Дело № 88а-11113/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июня 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А. М.,
судей: Мальцевой Е.Г., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Матвеев В.Н. – Матвеев А.Н. на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2019 года по делу № 2а-1540/2019, апелляционное определение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Матвеева В.Н. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района об отмене решения о результатах выборов депутатов в совет депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу №3 в части, касающейся Судомойкин М.Н.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Матвеев В.Н. – Матвеев А.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Капсамун И.С. об оставлении состоявшихся по делу судебных актов без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвеев В.Н. обратился в суд с административным иском к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района (далее ТИК) об отмене решения о результатах выборов депутатов в совет депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу №3 в части, касающейся Судомойкина М.Н.
В обоснование заявленных требований указал, что 08.09.2019 г. состоялось голосование на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу № 3. Административный истец являлся кандидатом в депутаты по указанному округу. Результаты выборов утверждены ТИК с полномочиями окружной избирательной комиссии и опубликованы на сайте в сети «Интернет» 09.09.2019 г. в 05 часов 06 минут, в газете «Волховские огни» выпуск № 36 (16805) от 13.09.2019. Одним из победителей по итогам голосования признан Судомойкин М.Н., который по результатам выборов допущен к распределению депутатских мандатов.
Административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для отмены результатов выборов в части, касающейся Судомойкина М.Н., а именно: в период избирательной кампании решение о регистрации Судомойкина М.Н. в качестве кандидата оспаривалось в судебном порядке в Волховском городском суде Ленинградской области по административному делу № 2а-1094/2019. Для получения юридической помощи и представления интересов в ходе рассмотрения административного дела Судомойкин М.Н. заключил с Цыганковым И.Н. договор оказания юридических услуг от 29.07.2019. Стоимость услуг Цыганкова И.Н. составила 40000 рублей. Вознаграждение Цыганкова И.Н. выплачено кандидатом наличными денежными средствами на основании расписок от 30.07.2019 г., 22.08.2019 г. не из средств избирательного фонда. Сведения о расходах на юридические услуги, оказанные Цыганковым И.Н. не включены в итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда Судомойкина М.Н. Понесенные Судомойкиным М.Н. расходы непосредственно связаны с проведением избирательной кампании, направлены на сохранение статуса зарегистрированного кандидата, понесены кандидатом в период избирательной кампании на получение юридических услуг, связанных с защитой пассивного избирательного права в судебном порядке, имели своей целью достижение определенного результата на выборах. Таким образом, кандидат Судомойкин М.П. помимо средств избирательного фонда использовал для достижения результата на выборах денежные сродства в размере, превышающем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Определением суда от 04.12.2019 г. (протокольно) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (л.д. 82).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 20 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления представитель Матвеев В.Н. – Матвеев А.Н. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене связи с нарушением судом норм процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно подпункту «а» пункту 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае, если им установлено, что кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом.
Статьей 59 Федерального закона N 67-ФЗ установлен порядок расходования средств избирательных фондов.
Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума (пункт 1 статьи 59).
Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, (пункт 2 статьи 59).
Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, и группы участников референдума (пункт 4 статьи 59).
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда (пункт 9 статьи 59).
В соответствии с ч. 1, 5 ст. 38 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области", кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие муниципальные списки кандидатов, для финансирования своей избирательной кампании обязаны создать избирательные фонды. Предельные размеры расходования средств избирательного фонда не могут превышать для кандидата на выборах депутатов представительного органа - 60000 рублей.
На основании ч. 9 ст. 38 Областного закона Ленинградской области N 20-оз средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими муниципальные списки кандидатов, только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании, которые предусмотрены статьей 59 Федерального закона.
В силу п. 9 ст. 40 Областного закона Ленинградской области N 20-оз средства избирательных фондов могут использоваться на:
финансовое обеспечение организационно-технических мер. направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 08.09.2019 г. состоялось голосование на выборах депутатов совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округ). V- 3. которые были признаны состоявшимся и действительными.
Результаты выборов утверждены Территориальной избирательной комиссией Волховского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии и опубликованы на сайте в сети «Интернет», в газете «Волховские огни» выпуск № 36 (16805) от 13.09.2019. Избранным депутатом признан зарегистрированный кандидат Судомойкин М.Н. набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании - 184 (л.д. 13-15).
Для финансирования своей избирательной кампании Судомойкин М.Н. открыл специальный избирательный счет в Северо-Западном отделении ПАО "Сбербанк России", как это предусмотрено ст. 58 ФЗ РФ от 12.06.2002 N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Итоговый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата по выборам депутатов Совета депутатов Судомойкиным М.Н. был сдан в ТИК 08.10 2019 г. (л.д. 55)
Как следует из итогового финансового отчета Судомойкиным М.Н. на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов было потрачено 21 000,00 руб. из 21 000,00 руб. поступивших в избирательный фонд из собственных средств кандидата (л.д. 55-79).
Также, Судомойкин М.Н. 29.07.2019 г. заключил Договор оказания юридических услуг с Цыганковым И.Н., согласно которому Судомойкин М.Н. выплатил Цыганкову И.Н. 40 000,00 руб. Факты передачи денежных средств подтверждены расписками от 30 июля 2019 года и 22 августа 2019 года (л.д. 121-125)
Указанный договор был заключен для получения квалифицированной юридической помощи и представления интересов в ходе рассмотрения административного дела №2а-1094/2019 по иску Боголюбова Ю.В. к ТИК Волховского муниципального района о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии № 107 от 15.07.2019 г. «О регистрации кандидата в депутаты совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу №3 Судомойкина М.Н., выдвинутого избирательным объединением Волховским местным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», поскольку при его рассмотрении Судомойкин М.Н. был привлечен для участия в деле в качестве заинтересованного лица, права и обязанности которого могли быть затронуты при разрешении административного дела
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что участие Судомойкина М.Н. и его представителя Цыганкова И.Н. в судебных заседаниях, в которых согласно решению от 05.08.2019 г. заявителем Боголюбовым Ю.В. выдвигались требования отмены регистрации кандидата Судомойкина М.Н., было направлено на защиту Конституционного права гражданина Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, данные расходы не были целью достижения определенного результата на предстоящих выборах, в результате которых другие кандидаты могли быть поставлены в неравное положение по сравнению с Судомойкиным М.Н., не нарушают принцип равенства кандидатов, в том числе не ущемляют пассивное избирательное право административного истца.
Учитывая правовые позиции Конституционного суда, изложенные в п. 2.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, п. 39 постановления Пленума от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования только по формальным основаниям, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, не установлены.
Довод жалобы о неправильном определении процессуального статуса ЦИК, а также отсутствия заключения ЦИК РФ, суд апелляционной инстанции правильно признал несостоятельным и основанным на неправильном толковании норм права.
В силу п.7 ст. 243 КАС РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.
В силу п.2 ст. 47 КАС РФ заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Вопрос о привлечении к участию в деле заинтересованных лиц должен разрешаться судом, исходя из фактических обстоятельств административного дела и характера заявленных требований.
При этом из правового анализа п. 7 ст. 243 КАС РФ следует, что привлечение к участию в деле ЦИК РФ в качестве заинтересованного лица для дачи заключения это право суда, а не обязанность.
Как следует из прокола судебного заседания от 04.12.2019 г. представителем административного ответчика заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица ЦИК РФ, который рассмотрен судом и с учетом мнения участников процесса удовлетворен, доводы апелляционной жалобы в указанной части опровергаются протоколом судебного заседания от 04.12.2019 г., замечания на который сторонами не подавались (л.д. 82).
О судебном заседании, назначенном на 20.12.2019 г. ЦИК РФ извещена надлежащим образом (л.д. 88-89, 159-160).
Согласно разъяснениям ч.2 п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50, суд не связан содержанием консультации специалиста, заключения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о толковании положений соответствующего акта и в ходе принятия решения по делу самостоятельно определяет нормы права, подлежащие применению в данном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле (статья 178 КАС РФ, статья 168 АПК РФ).
Таким образом, не предоставление ЦИК РФ письменных пояснений по делу не является препятствием для рассмотрения дела по существу и тем более служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Более того, ЦИК РФ не принимает участия в определении итогов голосования или результатах муниципальных выборов. Таким образом, ее привлечение к участию в деле не являлось необходимым.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волховского городского суда Ленинградской области от 20 декабря 2019 года, апелляционное определение Ленинградского областного суда от 20 февраля 2020 года по административному исковому заявлению Матвеева В.Н. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Волховского муниципального района об отмене решения о результатах выборов депутатов в совет депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Новоладожскому двухмандатному избирательному округу №3 в части, касающейся Судомойкин М.Н. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Матвеев В.Н. - Матвеев А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: