Дело № 2-1326/2019
27RS0006-01-2019-001394-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года г.Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Архиповой К.А.,
при секретаре судебного заседания Ооржак Т.Р.,
с участием ст.помощника прокурора Хабаровского района
Хабаровского края Васильевой Н.В.,
с участием представителя истца (ответчика) Сафарова Р.А.,
с участием представителя ответчика (истца) Сотворенной А.А.,
с участием представителя третьего лица Дулениной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фоменко А.И., Фоменко О.Г. к администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту, по встречному исковому заявлению администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края к Фоменко А.И., Фоменко О.Г. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении с предоставлением другого жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ:
Фоменко А.И., Фоменко О.Г. обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о предоставлении специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Фоменко А.И. было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 52,2 кв.м, на состав семьи 2 человека, включая жену Фоменко О.Г.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и Фоменко А.И. заключен договор найма служебного жилого помещения №.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Фоменко А.И. проходит военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Контракт о прохождения военной службы заключен сроком на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В спорном жилом помещении они проживают с 2016 года, помещение было распределено и предоставлено на законных основаниях, в установленном законном порядке они признаны нуждающимся в предоставлении служебного жилого помещения на период прохождения военной службы, в связи с чем просят суд признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на период прохождения Фоменко А.И. военной службы по контракту в Вооруженных силах РФ.
Администрация Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд со встречным иском к Фоменко А.И., Фоменко О.Г., ссылаясь на то, что согласно передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ в собственность администрации сельского поселения, передана как свободная от прав третьих лиц <адрес>.
При этом установлено, что на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного ответчиком с Министерством обороны РФ, в спорной квартире проживают Фоменко А.И., Фоменко О.Г.
Администрация сельского поседения постановлений об отнесении жилых помещений, расположенных в <адрес>, занятых военнослужащими и членами их семей, к служебному жилому фонду Министерства обороны РФ, не издавала, договор аренды, договор на право оперативного управления либо хозяйственного ведения не заключался, администрация сельского поселения не является правопреемником ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ.
Своими действиями ответчики нарушают права администрации сельского поселения, как собственника, в связи с чем просит суд признать Фоменко А.И., Фоменко О.Г. утратившими право пользования жилым помещением, выселить последних из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением другого жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ.
В судебное заседание истцы (ответчики) Фоменко А.И., Фоменко О.Г. не явились, представили письменные заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца (ответчика) Фоменко А.И. – Сафаров Р.А., действующий на основании нотариальной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, на требованиях настаивал, дала пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Кроме того, пояснил, что на сегодняшний день с Фоменко А.И. заключен контракт о прохождении военной службы до 2027 года, поэтому, независимо от того, кому принадлежит спорное жилое помещение, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» последний имеет право на проживание в указанной квартире на период прохождения службы, истцы проживают в спорном жилом помещении на законных основаниях.
Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
Представитель ответчика (истца) Сотворенная А.А., действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании на встречных требованиях настаивала, исковые требования не признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны РФ принято решение о передаче спорного жилого помещения в собственность администрации сельского поселения, что свидетельствует о том, что ранее заключенные Министерством обороны РФ договоры служебного найма прекратили свое действие, при этом ни приказ Министра обороны РФ, ни передаточный акт, не содержат информации о том, что спорное жилое помещение передано с обременением, в виде проживающих в нем граждан, администрация сельского поселения, являясь собственником жилого помещения, имеет право им распоряжаться по своему усмотрению, тогда как своими действиями истцы (ответчики) нарушают права администрации сельского поселения, обязанность по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями, в соответствии с требованиями закона, возложена на Министерство обороны РФ, а не на администрацию сельского поселения, оснований для заключения с истцами (ответчиками) договора социального найма, у администрации сельского поселения не имеется, поскольку последние в установленном законом порядке нуждающимися в жилом помещении не признавались.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать, встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дуленина Е.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Фоменко А.И., Фоменко О.Г. поддержала, подтвердив обстоятельства изложенные истцами.
Суд, выслушав пояснения представителя истца (ответчика) Сафарова Р.А., представителя ответчика (истца) Сотворенной А.А., представителя третьего лица Дулениной Е.М., заключение ст.помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В., полагавшей необходимым в удовлетворении встречных исковых требований отказать, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Фоменко А.И. и членам его семьи - жене Фоменко О.Г., на время прохождения военной службы, до ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено служебное жилое помещение – <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Спорная квартира до предоставления Фоменко А.И. использовалась для проживания военнослужащего ФИО, что подтверждается информацией из базы данных ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ.
Согласно контракту о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ Фоменко А.И. является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части 42838, контракт заключен сроком на 10 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ранее выданный договор найма с Фоменко А.И. переоформлен на договор найма спорного служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, на период прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» жилой фонд Министерства обороны Российской Федерации, расположенный на территории <адрес>, в том числе <адрес> передан в собственность Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Согласно части 1 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами, в том числе и военнослужащими, права на жилище и на необходимость беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.
Однако, в соответствии с частью 3 статьи 1 Жилищного кодекса РФ жилищные права органов местного самоуправления могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
В силу пункту 5 ст. 15 вышеуказанного Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Из содержания указанной нормы закона следует, что за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом, реализация которого не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Жилищный фонд в Российской Федерации, исходя из положений статьи 19 Жилищного кодекса РФ, включает в себя наряду с государственным жилищным фондом муниципальный жилищный фонд, принадлежащий на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом необходимо учитывать, что Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменены положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» закрепляющие право на повторное заселение военнослужащими жилой площади, ранее занимаемой военнослужащими и членами их семей.
Из вышеизложенного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей, при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом в другое место жительства.
Принимая во внимание, что за военными организациями сохраняется право на повторное заселение жилых помещений военнослужащими, указанные организации пользуются правами, предусмотренными статьями 99, 104 Жилищного кодекса РФ, в частности, правом решения вопроса о распределении данных помещений в качестве служебных.
Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, как собственников жилищного фонда в соответствии со статьей 100 Жилищного кодекса РФ заключать с военнослужащими договоры найма распределенных вышеуказанным образом жилых помещений.
Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда, к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
Доводы представителя администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края о том, что жилое помещение является муниципальным жилищным фондом, следовательно, квартирой должен распоряжаться собственник, суд полагает несостоятельными, поскольку жилое помещение не предоставляется истцу в порядке улучшения жилищных условий, предусмотренном статьей 57 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 25.12.2003 года № 453-О, от 22.04.2004 года № 170-О, не было установлено противоречий между положениями пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и конституционными правами органа местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью.
Конституционный Суд РФ в названных определениях пришел к выводу, что предусмотренное пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» фактическое ограничение права муниципалитета, как собственника соответствующего жилого фонда, по распоряжению своим имуществом, не противоречит пункту 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предусматривающему возможность ограничения права собственности федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом Конституционный суд РФ принимал во внимание, что военная служба, по смыслу статьи 59 и статьи 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации, представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, положения пункта 5 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления и распоряжения муниципальной собственностью не нарушается.
Вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Следовательно, исходя из положений приведенных норм и с учетом того, что Фоменко А.И. заключил контракт о прохождении военной службы до 2027 года, последний имеет право на получение жилого помещения на общих основаниях для постоянного проживания.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что спорное жилое помещение является муниципальной собственностью, за военнослужащими закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и освободившихся за их выездом, Фоменко А.И. вселился в спорную квартиру в связи с предоставлением данного жилого помещения ему по месту службы, то есть в установленном законом порядке, Фоменко О.Г. является членом семьи Фоменко А.И., суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании права пользования жилым помещением на период прохождения военной службы по контракту подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что встречные исковые требования администрации Ракитненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края к Фоменко А.И., Фоменко О.Г. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении с предоставлением другого жилого помещения, находящегося в распоряжении Министерства обороны РФ, необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.07.2019 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:░░░░░: ░.░.░░░░░░░░