Решение по делу № 3а-16/2017 от 03.08.2017

Дело № 3а-16/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2017 года           г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Данилиной Е.В.

с участием прокурора Берловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» кандидатом в Губернаторы города Севастополя» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в Губернаторы города Севастополя,

установил:

Постановлением VI сессии I созыва Законодательного Собрания города Севастополя от 06 июня 2017 года № 884 «О назначении выборов Губернатора города Севастополя» на 10 сентября 2017 года назначены выборы Губернатора города Севастополя.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, выдвинутому Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», отказано в регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя.

ФИО1 обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене названного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в его регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя, ссылаясь на то, что норма Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя», устанавливающая, что кандидаты должны представить для регистрации не менее 10 % подписей муниципальных депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных при этом в восьми муниципальных образованиях из десяти существующих, не может применяться в ходе текущей избирательной компании ввиду противоречия основополагающим принципам избирательного процесса, нормам международного права о равенстве участников избирательного процесса, поскольку, исходя из количества выдвинувшихся кандидатов (10), ориентируясь исключительно на необходимое количество подписей (12) при общем количестве муниципальных депутатов на момент начала избирательной кампании (114), как минимум один кандидат, а как максимум восемь оказались в условиях объективной невозможности выполнить требования закона. В качестве другого обстоятельства, свидетельствующего о незаконности отказа в регистрации административного истца кандидатом на должность Губернатора Севастополя по причине непредоставления ФИО1 подписей муниципальных депутатов, истец приводит нарушение избирательным штабом кандидата от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» организации сбора подписей, которая осуществлялась по партийному принципу, при том, что общее количество депутатов партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в муниципальных представительных органах города Севастополя превышает 70 %, в результате чего листы поддержки были представлены более чем 74 муниципальным депутатам, отобраны их подписи и заверены нотариально. В связи с этим выполнить условие о предоставлении достаточного количества подписей для ФИО1 оказалось невозможным. Ненадлежащее оформление выписки из протокола Съезда политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», которым произведено выдвижение ФИО1, не может являться основанием для отказа в регистрации данного кандидата, поскольку члены избирательной комиссии неверно сослались на норму статьи 181.2 ГК РФ, которая спорные правоотношения не регулирует; проставление в протоколе Съезда подписи секретаря противоречит Уставу политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ», согласно пункту 10 статьи 16 которого подписание указанного документа осуществляется председателем партии. Полагает, что вся необходимая совокупность данных, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 статьи 27 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя», им указана. В связи с изложенным также просит возложить на Севастопольскую городскую избирательную комиссию обязанность зарегистрировать его (ФИО5) кандидатом в Губернаторы города Севастополя.

В судебном заседании представитель ФИО1, действующий на основании нотариальной доверенности, ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Севастопольской городской избирательной комиссии по доверенности ФИО6 исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен заблаговременно и надлежащим образом, подал письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела на другую дату по причине изъявления желания лично участвовать в разбирательстве. Суд не находит препятствий рассмотреть дело в отсутствие истца с участием его представителя, заявленное им ходатайство об отложении судебного заседания удовлетворению не подлежит по причине непредоставления истцом доказательств в подтверждение невозможности по уважительным причинам своей явки в настоящее заседание с учетом заблаговременного его извещения судом и сокращенны сроков рассмотрения настоящей категории дела.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 11 части 9 статьи 13 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» Севастопольская городская избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Губернатора в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами города Севастополя, регистрирует кандидатов.

Положениями пункта 1 статьи 38 Закона № 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 6 статьи 76 Закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктами «в», «д.1» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ, пунктами 5,8 части 6 статьи 31 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» основаниями отказа в регистрации кандидата, помимо прочего, являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Пунктом 17 статьи 37 Закона № 67-ФЗ определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований; число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации.

Положениями Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» установлено минимальное число лиц, необходимое для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя.

Так, число подписей депутатов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, предоставляемых в Севастопольскую городскую избирательную комиссию, составляет 10 процентов от общего числа депутатов не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя на день принятия решения о назначении выборов, и может превышать число подписей не более чем на одну подпись. Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата, а также число внутригородских муниципальных образований города Севастополя (в абсолютном выражении) определяется и обнародуется Севастопольской городской избирательной комиссией в течение трех дней со дня назначения выборов Губернатора. Депутат представительного органа внутригородского муниципального образования города Севастополя может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением (пункты 1, 3, 5 статьи 28, подпункт 1 пункта 1 статьи 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя»).

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии № 154/168-1 от 26.05.2017г. определено, что число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя, составляет 12. Число указанных подписей лиц, представляемых в избирательную комиссию, может превышать данное число, но не более чем на 1 подпись. Число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должна быть получена поддержка выдвижения кандидата, составляет 8.

Как указано Севастопольской городской избирательной комиссией в оспариваемом постановлении и установлено судом в ходе рассмотрения дела, кандидатом в Губернаторы города Севастополя ФИО1 представлены в Севастопольскую городскую избирательную комиссию 20 июня 2017 года в 11 часов 35 минут для выдвижения и 16 июля 2017 года в 14 часов 21 минуту для регистрации документы, среди которых имеется выписка из протокола VI Съезда Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» от 19.06.2017г. с дополнительной выпиской от 21.07.2017г. , а также скрепленные между собой металлической скобой документы, поименованные как листы поддержки кандидата.

Вместе с тем, представленные ФИО1 листы поддержки кандидата на должность Губернатора города Севастополя не содержат сведений, подтверждающих действительную волю депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, кандидатом собственноручно сделана запись на титульном листе сшива, поименованного как листы поддержки кандидата, о том, что количество подписей депутатов составляет «ноль», что также отражено в ведомости проверки листов поддержки и в итоговом протоколе проверки подписей от 18.07.2017г. Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.

Следовательно, Севастопольская городская избирательная комиссия, установив, что в нарушение требований частей 8 и 9 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» в представленных листах поддержки не указаны фамилия, имя, отчество депутатов, заполняющих лист поддержки; сами подписи отсутствуют, в связи с чем в результате проверки установлена их недостоверность, и, отказывая ему по этому основанию в регистрации кандидатом в Губернаторы города Севастополя, со всей очевидностью действовала правомерно.

То обстоятельство, что нужное количество подписей ФИО1 не собрано из-за того, что избирательный штаб кандидата от политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» допустил нарушения в организации сбора подписей в поддержку другого кандидата, само по себе не может повлиять на отмену обжалуемого заявителем решения избирательной комиссии, поскольку исходя из существа иска и подлежащего в данном случае применению закона, причины, по которым не удалось собрать нужное количество подписей, не имеют правового значения, каждый депутат решает сам, какого кандидата ему поддерживать, и федеральный законодатель не обязывает депутата обосновывать свое решение об отказе либо в поддержке кандидата на выборах должностного лица субъекта Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что выражение консолидированной воли депутатского корпуса, вне зависимости от его формы (подписание листа поддержки в отношении одного из кандидатов, либо воздержания от такого подписания в отношении другого кандидата (кандидатов)) не является нарушением требований Закона города Севастополя, а потому сам по себе факт выражения такой поддержки кому-либо из кандидатов в превышающем минимально необходимое количество подписей не может повлечь нарушение пассивного избирательного права кандидата, не получившего такой поддержки в необходимом для его регистрации количестве.

Ссылки административного истца в подтверждение своих доводов в данной части на документы, связанные с получением подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований в поддержку выдвижения другого кандидата ФИО7 и их нотариальным заверением, а также на необходимость вызова и опроса в настоящем судебном заседании в качестве свидетелей депутатов и руководителей регионального отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» для подтверждения сбора подписей по партийному принципу, нотариусов города Севастополя с выписками из нотариальных книг по обстоятельствам такого заверения ими подписей депутатов, подлежат отклонению. В силу требований пункта 20 статьи 37 Закона № 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность только тех подписей, которые проставлены в листах поддержки кандидата, представленных для регистрации в комиссию. Обязанность избирательной комиссии осуществлять проверки порядка сбора остальных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований не соответствует положениям данного Федерального закона.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24.12.2012г. № 32-П, по конституционно-правовому смыслу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статей 37 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», законодатель субъекта Российской Федерации обязан устанавливать число лиц, необходимое для подтверждения поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), с учетом конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном субъекте Российской Федерации. При соблюдении этого требования даже возможное подавляющее представительство в выборном органе местного самоуправления одной политической партии, создавая для пользующихся ее поддержкой лиц определенные преимущества при выдвижении на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), само по себе не обесценивает использование выборов.

Доводы административного иска в названной части фактически сводятся к несогласию заявителя с установленным законом порядком поддержки выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также к несогласию с действиями одной политической партии, что не является предметом настоящего иска и не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления Севастопольской городской избирательной комиссии в этой части.

Оснований для применения в настоящем деле разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о том, что, если при рассмотрении дел о защите избирательных прав суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона), не усматривается.

В свою очередь, суд соглашается с доводами ФИО1 о том, что отказ в его регистрации кандидатом по причине отсутствия в протоколе Съезда Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» подписи секретаря со ссылкой на статью 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не соответствует закону.

Порядок выдвижения кандидатов избирательными объединениями регулируется статьей 35 Закона № 76-ЗС. Согласно пункту 2 данной статьи, а также статье 29 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» выдвижение кандидата избирательным объединением осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».

Согласно части 1 статьи 24, части 1 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях», высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии, который принимает решения относительно выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В соответствии с требованиями подпункта 3) пункта 4 статьи 27 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 года № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» вместе с заявлением выдвинутого лица о согласии баллотироваться в Севастопольскую городскую избирательную комиссию кандидатом должно быть представлено решение съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата, официально заверенное постоянно действующим органом политической партии, ее регионального отделения (должностным лицом), уполномоченным на то уставом политической партии либо решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, а также печатью политической партии, ее регионального отделения. Данное решение оформляется протоколом (иным документом в соответствии с уставом политической партии), в котором указываются:

а) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения политической партии, участвовавших в работе соответствующего органа;

б) число делегатов съезда политической партии, конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения политической партии, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;

в) фамилия, имя, отчество выдвинутого кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство кандидата, сведения о его профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа; сведения о принадлежности кандидата к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и его статус в этой политической партии, этом общественном объединении при наличии таких сведений в его заявлении о согласии баллотироваться;

г) итоги голосования по данному решению;

д) дата принятия решения;

4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии выдвигаемого кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии;

5) в случае, предусмотренном частью 5 статьи 25 настоящего Закона, - документ, подтверждающий согласие Президента Российской Федерации на выдвижение гражданина Российской Федерации кандидатом на выборах Губернатора.

Пунктами 1, 10 статьи 16 Устава Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» предусмотрено, что Съезд партии является высшим руководящим органом, правомочным принимать решения по всем вопросам деятельности партии, ее структурных подразделений, их органов и должностных лиц. Решения Съезда оформляются протоколом Съезда. Протокол Съезда подписывают председательствующий и секретарь Съезда. Отдельные решения Съезда партии могут оформляться выписками из протокола Съезда. Выписки из протокола Съезда партии подписывает председатель партии, а при его отсутствии и/или по его поручению один из заместителей Председателя партии, на основании поручения председателя партии в форме соответствующего решения либо доверенности.

Пунктом 3.2 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11.06.2014г. установлено, что выдвижение кандидата, списка кандидатов осуществляется на съезде политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется в соответствии с законом в форме документа, определенного уставом политической партии (решение, постановление, протокол, выписка из протокола, иной документ).

Решение съезда политической партии, конференции, общего собрания ее регионального отделения, иного структурного подразделения либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, о выдвижении кандидата, списка кандидатов подписывается руководителем соответственно политической партии, регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии либо иного органа, предусмотренного уставом политической партии, и заверяется печатью политической партии, регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Примерная форма приведена в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Из имеющихся в материалах дела выписки из протокола VI Съезда Общероссийской политической партии «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» от 19.06.2017г. с дополнительной выпиской от 21.07.2017г. усматривается, что они подписаны председателем данной политической партии ФИО8, председательствовавшем на указанном Съезде.

Следовательно, представленная ФИО1 в Севастопольскую избирательную комиссию выписка из протокола Съезда партии подписана уполномоченным лицом, действовавшим в соответствии с Уставом политической партии, содержит необходимые сведения, позволяющие сделать вывод о принятии решения о выдвижении от данной политической партии ФИО1 кандидатом на выборы Губернатора города Севастополя, назначенные на единый день голосования 10 сентября 2017 года, в связи с чем требование избирательной комиссии о наличии в ней подписи секретаря Съезда не основано на законе.

Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе при установлении судом факта наличия у Севастопольской городской избирательной комиссии других законных оснований для вынесения Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» кандидатом в Губернаторы города Севастополя» его отмену не влечет, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не нахожу.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Севастопольской городской избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации ФИО1, выдвинутого Общероссийской политической партией «НАРОД ПРОТИВ КОРРУПЦИИ» кандидатом в Губернаторы города Севастополя» и возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в Губернаторы города Севастополя - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Т.А. Артамонова

Решение в окончательной форме принято 08.08.2017 года

3а-16/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Артамонова Татьяна Александровна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
07.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее