Административное дело № 12-13/2022
24RS0056-01-2022-001137-06
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Шалинское 27 июля 2022 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Тыченко С.В,
рассмотрев открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО «СибСельМаш» в лице Кибирев К.Н на постановление по делу об административном правонарушении от 14.01.2022 № Кр-1057 заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИБИРСКИЕ СЕЛЬСКИЕ МАШИНЫ» Башарина Л.Я. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кобзев Ю.А. от 14.01.2022 № Кр- 1058 ООО «СибСельМаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей, за то, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «СибСельМаш» производит деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота на объекте Верхнее течение <адрес>, на территории <адрес>я, которая с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства не согласована. На основании справки специалистов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, при осмотре места проведения работ ООО «Сибсельмаш», был зафиксирован сброс сточных вод с отработанной территории в точке координат 545345,1;933604,3 и поступления их в водный объект <адрес> в точке координат 545354,3; 933556,5. Также был зафиксирован факт дренирования сточных вод из отстойника на рельеф в точке координат 545354,2; 933602,1 и поступления в водный объект <адрес> в точке координат 544721,8; 6943552,5. В ходе проведения проверки был выполнен отбор проб природной воды водного объекта реки Кувай в месте слияния сточных вод с водным объектом в точке с координатами 545354,3; 933556,5. Согласно результатам измерений от 19.10.2021 № 322-В зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации меди в 8 раз. Также по результатам отборов проб поверхностной воды водного объекта, выполненного специалистами КГБУ «ЦРМПиООС 28.09.2021 с привлечением специалистов ФГБУ «Среднесибирское УГМС» произведен расчет ущерба, причиненного водному объекту, который составляет 0,095779760384 млн. руб. Таким образом установлено, что в результате деятельности ООО «СибСельМаш» оказывается негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> и среду их обитания. Таким образом, ООО «СибСельМаш» при осуществлении хозяйственной деятельности нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в проведении работ, оказывающих негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> без согласования с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.48 КоАП
Ззащитник Кибирев К.Н ООО «СибСельМаш», с вынесенным постановлением не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о признании незаконным, отмене постановления заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в отношении ООО «СибСельМаш», и прекращении производства по делу, мотивируя это тем, что рассматривая дело об административном правонарушении и принимая решение о наличии в действиях ООО «СибСельМаш» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кобзев Ю.А. сделал вывод, что в результате деятельности ООО «СибСельМаш» оказывается негативное воздействие на водные биологические ресурсы <адрес> и среду их обитания, в связи с чем пришел к выводу о необходимости согласования работ на участке месторождения россыпного золота ООО «СибСельМаш» с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Вышеуказанные выводы были сделаны в связи с тем, что по результатам отбора проб природной воды водного объекта <адрес> было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации меди в 8 раз. В связи с тем, что оказывается негативное влияние на водный объект, административный орган сделал вывод, что оказывается негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания. Административным органом при принятии решения не учтено, что производственный участок ООО «СибСельМаш» не зарегистрирован в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, на момент проверки ООО «СибСельМаш» формально осуществляло деятельность в верхнем течении <адрес> в <адрес> на основании проекта «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения <адрес> и оценочные работы по притокам <адрес>», однако, какие-либо работы не велись в связи с тем что ещё 24.09.2021 г. Общество было уведомлено о временном запрете деятельности и о составлении 27.09.2021 г. соответствующего протокола. ООО «Сибсельмаш» осуществляет хозяйственную деятельность с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, требований, обеспечивающих охрану животного мира, принимает, в необходимых случаях, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, осуществляет мероприятия по охране окружающей среды и восстановлению природной среды. Административным органом не приведено обоснованных доводов, что деятельность Общества подлежит обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Лицензионная площадь ООО «СибСельМаш» входит в Кувайско-Жайминский рудный узел, который представляет собой концентрацию полиметаллических руд, находящихся в горе Аргыджек (то есть в месте проведения работ), в связи с чем данные о химическом составе проб воды, полученные в ходе проверки являются отражением (проявлением) естественных условий (фоном) для данной местности. Согласно геологической карте района работ, в месте проведения работ - район правого притока <адрес>, выявлено рудопроявление меди. ООО «СибСельМаш» при производстве работ не использует никаких химических, биологических и иных веществ, не производит забор воды из водных объектов в месте осуществления деятельности, не производит сброс использованных вод в водные объекты либо на открытый грунт в месте осуществления деятельности, работает в замкнутом цикле, использует талые воды и привозную воду из прудов отстойников. В соответствии с письмом Департамента по недропользованию по Центрально- Сибирскому округу Федерального агентства по недропользованию (Центрсибнедра) от 13.07.2018 № 11-13/3847, минералогическим анализом установлено на Кувайском проявлении наличие рудных минералов: пирита, халькопирита (медный колчедан), пирротина и самородного золота. На гипергенном этапе происходило интенсивное замещение первичных рудных минералов гидроокислами железа и содержащими медь минералами: халькозином, ковеллином. малахитом, азуритом. В результате литогеохимической съёмки по вторичным ореолам рассеяния выявлены ореолы Аи (золото), Zn (цинк), РЬ (свинец), Си (медь), Мо (молибден). По мнению Центрсибнедра вероятно перемещение по склонам бортов правых притоков <адрес> в воды Второго правого притока <адрес> и при этом повышение концентрации меди в водотоке. Наиболее значительное естественное природное повышение концентрации меди следует ожидать в средней части правых притоков <адрес>, включая Первый и Второй. В процессе деятельности ООО «СибСельМаш» осуществляло постоянный мониторинг состояния окружающей среды путем отборов проб воды из водного объекта <адрес> до начала производства работ - весной, а также по завершению работ осенью. При этом, во всех случаях наблюдается стабильное превышение. Выявление в водном объекте <адрес> превышение нормативов предельно допустимых концентраций меди в водах водных объектов в местах проведения работ ООО «СибСельМаш» вызвано не осуществлением Обществом хозяйственной деятельности, а естественными условиями окружающей среды и естественными свойствами почвы в указанном районе, то есть вызвано природными факторами. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выводами приведенными во вступившем в законную силу решении Манского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по административному иску ООО «СибСельМаш» к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес> (Межрегиональному управлению Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>). Следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, в действиях ООО «Сибсельмаш» отсутствует.
Представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ООО «СибСельМаш», защитник ООО «СибСельМаш» Кибирев К.Н в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (л.л.127,129). Ходатайств об отложении слушания дела, о допросе свидетелей, а также об оказании содействия в получении каких-либо доказательств по делу, не заявлены. Основания для отложения слушания на более поздний срок судом не установлены.
Суд, при указанных обстоятельствах, считает необходимым, признать неявку представителя ООО «СибСельМаш», защитника ООО «СибСельМаш» Кибирев К.Н в суд неуважительной и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель прокуратуры, представитель Красноярского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в зал судебного заседания не явились, извещены надлежащим образом в связи с чем разбирательство дела ведется без их участия.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы участников процесса, судья считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется.
Нормой ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого водного объекта, связана с ним территориально и функционально, и представляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
С момента введения в действие с 01.01.2007 Водного кодекса РФ был существенно изменен правовой режим водоохранной зоны, водоохранные зоны были исключены из состава земель водного фонда (ст. 102 ЗК РФ), в ВК РФ не предусмотрено понятие "земли водного фонда", а установлено понятие "водный фонд".
Таким образом, в силу ст. 65 ВК РФ, водоохранные зоны являются установленными на основании самого факта примыкания территории к соответствующему водному объекту, то есть на землях любой категории, примыкающих к водному объекту, и их размер зависит от вида водного объекта и его протяженности, а не от того, сформированы или нет земельные участки на соответствующей территории и какие права на них закреплены.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч. 2 ст. 65 ВК РФ).
С целью охраны самого водного объекта от последствий, указанных в ст. 65 ВК РФ, на территории примыкающих к нему земельных участков возникает особый правовой режим хозяйственной деятельности и иной деятельности.
Статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены ограничения прав на землю, в том числе особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (пп. 1 п. 2 ст. 56).
Из смысла п. 1 ст. 3 ЗК РФ следует, что отношения по использованию и охране земель в пределах водоохранных зон, по своей сути, являются земельными отношениями. И хотя их правовой режим обусловлен тем, что они непосредственно граничат с водными объектами, он этим не исчерпывается. Земельные участки в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного оборота, хозяйственная деятельность на них не запрещена, она лишь ограничена.
Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды (ч. 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ).
Применительно к положениям п. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ такие виды хозяйственной деятельности, как, например, размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, и тому подобные, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Указанная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения должны включать в себя, в том числе и мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 N 380 (далее - Положение N 380).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила N 384).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение N 372).
В силу пп. "б" п. 2 Положения N 380 оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания относится к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания.
В соответствии с п. 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 Положения.
Согласно п. 2.2 Положения N 372 проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу.
Согласно п. 3 Правил N 384 территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил N 384 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, планирующие размещение хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания, представляют в Федеральное агентство по рыболовству или его территориальные органы заявку на согласование размещения хозяйственных и иных объектов или внедрение новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.
Как следует из материалов дела и установлено постановлением заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Кобзев Ю.А. от 14.01.2022 № Кр- 1058 ООО «СибСельМаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70000 рублей, за то, что в ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «СибСельМаш» производит деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота на объекте Верхнее течение <адрес>, на территории <адрес>, которая с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства не согласована. На основании справки специалистов Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, при осмотре места проведения работ ООО «Сибсельмаш», был зафиксирован сброс сточных вод с отработанной территории в точке координат 545345,1;933604,3 и поступления их в водный объект <адрес> в точке координат 545354,3; 933556,5. Также был зафиксирован факт дренирования сточных вод из отстойника на рельеф в точке координат 545354,2; 933602,1 и поступления в водный объект <адрес> в точке координат 544721,8; 6943552,5. В ходе проведения проверки был выполнен отбор проб природной воды водного объекта реки Кувай в месте слияния сточных вод с водным объектом в точке с координатами 545354,3; 933556,5. Согласно результатам измерений от 19.10.2021 № 322-В зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации меди в 8 раз. Также по результатам отборов проб поверхностной воды водного объекта, выполненного специалистами КГБУ «ЦРМПиООС 28.09.2021 с привлечением специалистов ФГБУ «Среднесибирское УГМС» произведен расчет ущерба, причиненного водному объекту, который составляет 0,095779760384 млн. руб. Таким образом установлено, что в результате деятельности ООО «СибСельМаш» оказывается негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> и среду их обитания. Таким образом, ООО «СибСельМаш» при осуществлении хозяйственной деятельности. нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в проведении работ, оказывающих негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> без согласования с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом административного органа фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СибСельМаш» подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом доказательств, в т.ч. постановлением от 22.10.2021 г. (л.д.68-70), решением о проведении проверки, свидетельством (л.д.25-29), протоколом (л.д.30), приказом (л.д.31), уставом (л.д.32-44), справкой (л.д.45-450), определением о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 27.12.2021 г., и другими материалами дела.
ООО «СибСельМаш» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, поскольку при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «СибСельМаш» нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в проведении работ, оказывающих негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> без согласования с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Вопреки доводам жалобы, Красноярской природоохранной прокуратурой в августе 2021 года установлено, что ООО «СИБИРСКИЕ СЕЛЬСКИЕ МАШИНЫ» осуществляло недропользование на основании лицензии КРР 02292 БР с целевым назначением на геологическое изучение, разведку и добычу россыпного золота на объекте Верхнее течение реки Кувай, выданной юридическому лицу 10 ноября 2011 года. Лицензионный участок расположен в пределах геологического и горного отводов на территории <адрес> охватывает привершинную часть долины <адрес> с притоками и примыкает на северо-западе к участку Верхне-Кувайской промышленной глубокозалегающей террасовой россыпи.
С указанной целью ООО «СибСельМаш» разработан Проект на выполнение работ по объекту: «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения <адрес> и оценочные работы по притокам <адрес>», получивший положительное заключение проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр (экспертное заключение № 193-02- 09/2020 ст. 18.09.2020 Красноярского территориального отделения ФГКУ «Росгеолэкспертиза».
Проектируемый комплекс геологоразведочных работ, помимо прочего, предусматривает проходку траншей мехспособом на боковых притоках <адрес>, колонковое бурение линий поисковых скважин в долине <адрес>, шлиховое, бороздовое, лунковое, керновое опробование, топогеодезические, лабораторные, камеральные и сопутствующие работы.
Пунктом 3.4.3.2. «Опробование траншей» Проекта на выполнение работ по объекту: «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения <адрес> и оценочные работы по притокам <адрес>» предусмотрено, что при проходке траншей выполняется опробование, которое по назначению делится на оперативное, основное и контрольное.
Контрольное опробование выполняется валовым способом путем подачи всего поднятого материала из выработки на промприбор. Контрольное опробование производится с целью подтверждения качества работ.
Ввиду того, что валовое опробование предусматривает такие виды работ как опытно-промышленная отработка участка недр, в соответствии с рекомендацией ТКЗ (протокол ТКЗ № 1284 от 19.02.2016) ООО «СибСельМаш» разработан и согласован проект «Опытно-промышленная разработка россыпного золота в верхнем течении реки Кувай» (протокол ТКР Центрсибнедра № 18-2016 от 25.05.2016 г.
На основании данного технического проекта обществом получен горноотводный акт (Приложение к лицензии КРР 02292 БР). Указанным проектом предусмотрена отработка запасов участка «Второй правый приток», которая осуществляется гидромеханическим способом вверх по долине ручья с организацией в нижней части технологического отстойника № 1.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений по осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В силу ч. 2 названной нормы закона вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и предоставленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.
Следовательно, ведение деятельности, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Вместе с тем, проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что ООО «СибСельМаш» деятельность геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота на объекте Верхнее течение реки Кувай, на территории <адрес> с Енисейским территориальным Управлением Росрыболовства, не согласована.
В связи с чем, Красноярским природоохранным прокурором 22.10.2021 в отношении ООО «СибСельМаш» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ.
Существо вмененного юридическому лицу административного правонарушения заключается в том, что ООО «СибСельМаш» на лицензионном участке осуществляет хозяйственную деятельность по геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота без согласования с органами Росрыболовства, что является нарушением требований вышеуказанных норм законодательства.
При чем, представителем должностного лица в заявлении (жалобе) прямо подтвержден факт осуществления предприятием деятельности на данном лицензионном участке. Так указано, что ООО «СибСельМаш» формально осуществляло деятельность в верхнем течении <адрес> в <адрес> на основании проекта «Поисковые работы на россыпное золото в долине верхнего течения <адрес> и оценочные работы по притокам <адрес>», ООО «Сибсельмаш» осуществляет хозяйственную деятельность с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, требований, обеспечивающих охрану животного мира, принимает, в необходимых случаях, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, осуществляет мероприятия по охране окружающей среды и восстановлению природной среды.
Между тем вопреки доводам жалобы защитника ООО «СибСельМаш», данная деятельность юридическим лицом не осуществляется с соблюдением требований законодательства.
Так, по результатам проведенных проверок природоохранной прокуратурой в 2021 году доказан факт неоднократного длительного сброса загрязненных сточных вод из отстойника, эксплуатируемого ООО «СибСельМаш», что привело к загрязнению <адрес>, а также пользование данным водным объектом в отсутствие разрешительных документов.
В связи с чем, 23.09.2021 года в отношении ООО «СИБИРСКИЕ СЕЛЬСКИЕ МАШИНЫ» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования), ст. 7.6 КоАП РФ (использование водного объекта - <адрес> в отсутствие разрешительных документов).
Постановлением Манского районного суда Красноярского края от 05 октября 2021 года ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИБИРСКИЕ СЕЛЬСКИЕ МАШИНЫ» (ОГРН №), расположенное по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Взлетная, д. 28, оф. 306, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 65 суток с ведением запрета по осуществлению геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота на территории с географическими координатами N 54°53’54,1” Е 93°36’02,4”, расположенной на привершинной части долины <адрес> с притоками, примыкающей на северо-западе к участку Верхне-Кувайской промышленной глубокозалегающей террасовой россыпи, исчисляя начало срока указанного приостановления деятельности с 13 час. 15 мин. 28 сентября 2021 г. (в соответствии с протоколом о временном запрете деятельности, составленным Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края 28 сентября 2021 г.). Постановление вступило в законную силу.
Фактически деятельность ООО «СибСельМаш» на лицензионном участке остановлена лишь 28.09.202 года, то есть в день вынесения министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края протокола о временном запрете деятельности, так как проведено опечатывание техники и оборудования на лицензионном участке ООО «СибСельМаш».
До 28.09.2021 года деятельность на лицензионном участке не прекращалась, так как Красноярской природоохранной прокуратурой и специалистами государственного экологического контроля непосредственно при прилете на лицензионный участок ООО «СибСельМаш» 28.09.2021 года зафиксирован факт загрязнения <адрес> вследствие сброса загрязненных стоков из отстойников ООО «СибСельМаш».
При этом, довод защитника ООО «СибСельМаш» о том, что лицензионная площадка не стоит на учете в качестве объекта НВОС не свидетельствует о том, что юридическое лицо не оказывает негативное воздействие на объекты охраны природы при осуществлении хозяйственной деятельности.
Как указано выше, по результатам неоднократных проверок природоохранной прокуратурой подтверждены факты осуществления ООО «СибСельМаш» деятельности с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды и природопользовании и оказания негативного воздействия на компоненты природы (году, почву, водные биологические ресурсы).
Необходимо отметить, что доводы о качественных характеристиках водного объекта - <адрес>, в данном заявлении (жалобе) приведены излишне и необоснованно, так как данные обстоятельства на состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ, не влияют.
Указанные в постановлении точки координат, которые, по мнению защитника, являются недостоверными, не влияют на наличие достоверности изложенных в нем сведений, не ставят указанное доказательство под сомнение, что требовало бы признание его недопустимым, не влечет его незаконность, данное обстоятельство не влияет квалификацию действий ООО «СибСельМаш» за состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.48 КоАП, поскольку при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «СибСельМаш» нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в проведении работ, оказывающих негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> без согласования с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства.
Учитывая изложенное, полагаю, что доводы, изложенные защитником ООО «СибСельМаш» в настоящем заявлении (жалобе) основаны на неверном толковании действующих норм материального и процессуального права.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения директора Общества к административной ответственности не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены и (или) изменения постановления заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 14.01.2022 № Кр - 1058 в отношении ООО «СибСельМаш» по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 14.01.2022 № Кр-1058 заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов (Центральный) Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о признании ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СИБИРСКИЕ СЕЛЬСКИЕ МАШИНЫ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «СибСельМаш» в лице Кибирев К.Н - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Манский районный суд Красноярского края в течение 10 дней с момента вручения или получения его копии.
Судья Тыченко С.В