Судья Князева О.Г.
Дело № 2-333/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-3893/2022
13 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Казанцевой Е.С.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Басимовой Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Пермской таможни на решение Свердловского районного суда города Перми от 20 января 2022 года об удовлетворении исковых требований Титаренко Любови Ильиничны о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсации за увольнение, компенсации за несвоевременную выплату денежных средств.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения представителя истца прокурора Юмшановой М.В. (служебное удостоверение), представителя ответчика Власовой Л.А. (служебное удостоверение, доверенность, диплом), судебная коллегия
установила:
Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах Титаренко Л.И., обратился в суд с иском к Пермской таможне о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсации за увольнение по сокращению, компенсации за несвоевременную выплату денежных сумм.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Титаренко Л.И. по вопросу нарушения ее трудовых прав. В ходе проверки установлено, что Титаренко Л.И. с 09.01.2013 по 31.05.2021 состояла на государственной гражданской службе в Пермской таможне в разных должностях. Приказом Пермской таможни № 31.05.2021 № 160-К Титаренко Л.И. освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Однако проверка показала, что при расчете отпускных, компенсаций при увольнении Пермской таможней не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер выплаченной ей компенсации за неиспользованные дни отпуска, а также на размер отпускных. Считает, что поскольку фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, расчет сотрудникам Пермской таможни денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, денежного содержания при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск без учета сумм материального стимулирования нарушает требования закона. Так, при расчете отпускных за период с 02.04.2020 по 17.04.2020, с 27.07.2020 по 19.08.2020, с 22.03.2021 по 10.04.2021 ответчиком не были учтены выплаты материального стимулирования, что повлияло на размер отпускных. В связи с сокращением численности штата при увольнении Титаренко Л.И. выплачена компенсация в размере среднего заработка за 4 месяца. При этом при расчете среднего заработка ответчиком также не учитывались суммы материального стимулирования за 1 квартал 2020 – 4 квартал 2020 года. Недоплаченная истцу сумма компенсации при увольнении составила 26 358 руб. 32 коп.
На основании изложенного, просит суд взыскать с Пермской таможни в пользу Титаренко Л.И. задолженность по выплате отпускных за 2020-2021 год в размере 17 269 руб. 76 коп., задолженность по выплате компенсации при увольнении по сокращению в размере 26 358 руб. 32 коп., а также компенсацию за задержку выплаты заработной платы за период в размере 2 162 руб. 10 коп.
Истец Титаренко Л.И. В судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам искового заявления.
Представители ответчика исковые требования не признали на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на иск. Считают, что перечень выплат, применяемый при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установленный п.п. 2,6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, является исчерпывающим. Материальное стимулирование, установленное Постановлением № 611, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрено включение суммы фактически выплаченной премии в расчет сохраненного денежного содержания за период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неверной оценке имеющихся доказательств, неправильного применения норм материального права.
Возражений в письменном виде на апелляционную жалобу не поступило.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца просила оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и возражений на них (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены полностью или в части.
В силу ч. 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно статье 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются специальным законодательством, в том числе Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ). Действие трудового законодательства распространяется на указанные отношения в части неурегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения гражданской службы Российской Федерации (ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (далее - Правила).
Как следует из материалов дела, истец работала в Пермской таможне на основании Приказа № 10-К от 09.01.2013 на должности государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни.
На основании Приказов Пермской таможни № 73-П от 29.04.2019 в соответствии в приказами Федеральной таможенной службы России истцу в течение 2019-2021годов ежеквартально выплачивалось материальное стимулирование за достижение показателей результативности и эффективности деятельности.
Приказами Пермской таможни № 202-КМ от 12.03.2020, № 483-КМ от 25.06.2020, № 145-КМ от 02.03.2021 Титаренко Л.И. предоставлена, соответственно, часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 10 календарных дней с 02.04.2020 по 17.04.2020 включительно, часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 24 календарных дня с 27.07.2020 по 19.08.2020 и часть ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 10 календарных дней с 22.03.2021 по 10.04.2021 включительно.
Приказом Пермской таможни № 160-К от 31.05.2021 Титаренко Л.И. уволена 31.05.2021 с государственной гражданской службы РФ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При расчете оплаты отпусков, а также компенсации при увольнении дополнительные выплаты материального стимулирования учтены не были, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая заявленные требования, установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 236, 237 ТК РФ, ст.ст. 14, 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчёте сумм ежегодного отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что материальное стимулирование истца за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчёте среднего заработка истца для оплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, поскольку принятие решения о выплате материального стимулирования является правом работодателя, а не его обязанностью, исследовались судом первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду следующего.
Пункт 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих предусматривает, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Федеральным законодателем определен состав денежного содержания гражданского служащего. При этом в структуре денежного содержания выплатой, имеющей стимулирующий характер и не предусматривающей фиксированного размера в зависимости от должностного оклада, является премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя (пункт 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
С 2013 года в целях реализации мероприятий по совершенствованию системы материальной мотивации гражданских служащих, доведению уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличению в оплате труда гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», ежегодно актами Правительства Российской Федерации предусматривается выделение дополнительных объемов бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, а также иных федеральных государственных органов.
Постановления Правительства Российской Федерации не содержат норм, регламентирующих правовую форму и порядок выплаты указанных средств гражданским служащим.
Средства материального стимулирования выплачиваются гражданским служащим в рамках их премирования за выполнение особо важных и сложных заданий и, соответственно, подлежат учету при исчислении денежного содержания в соответствии с Правилами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.
Поскольку дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н.
Письмо Минтруда России от 22.03.2019 № 18-4/10/В-2197 на которое ссылается ответчик, в рамках данного дела не опровергает, а напротив, подтверждает правильность выводов суда. В письме указано, что выплаты дополнительного материального стимулированием гражданским служащим, которые прямо не предусмотрены в Федеральном законе № 79-Ф, не учитываются в составе денежного содержания, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку иначе будут ущемлены права гражданских служащих и не обеспечена системность в вопросах исчисления сохраняемого денежного содержания. Также в письме указано, что с самого начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов Министерство придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Доводы жалобы о добросовестности действий ответчика в рассматриваемом случае не имеют правового значения для правильного рассмотрения дела.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 ГПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пермской таможни без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: