Дело № 2а-5709/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Олейникова А.В.
при секретаре Агаповой Д.А.
с участием представителя административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области Гончарова Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2018 года в городе Волгограде административное дело по иску Винникова Д. Д.ча к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, начальнику Информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Михайлову А. Г. о признании незаконным решения об отказе в уничтожении или обезличивании информации об имевшейся ранее судимости, возложении обязанности уничтожить или обезличить информацию об имевшейся ранее судимости
установил:
Винников Д.Д. обратился в суд с названным административным иском, указав, что по сведениям ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области приговором мирового судьи судебного участка №... Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ он осужден за совершение преступления, предусмотренного ДД.ММ.ГГГГ УК РФ. Федеральным законом от 07.12.2011 №420-ФЗ ст. 130 УК РФ признана утратившей силу (декриминализирована). В этой связи 28.05.2018 он обратился с заявлением в ГУ МВД России по Волгоградской области с заявлением, в котором со ссылкой на положения ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» уничтожить (обезличить) имеющуюся о нем информацию (персональные данные). Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №... ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку в настоящее время указанная информация изъятию не подлежит. Считает такое решение начальника ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области Михайлова А.Г. незаконным, противоречащим положениям ст. 86 УК РФ, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФЗ «О полиции» и ст.ст. 5, 6, 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных».
Просит суд признать незаконным решение начальника ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области Михайлова А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в отказе уничтожить или обезличить имеющуюся о Винникове Д.Д. информацию (персональные данные) – о привлечении его к уголовной ответственности (имевшееся ранее судимости). Обязать (понудить) ГУ МВД России по Волгоградской области уничтожить или обезличить имеющуюся о нем информацию (персональные данные) – о привлечении его к уголовной ответственности (имевшееся ранее судимости).
В судебное заседание административный истец Винников Д.Д. не явился, о времени месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в административном иске просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Волгоградской области Гончаров Н.А. в судебном заседании по доводам административного иска возражал. Пояснил, что обработка спорной информации в отношении Винникова Д.Д. осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, оснований для исключения сведений о нем из базы данных не имеется.
Административный ответчик начальник ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области Михайлов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, об отложении слушания дела не просил, его участие обязательным не признавалось, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя ГУ МВД России по Волгоградской области, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч.1,2 ст. 46 Конституции РФ.
На основании ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что Винников Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец р.... Среднеахтубинского района Волгоградской области, осужден приговором мирового судьи судебного участка №... Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного чДД.ММ.ГГГГ УК РФ (12 эпизодов) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ДД.ММ.ГГГГ руб., о чем в деле представлена копия справки ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №....
Пунктом 45 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу 08.12.2011, в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения, согласно которым статья 130 (оскорбление) признана утратившей силу.
Административный истец 28.05.2018 направил в ГУ МВД России по Волгоградской области заявление, в котором со ссылкой на положения ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» уничтожить (обезличить) имеющуюся о нем информацию (персональные данные)
Вместе с тем, 22.06.2018 начальником ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области Михайловым А.Г. административному истцу направлен ответ №..., по смыслу которого декриминализация деяния, имея обратную силу и определенные правые последствия для лиц, совершивших преступления в прошлое время, в то же время не изменяет факта вступления в силу обвинительного приговора суда, и не влечет реабилитацию лица. Сроки хранения документированной информации, в данном случае сведений о судимости, устанавливаются нормативными документами МВД России и не зависят от снятия или погашения судимости, в связи с чем, указанная информация в настоящее время изъятию не подлежит.
По правилам ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает общие положения ч.1 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку административное исковое заявлением об оспаривании решения начальника ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области от 22.06.2018 направлено Винниковым Д.Д. в суд 18.09.2018, о чем свидетельствует соответствующая отметка на конверте заказного почтового отправления, последним соблюден установленный законом срок на обращение за судебной защитой своих прав.
Разрешая по существу настоящий административный иск, суд учитывает следующее.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Особенности обработки специальных категорий персональных данных устанавливаются ст. 10 Федерального закона «О персональных данных».
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Как установлено ч.1 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии со ст. 17 названного Федерального закона полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных подлежит, в том числе информация о лицах, осужденных за совершение преступления (п. 2 ч. 3). Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (ч. 8).
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось само по себе право ГУ МВД России по Волгоградской области в лице Информационного центра на обработку персональных данных Винникова Д.Д. в части сведений о привлечении его к уголовной ответственности. При этом по существу спора административный истец настаивает на отсутствии оснований к хранению этих сведений в настоящее время в связи с декриминализацией деяния, а также о противоречии таких действий положениям федерального законодательства.
Исходя из ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Суд учитывает, что единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета определяется Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным приказом Приказом Генпрокуратуры РФ № 39, МВД РФ № 1070, МЧС РФ № 1021, Минюста РФ № 253, ФСБ РФ № 780, Минэкономразвития РФ № 353, ФСКН РФ № 399.
В соответствии с пунктами 40, 41 названного Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по не реабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
Согласно п. 46 Положения, одним из оснований учета уголовных дел и принятых по ним процессуальных решений является приговор суда, вступивший в законную силу.
По смыслу п. 3 Положения федеральные органы, утвердившие Положение, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью, не противоречащие федеральным законам и настоящему Положению.
Исходя из Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №...дсп, в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы на лиц, осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения этими лицами возраста 80 лет, если судимость погашена либо снята.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрено, что могут быть сняты с учета сведения о судимости лиц, которые достигли восьмидесятилетнего возраста.
В этой связи, поскольку сама по себе декриминализация деяния не предусмотрена в качестве основания для прекращения обработки таких персональных данных информационными центрами МВД России, Винников Д.Д. не достиг восьмидесятилетнего возраста, суд приходит к выводу об обоснованности действий ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области, по обработке и сохранению в отношении него информации об имевшем месте факте привлечения к уголовной ответственности.
Как обоснованно отмечено в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ №..., декриминализация деяния, имея обратную силу и определенные правовые последствия для лиц, совершивших преступления в прошлое время, в то же время не изменяет факта вступления в силу обвинительного приговора суда.
При этом суд отмечает, что указанные обстоятельства не являются в силу закона основанием для исключения из базы данных о судимости.
Доводы административного иска о несоответствии действий ГУ МВД России по Волгоградской области положениям ст. 86 УК РФ, ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции», ст.ст. 5, 6, 16 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» и нарушении гарантированных ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ прав Винникова Д.Д. не могут быть положены в основу решения об удовлетворении заявленных требований.
По смыслу ст. 5 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в ... ДД.ММ.ГГГГ), персональные данные, подвергающиеся автоматизированной обработке собираются и обрабатываются на справедливой и законной основе; хранятся для определенных и законных целей и не используются иным образом, несовместимым с этими целями; являются адекватными, относящимися к делу и не чрезмерными для целей их хранения; являются точными и, когда это необходимо, обновляются; сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.
Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.
В силу ч.3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон «О полиции», закрепляющий права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений деятельности полиции (статья 2) и ее обязанностей (статья 12), и, соответственно, предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей.
Предусматривая, что формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, то есть во всяком случае не могут храниться бессрочно (части 2, 7 и 8), указанная статья предписывает, что такие данные должны обрабатываться и храниться полицией строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом статья 17 Федерального закона «О полиции» допускает раскрытие содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных о гражданах информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязывает полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (части 4 - 6).
В этой связи Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал (Определения от 28.01.2016 N 139-О, от 25.02.2016 N 333-О, от 25.02.2016 N 335-О и иные), что положения частей 1, 3 и 8 статьи 17 Федерального закона «О полиции», закрепляющие право полиции обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на нее функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безопасности и рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
С учетом изложенного, хранение в базе данных ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области достоверной информации о привлечении Винникова Д.Д. к уголовной ответственности, отвечает целям обработки такой информации, является законным и обоснованным, в связи с чем данные сведения исключению (уничтожению, обезличиванию) не подлежат.
По смыслу ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое решение об отказе в исключении сведений в отношении административного истца принято должностным лицом ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области в пределах предоставленных полномочий, без нарушения установленного порядка, соответствует требованиям действующих нормативных актов и не нарушает прав Винникова Д.Д., основания для признания оспариваемого ответа незаконным и возложения на административных ответчиков какой-либо обязанности отсутствуют, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 218 – 228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Винникова Д. Д.ча к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, начальнику Информационного центра Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области Михайлову А. Г. о признании незаконным решения об отказе в уничтожении или обезличивании информации об имевшейся ранее судимости, возложении обязанности уничтожить или обезличить информацию об имевшейся ранее судимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.В. Олейников