УИД 13RS0015-03-2023-000218-83
Судья Федосейкина Е.В. №2-3-183/2023
Докладчик Солдатов М.О. Дело № 33-2294/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Верюлина А.В.,
судей Дубровиной Е.Я., Солдатова М.О.,
при секретаре Зобниной Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2023 г. в г. Саранске гражданское дело по иску прокурора Старошайговского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Старошайговского муниципального района Республики Мордовия «Старошайговское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по апелляционной жалобе ответчика МУП «Старошайговское жилищно-коммунальное хозяйство» на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Солдатова М.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Старошайговского района Республики Мордовия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском к Муниципальному унитарному предприятию Старошайговского муниципального района Республики Мордовия «Старошайговское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее - МУП «Старошайговское ЖКХ») Заявленные требования мотивировал тем, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией, одним из основных видов деятельности которой являются сбор, очистка и распределение воды. В результате проведенной прокуратурой, совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия проверки установлено, несоответствие проб воды с объектов ЖКХ (артезианская скважина № 3401 по адресу: <адрес>, <адрес>, ориентир – <адрес> водонапорная башня) требованиям раздела III таб. 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (составляет 5,36 ЕМФ при нормативе не более 2,6 ЕМФ). Также качество воды не соответствует установленным требованиям по содержанию железа (0,57 мг/дм? при нормативе не более 0,3 мг/дм?).
Кроме того, при осмотре территории I пояса зоны санитарной охраны водопроводной башни и артезианской скважины установлено, что она в нарушение ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 3.2.1.1, 3.2.1.4 п. 3.2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не спланирована для отвода поверхностного стока за пределы, не огорожена, дорожки к водопроводным сооружениям (артезианская скважина, водонапорная башня) не имеют твердого покрытия.
Во исполнение представления прокурора МУП «Старошайговское ЖКХ» приняты меры к улучшению качества питьевой воды, однако в результате проведения контрольных испытаний (протокол испытаний ИЛЦ ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» от 29 августа 2023 г. <№>) показатели по содержанию железа составили 0,46 мг/дм? при нормативе 0,3 мг/дм?; мутности 4,05 ЕМФ при нормативе не более 2,6 ЕМФ.
На основании изложенного просил суд обязать МУП «Старошайговское ЖКХ» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу территорию I пояса зоны санитарной охраны объектов ЖКХ (водонапорная башня и артезианская скважина № 3401 по адресу: <адрес>, ориентир – <адрес>) спланировать для отвода поверхностного стока за их пределы, огородить; дорожки к водопроводным сооружениям (артезианская скважина № 3401, водонапорная башня) оборудовать твердым покрытием; обеспечить соответствие качества питьевой воды артезианской скважины № 3401 требованиям СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 октября 2023 г. исковые требования прокурора Старошайговского района Республики Мордовия удовлетворены.
На ответчика возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу территорию I пояса зоны санитарной охраны объектов ЖКХ (водонапорная башня и артезианская скважина № 3401 по адресу: <адрес>, <адрес>, ориентир – <адрес>) спланировать для отвода поверхностного стока за их пределы, огородить; дорожки к водопроводным сооружениям (артезианская скважина № 3401, водонапорная башня) оборудовать твердым покрытием; обеспечить соответствие качества питьевой воды артезианской скважины № 3401 требованиям СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Врио директора МУП «Старошайговское ЖКХ» Ермаков А.В. подал апелляционную жалобу на решение суда, в которой просил об отмене обжалуемого решения и прекращении производства по делу. Указывает, что судом оставлено без внимания то, что на момент рассмотрения дела спорная водонапорная башня, через которую поступала вода из артезианской скважины №3401 отключена от водоснабжения населения. В настоящее время МУП «Старошайговское ЖКХ» обратилось в администрацию Старошайговского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о прекращении хозяйственного ведения в отношении указанной скважины в связи с невозможностью ее дальнейшего использования. Полагает, что приведенные основания свидетельствуют о ликвидации предмета спора, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Старошайговского района Республики Мордовия Бяширов Н.Д. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Старошайговского муниципального района Республики Мордовия, Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав врио директора МУП «Старошайговское ЖКХ» Ермакова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Немудрякина И.Б., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, рассмотрев дело в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абз.2 ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Подпунктом «б» п.34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. №644, предусмотрена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 настоящие санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Как следует из п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
По смыслу положений ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека.
Как установлено судом и следует из материалов дела, собственником водонапорной башни, обслуживающей водопроводные сети с. Старое Шайгово (по ул.Пролетарская) является Старошайговский муниципальный район Республики Мордовия. Распоряжением Главы администрации Старошайговского муниципального района №329 от 20 ноября 2012 г. имущество на праве хозяйственного ведения закреплено за МУП «Старошайговское ЖКХ», которое является ресурсоснабжающей организацией, одним из основных видов деятельности которой являются сбор, очистка и распределение воды (пункт 2.2 Устава).
Проведенной прокуратурой Старошайговского района Республики Мордовия совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, в рамках рассмотрения обращения депутата Государственного Собрания Республики Мордовия Кузякина Д.В., проверкой МУП «Старошайговское ЖКХ» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведения проверки осмотрены и взяты пробы воды с объектов ЖКХ (артезианская скважина № 3401 по адресу: <адрес>, ориентир – <адрес> водонапорная башня).
Из представления прокурора Старошайговского района Республики Мордовия от 18 июля 2023 г. <№>, подготовленного на основании справки главного специалиста - эксперта отдела санитарного надзора Иляновой Е.А., направленного директору МУП «Старошайговское ЖКХ», следует, что по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы результатов лабораторных исследований воды установлено, что её качество по органо - лептическому показателю (мутность) в нарушение ст.19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не соответствует требованиям раздела III таб. 3.1, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (составляет 5,36 ЕМФ при нормативе не более 2,6 ЕМФ). Также качество воды не соответствует установленным требованиям по содержанию железа (0,57 мг/дм? при нормативе 0,3 мг/дм?). При осмотре территории I пояса зоны санитарной охраны водопроводной башни и артезианской скважины установлено, что она в нарушение ст.11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 3.2.1.1, 3.2.1.4 п. 3.2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» не спланирована для отвода поверхностного стока для его отвода за пределы, не огорожена, дорожки к сооружению не имеют твердого покрытия.
Факт отсутствия заграждения, дорожки к водопроводной башне по ул.Пролетарская в с. Старое Шайгово подтвержден материалами дела, в частности фотоснимками, которые признаются стороной ответчика и не оспариваются.
Разрешая заявленные требования по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, правильно применив действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и на основе представленных и исследованных доказательств, которым в соответствии со ст.67 ГПК РФ была дана надлежащая оценка, пришел к обоснованному выводу о том, что МУП «Старошайговское ЖКХ» обязано предоставлять качественную холодную воду, соответствующую нормативам СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», соблюдать требования к территории зоны санитарной охраны, в соответствии с пп. 3.2.1.1, 3.2.1.4 п. 3.2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
С целью предотвращения эпизодического, периодического или систематического действия факторов, снижающих качество воды источника питьевого водоснабжения, повышения его санитарной надежности, организуются ЗСО. Под ЗСО источника питьевого водоснабжения понимают специально выделенные территории, в которых устанавливаются специальные режимы хозяйственной и иной деятельности в целях охраны источника и водопроводных сооружений от загрязнения. Специальный режим хозяйственной деятельности в ЗСО подземных источников направлен на исключение возможности загрязнения или снижения качества воды источника в месте водозабора или уменьшения их дебита. Выделяют 3 пояса ЗСО.
Территория 1-го пояса должна быть достаточна для размещения всех сооружений водопровода с учетом перспективы его развития. Минимальные размеры 1-го пояса ЗСО подземного источника водоснабжения должны охватывать территорию, соответствующую наиболее крутой части воронки депрессии, где создаются реальные возможности для проникновения загрязненных вод с поверхности земли через дефекты в горных породах, связанные с бурением скважины. Территория на поверхности земли, соответствующая границе воронки депрессии, в наибольшей мере может создавать загрязнение подземных вод. Для безнапорных горизонтов это территория радиусом 50 м, для межпластовых напорных - 30 м. Таким образом, даже глубокие межпластовые воды на ограниченных участках не защищены от поверхностного загрязнения, что и определяет необходимость создания ЗСО.
Первый пояс ЗСО является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.
В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом поясе ЗСО водных объектов, используемые для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
При таком положении существует потенциальная угроза причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц (потребителей) ввиду несоблюдения санитарного законодательства МУП «Старошайговское ЖКХ» при эксплуатации рассматриваемого источника водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время водоснабжение жителей с. Старое Шайгово осуществляется посредством водопроводной сети, идущей с водопроводной башни, расположенной на ул. Рабочая, с. Старое Шайгово, качество воды которой, соответствует нормативным требованиям, воспроизводят позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка. Отключение водонапорной башни и артезианской скважины № 3401 от питания, ввиду несоответствия санитарным требованиям по мутности и показателям содержания уровня железа идущей от нее воды, не освобождает ответчика от обязанности содержания вверенного ему имущества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Факт обращения ответчика в администрацию Старошайговского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о прекращении хозяйственного ведения в отношении артезианской скважины в связи с невозможностью ее дальнейшего использования, сам по себе правового значения не имеет и не может служить достаточным основанием для отмены правильного по существу решения суда.
В целом доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части четвертой ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 3 октября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МУП «Старошайговское ЖКХ» - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Верюлин
Судьи Е.Я. Дубровина
М.О. Солдатов
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2023 г.
Судья М.О. Солдатов