дело №2-23/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 17 января 2020 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,
с участием представителя истца УПФР в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) Ильина М.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Фархиевой Т.Н. – адвоката Ефанова С.Г., действующего на основании ордера,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) к Фархиевой.Т.Н., ФИО1 и Фархиеву.А.А. о взыскании незаконно полученных сумм,
У С Т А Н О В И Л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее – Учреждение) обратилось в суд с указанным иском. В его обоснование указало, что решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2010 года Фархиев А.А. был признан безвестно отсутствующим. На основании данного решения по заявлению Фархиевой Т.Н., являющейся матерью ФИО1 и действующей от её имени, была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца. Указанная пенсия выплачивалась ФИО1. с 12 октября 2010 года по 28 февраля 2018 года. Также ей была установлена федеральная социальная доплата и выплачена единовременная выплата. Всего за период с 12 октября 2010 года по 28 февраля 2018 года ФИО1. была выплачена пенсия по случаю потери кормильца, федеральная социальная доплата и единовременная выплата в общей сумме 545 067 рублей 02 копейки.
В дальнейшем было установлено, что Фархиев А.А. осуществляет трудовую деятельность и его местонахождение известно.
Определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года решение суда от 30 сентября 2010 года о признании Фархиева А.А. безвестно отсутствующим было отменено в связи с обнаружением последнего.
Полагая, что Фархиева Т.Н. необоснованно получала пенсию по случаю потери кормильца, федеральную социальную доплату и единовременную выплату, Учреждение просит взыскать с нее 545 067 рублей 02 копейки – сумму выплаченной пенсии, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты. Также указывая, что поскольку Фархиев А.А. своего ребенка не содержал, переложив данное бремя на государство в виде производства выплаты пенсии, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты, он также обязан возместить суммы, выплаченные Фархиевой Т.Н. и ФИО1
С учетом указанных обстоятельств Учреждение просит взыскать солидарно с ответчиков незаконно полученную сумму социальной пенсии по случаю потери кормильца в размере 421 190 рублей 22 копеек, сумму федеральной социальной доплаты в размере 118 876 рублей 80 копеек и единовременную выплату в размере 5000 рублей, а всего 545 067 рублей 02 копейки.
В судебном заседании представитель Учреждения ФИО2 просил исковые требования удовлетворить. Уточнил, что исковые требования заявлены именно к Фархиеву А.А. и Фархиевой Т.Н., поскольку ФИО1 является несовершеннолетней.
Ответчики Фархиев А.А., Фархиева Т.Н. и ФИО1 в судебном заседании участия не принимали, о дате, месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, не сообщили суду об уважительности причин неявки в суд и не просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.
Представитель ответчика Фархиевой Т.Н. – Ефанов С.Г. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем, действующим правопорядком в статье 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, следует, что содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции РФ требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, установленные правопорядком правила о неосновательном обогащении применяются к трудовым и социальным отношениям, включая отношения, связанные с получением пенсий и пособий.
Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адамовском районе, правопреемником которого является Учреждение, с 15 октября 2010 года по 28.02.2018 года ФИО1. установлена государственная социальная пенсия (статья 11 Федерального закона от 15декабря2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Также решением от 22 ноября 2010 года на основании статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО1 установлена федеральная социальная доплата к пенсии.
Выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты ФИО1. осуществлялись до 28.02.2018 года.
Основанием для установления ФИО1 указанной социальной пенсии явилось решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2010 года, которым отец ФИО1. – Фархиев А.А. был признан безвестно отсутствующим. Указанное решение суда вступило в законную силу 12 октября 2010 года. Заявителем об установлении ФИО1 социальной пенсии являлась её мать – ответчик Фархиева Т.Н.
Определением Адамовского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2017 года решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2010 года, которым отец ФИО1 – Фархиев А.А. был признан безвестно отсутствующим, отменено. Основанием для отмены указанного решения послужило установление обстоятельств обнаружения места пребывания Фархиева А.А. Названное определение Адамовского районного суда Оренбургской области вступило в законную силу 10 января 2018 года.
Выплата социальной пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии ФИО1. прекращена 28.02.2018 года, что следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами. Всего за период с 15 октября 2010 года по 28 февраля 2018 года, как следует из представленных истцом документов, ФИО1 было выплачено 545 067 рублей 02 копейки, из которых: социальная пенсия по случаю потери кормильца – 421 190 рублей 22 копейки; федеральная социальная доплата – 118 876 рублей 80 копеек, единовременная выплата – 5000 рублей.
21 июня 2019 года Учреждением составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионных сумм пенсии, согласно которому выявлен факт излишней выплаты социальной пенсии, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты ФИО1. в общей сумме 545 067 рублей 02 копеек. В этот же день Фархиевой Т.Н. направлено уведомление о необходимости возмещения ущерба, причиненного незаконным получением суммы пенсии в указанной сумме.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Учреждение указывает, что сумма социальной пенсии, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты была получена Фархиевой Т.Н. и ФИО1. необоснованно, без соответствующих оснований.
Вместе с тем, основания и порядок выплаты социальной пенсии установлены Федеральным законом от 15декабря2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно подпункту 3 пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
Таким образом, социальная пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным гражданам (детям в возрасте до 18 лет) и является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Данная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, которая предоставляется им в целях обеспечения их средствами к существованию.
В силу статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливала, что право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, выплата социальной пенсии по случаю потери кормильца, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты осуществлялись ФИО1. в соответствии с приведенными положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» на основании решений Учреждения. Таким образом, указанные выплаты производились ФИО1. на законных основаниях. Факт безвестного отсутствия Фархиева А.А. был установлен решением Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2010 года, вступившего в законную силу. На момент принятия решений о назначении и выплате ФИО1. социальной пенсии по случаю потери кормильца, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты указанное решение незаконным не признавалось и отменено не было. Следовательно, оно в силу обязательности судебных постановлений (статья 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) подлежало неукоснительному исполнению, а обстоятельства безвестного отсутствия Фархиева А.А. – обязательному учету при решении вопроса о наличии у ФИО1 права на соответствующее пенсионное обеспечение. При этом исходя из содержания указанного решения Адамовского районного суда Оренбургской области, следует, что решение о назначении и выплате социальной пенсии по случаю потери кормильца ФИО1. судом не принималось. Разрешение вопроса о назначении пенсии и иных социальных выплат, а также об осуществлении их начисления находилось исключительно в компетенции Учреждения, которое своими решениями установило ФИО1 соответствующие социальные выплаты. Данные социальные выплаты осуществлялись именно на основании решений истца, при этом указанные решения незаконными не признавались и по указанным основаниям не отменялись. Таким образом, основания полагать, что Учреждение, выполняя возложенные на него законом обязанности по выплате ФИО1. социальных выплат, понесло убытки, не имеется. Также, необходимо учитывать, что действующий правопорядок не предусматривает возложение на лицо, которому была выплачена пенсия по случаю потери кормильца, обязанности по возмещению выплаченной пенсии в случае обнаружения места нахождения лица, признанного кормильцем и по случаю отсутствия которого была назначена данная пенсия. Сама по себе отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является безусловным основанием для взыскания выплаченных государством на содержание ребенка такого лица денежных средств в качестве неосновательного обогащения с получателя этих средств либо с лица, ранее признанного безвестно отсутствующим. Кроме того, решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 30 сентября 2010 года, которым Фархиев А.А. был признан безвестно отсутствующим, было отменено в порядке ст. 44 Гражданского кодекса Российской Федерации только в связи с обнаружением места его пребывания, а не в связи с незаконностью самого решения и установленного на его основании факта безвестного отсутствия данного лица.
Помимо этого, необходимо учитывать, что истец не представил суду доказательств того, что ответчики Фархиева Т.Н. и ФИО1. получали от Фархиева А.А. какое-либо содержание и им было известно место нахождения Фархиева А.А. в период получения пенсии и доплаты. Также Учреждение не представило доказательств того, что Фархиев А.А. знал о признании его безвестно отсутствующим и намеренно скрывался с целью того, чтобы ФИО1 выплачивалась социальная пенсия по случаю потери кормильца и иные социальные выплаты. Следовательно, оснований полагать, что ответчики Фархиева Т.Н. и ФИО1 совершая действия по получению пенсии и социальных выплат в пользу ФИО1 реализовывали свое право недобросовестно, исключительно с целью причинения вреда истцу, обогащаясь за его счет, не имеется. Доказательств, подтверждающих недобросовестность в действиях ответчиков, истцом представлено не было.
Доводы Учреждения о том, что Фархиев А.А. устранился от содержания своего ребенка, переложив указанную обязанность на государство в лице истца по настоящему делу и, как следствие, Фархиев А.А. обязан возместить выплаченные ФИО1 суммы пенсий и иных социальных выплат, не могут являться основаниями для взыскания данных сумм с Фархиева А.А. Так, обязанность по содержанию несовершеннолетних детей своими родителями установлена нормами Семейного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть применены при разрешении спора между пенсионным органом и гражданином, имеющим обязательства по содержанию детей. Законом не предусмотрена в таких случаях обязанность лица, ранее признанного безвестно отсутствующим, компенсировать выплаченную за период его отсутствия пенсию. Доказательств, которые подтверждали бы наличие умышленных действий ответчика Фархиева А.А., направленных на выплату пенсии его ребенку, истцом не приведено.
Исходя из содержания Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также решений Учреждения о назначении пенсий и выплат, социальная пенсия по случаю потери кормильца и выплаты были назначены истцом ФИО1 не в связи с умышленным уклонением ответчика Фархиева А.А. от выполнения своих родительских обязанностей, а в связи с признанием его судом безвестно отсутствующим по правилам статьи 42 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Факт умышленного уклонения ответчика Фархиева А.А. от содержания и воспитания ребенка решением суда о признании его безвестно отсутствующим не установлен, доказательств, указывающих на данные обстоятельства, истцом не представлено.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что исковые требования Учреждения являются необоснованными и в их удовлетворении надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░.░.░., ░░░1 ░ ░░░░░░░░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░