судья Бабурина О.И.
дело № 7-206/2021 / 21-86/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 26 января 2021 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Долгих В.Н. на постановление начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2020, вынесенные в отношении Долгих Валерия Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020 № 59042026900070500002 директор НП «***» Долгих В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2020 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Долгих В.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Долгих В.Н. просит об отмене принятых по делу актов и прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, в жалобе ссылается на неверно установленный субъект административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы в краевом суде Долгих В.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях», являются резидентами.
По смыслу подпункта «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами.
В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютной операцией признается, в том числе приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле»).
Как усматривается из материалов дела, 20.03.2019 НП «***» согласно платежной ведомости № 8 выплатило физическому лицу – нерезиденту К. (гражданину Республики Узбекистан) заработную плату за март 2019 года путем выдачи 20.03.2019 из кассы партнерства наличных денежных средств в сумме 6525 рублей, что подтверждается подписью работника в платежной ведомости.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – директора НП «***» Долгих В.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Долгих В.Н. подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, постановлением по делу об административном правонарушении, актом проверки соблюдения валютного законодательства и другими доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законом предусмотрено, что отчуждение резидентом в пользу нерезидента валютных ценностей является валютной операцией, а также предписаны обязательные требования к осуществлению валютных операций, а именно: расчеты между юридическим лицом – резидентом и физическим лицом – нерезидентом должны осуществляться через банковский счет в уполномоченном банке, поскольку данная операция не входит в перечень разрешенных расчетов в наличной денежной форме между юридическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами, указанных в статье 14 Федерального закона № 173-ФЗ от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако данные требования закона НП «***» выполнены не были.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, оснований не доверять которым не имеется, должностное лицо, судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Долгих В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом, установленных по делу обстоятельств, действия Долгих В.Н. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства нарушения требований валютного законодательства, заявителем в настоящей жалобе не оспариваются.
Довод жалобы о том, что директор НП «***» является ненадлежащим субъектом вменяемого правонарушения, отклоняется судьей краевого суда исходя из следующего.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае руководство текущей деятельностью НП «***» осуществляет единоличный орган – директор Долгих В.Н., который без доверенности действует от имени партнерства, в том числе заключает трудовые договоры, а также осуществляет контроль за надлежащим исполнением своих должностных обязанностей другими должностными лицами, в частности главным бухгалтером. Имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что директор знал о выплате работнику – нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами (как руководитель партнерства, наряду с главным бухгалтером, подписал платежную ведомость от 20.03.2019), однако не принял мер для недопущения либо своевременного устранения нарушения валютного законодательства.
При таких обстоятельствах, оснований для освобождения Долгих В.Н. как должностного лица от административной ответственности не имеется.
Факт совершения директором НП «***» Долгих В.Н. административного правонарушения достоверно подтвержден имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подробно исследовавшего доводы жалобы с аналогичными изложенным доводами в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации составляет два года и исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что днем совершения настоящего административного правонарушения является день выдачи К. заработной платы - 20.03.2019 и подтверждается соответствующей платежной ведомостью.
При этом вопреки доводам жалобы истечение на момент пересмотра постановления срока давности привлечения Долгих В.Н. административной ответственности основанием к отмене обжалуемых актов не является, поскольку по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Постановление о назначении административного наказания вынесено начальником ИФНС России по Свердловскому району г. Перми 05.10.2020, то есть в пределах установленного срока давности.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Долгих В.Н. допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми от 05.10.2020, решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 03.12.2020 оставить без изменения, жалобу Долгих Валерия Николаевича - без удовлетворения.
Судья – подпись