учет является одним из оснований для формирования единой очереди лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты.

Таким образом, доводы представителя МВД по Республике Ингушетия о том, что изменение даты принятия истца на учет повлечет нарушение прав других сотрудников, также несостоятельны.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Ингушетия по предоставлению сотрудникам единовременной выплаты заявление истца рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного п. 15 Правил, и истец принят на учет лишь спустя 1 год и 6 месяцев после подачи рапорта, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебное решение, которым на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты не позднее 3 декабря 2012 г., является законным и обоснованным, оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Магасского районного суда от 9 августа 2023 г. по гражданскому делу по иску Костоева Висангирея Ахметовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи, а также даты подачи заявления оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 22 марта 2024 г.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна

    Судья                     Коригова М.М.

33-483/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Костоев Висангирей Ахметович
Ответчики
Министерство внутренних дел по РИ
Другие
Коригов М.А.
Накастхоева Мадина Даудовна
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Марем Макшариповна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
05.02.2024Передача дела судье
19.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Передано в экспедицию
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее