Решение по делу № 3а-515/2018 от 06.12.2018

Дело № 3а-515/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием представителя административного истца Варзаковой Л.Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Антипова Сергея Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Антипов С.А. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 835876 кв.м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 30092000 рублей, определенной по состоянию на 01.01.2013.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **, его кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2013 составила 140911 976, 08 рублей, при этом согласно отчету об оценке, его рыночная стоимость на эту же дату составила 30092000 рублей. Таким образом, завышенная стоимость объекта недвижимости нарушает права административного истца, поскольку нарушает его право на уплату земельного налога в законно установленном размере.

Административный истец просил о рассмотрении дела без его участия, его представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях поддержал позицию, изложенную в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Правительство Пермского края просил о рассмотрении дела без участия своего представителя, представил письменный отзыв.

Управление Росреестра по Пермскому краю, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, направил в суд письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация Пермского муниципального района направила в суд заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя.

С учетом надлежащего извещения неявившихся в судебное заседание лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01.01.2017, установлено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Антипов С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 835876 кв.м, расположенного по адресу: ****, о чем представлена Выписка из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости.

Кадастровая стоимость указанного участка утверждена на основании Постановления Правительства Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2013, и составила 140911976 рублей 08 копеек (л.д. 8).

Изложенное свидетельствует о том, что Антипов С.А., являясь сособственником земельного участка, имеет законный интерес в установлении в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости.

Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику ООО «***». По результатам проведенной оценки составлен отчет № 48-1/2018 от 14.11.2018, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** по состоянию на 01.01.2013 составила 30 092000 рублей.

Принимая во внимание, что кадастровая стоимость, утвержденная Правительством Пермского края от 21.11.2013 № 1610-п, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2013, рыночная стоимость спорного земельного участка подлежит определению по состоянию на 01.01.2013.

Представленный в материалы дела административным истцом отчет об оценке № 48-1/2018 от 14.11.2018 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Закону об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденными Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

Оценщик произвел анализ рынка земельных участков категории земель населенных пунктов предназначенных под индивидуальную жилую застройку. На основании проведенного анализа оценщик пришел к выводу, что в период с декабря 2011 года по декабрь 2012 года диапазон цен на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство на территории Пермского района за 2012 год составил от 28, 34 до 135, 86 руб./кв.м. В зависимости от индивидуальных особенностей объекта оценки (в частности его площади) средняя стоимость спорного участка будет стремиться к нижней границе диапазона.

При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в отчете полностью обоснован.

Применяя сравнительный подход, из предложенного рынка купли-продажи земельных участков, оценщик выбрал наиболее подходящие по категории земель, виду разрешенного использования, примерно на одинаковом удалении от центра, которые возможно идентифицировать на местности. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал 3 объекта-аналога. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости участков достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок по различиям в дате продажи (предложения), по площади объекта и аналогов, применении корректировки на торг в отношении предложения о продаже аналога № 3, оценщиком приведено со ссылкой на источники, которыми он руководствовался, как и приведено в отчете обоснование отказа от применения корректировок.

Выбор земельных участков-аналогов оценщиком в отчете надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки, аналоги отнесены к одному сегменту рынка, с видом разрешенного использования, связанного с индивидуальной жилой застройкой.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов № 1 и 2 из совершенных сделок, размещенных Управлением Росреестра в сети Интернет. Приложенные к отчету скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

Сведений о наличии на дату оценки сведений об иных сделках или предложениях с земельными участками, чем те, которые использовал оценщик в отчете не содержится. Проверить информацию, указанную Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (письмо от 27.11.2018 № 6199), не представляется возможным.

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Полученная в результате оценки рыночная стоимость земельного участка составляет 36 руб./кв.м, что входит к диапазон цен, указанный оценщиком при анализе фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с исследуемым сегментом рынка.

Статьей 12 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиком не представлено.

Принимая во внимание, что Антипов С.А. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, требование заявителя подлежит удовлетворению, а кадастровая стоимость участка, собственником которого он является, подлежит установлению равной рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке по состоянию на 01.01.2013.

Результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка утверждены постановлением Правительства Пермского края, в соответствии с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в связи с чем, суд признает надлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям - Правительство Пермского края.

Сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указать дату подачи соответствующего заявления.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 30.06.2015 № 28, датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место такое обращение.

Как следует из материалов дела, Антипов С.А. обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного объекта 14.11.2018, в связи с чем суд считает необходимым указать данную дату подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Ввиду того, что Антипов С.А. обратился в Комиссию 14.11.2018, следовательно, рыночная стоимость будет применяться с 01.01.2018.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Антипова Сергея Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, общей площадью 835876 кв.м, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 30092000 рублей по состоянию на 1 января 2013 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года.

Датой подачи Антиповым С.А. заявления об установлении кадастровой стоимости считать дату 14 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 21 декабря 2018 года.

Судья (подпись)

3а-515/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее