К делу №2-3857/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г.Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Хуаде А.Х.,
при секретаре судебного заседания Чеужевой Т.А.,
с участием представителя истицы по ордеру Попадюк И.А.,
представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Адыгея по доверенности Жане А.А.,
представителя ответчика ГБУЗ РА «Центральная районная больница Майкопского района» по доверенности Кучеровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусаевой Фариды Ахмедгарифовны к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «Центральная районная больница <адрес>»о признании незаконным отказав предоставлении единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику Министерству здравоохранения Республики Адыгея о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор. В обоснование иска указала, что она на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ работает заведующей фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером ФАП <адрес> Республики Адыгея. В целях трудоустройства она переехала в сельский населенный пункт - <адрес> из <адрес>, и на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 года №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» имеет право на предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Адыгея с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей как медицинскому работнику, прибывшему не ранее ДД.ММ.ГГГГ на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек или переехавшему на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек из другого населенного пункта.
Решением Министерства здравоохранения РА от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты в связи с якобы отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты, а именно отсутствием факта переезда.
Однако, она зарегистрирована по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть непосредственно перед заключением трудового договора, до этого проживала в <адрес>, <адрес>, в <адрес> проходила обучение на курсах косметиков в ООО «Адыгеясервис». Ее решение о переезде в <адрес> было обусловлено устройством на работу в ФАП. Считает решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея об отказе в заключении договора на осуществление единовременной компенсационной выплаты незаконным, так как она соответствует условиям для получения указанной выплаты.
Просила суд с учетом уточненных требований признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в заключении с ней договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей и обязать Министерство здравоохранения Республики Адыгея перечислить денежные средства на предоставление ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика указал, что считает исковые требования необоснованными. Просит суд отказать в удовлетворении требований Мусаевой Ф.А. в полном объеме.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>».
В судебное заседание истец не явилась, извещена о времени и месте слушания дела. На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца в суд явилась, поддержала уточненные исковые требования по основаниям, приведенным к иске и просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика в суд явился, доводы письменных возражений поддержал и просил суд отказать истице в заявленных требованиях.
Представитель ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>»в суд явилась, полагалась на усмотрение суда.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные Мусаевой Ф.А. исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Мусаева Ф.А., ДД.ММ.ГГГГ имеет среднее специальное образование, квалификацию фельдшер.
Из записи трудовой книжки Мусаевой Ф.А. № от ДД.ММ.ГГГГ и трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с главным врачом ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>», следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Мусаева Ф.А.принята на работу в должности заведующей-фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер ФАП <адрес>.
Из материалов дела и пояснений представителя истца усматривается, что истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, что подтверждается отметкой регистрации в паспорте. До этого момента истица проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
30.05.2023г. истица обратилась в Министерство здравоохранения РА с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб.
Решением Министерства здравоохранения Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении единовременной компенсационной выплаты Мусаевой Ф.А. было отказано в связи с отсутствием права на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Указано основание для отказа: отсутствие факта переезда.
Правоотношения по предоставлению единовременной компенсационной выплаты урегулированы постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»,одним из направлений которой является подпрограмма «Развитие кадровых ресурсов здравоохранения», предусматривающая, в том числе государственную поддержку отдельных категорий медицинских работников.
Приложением к государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
Условиями предоставления субсидии являются утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек (подпункт «а» пункта 5 Правил).
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Приведенные нормы Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 ставят в прямую зависимость наличие права у медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты, в том числе от наличия или отсутствия факта прибытия (переезда) медицинского работника на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.
В целях реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек» утвержден аналогичный государственной программе Российской Федерации Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам на территории Республики Адыгея.
Согласно п.п. 1 пункта 1 Порядок определяет процедуру предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим не исполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Адыгея (далее соответственно - Министерство, медицинская организация), на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей), утвержденный Министерством здравоохранения Республики Адыгея (далее соответственно - единовременные компенсационные выплаты, медицинские работники), в размере 1 миллиона рублей для врачей и 0,5 миллиона рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта), либо города с населением до 50 тысяч человек.
Таким образом, по смыслу Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 96, значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего дела является также установление факта переезда заявителя на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.
Материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Мусаева Ф.А.работает в должности заведующей-фельдшерско-акушерским пунктом – фельдшер ФАП <адрес>, на основании трудового договора, заключенного с БУЗ РА «<адрес> больница <адрес>».
С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается отметкой регистрации в ее паспорте.
Из справки ТОС от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мусаева Ф.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически проживала по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, судом также установлено, что Мусаева Ф.А. длительное время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ значилась зарегистрированной и проживала по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства свидетельствуют, что, истица изначально и длительное время проживала в <адрес>, расположенного в 9 км от <адрес>, согласно записям в ее трудовой книжке работала в различных медицинских учреждениях Республики Адыгея, с апреля 2008 года была трудоустроена в МУЗ «Майкопская городская поликлиника №», затем принята на работу в Адыгейский республиканский клинический перинатальный центр, расположенный в <адрес>.
В таком случае, переезд или прибытие на место работы в сельскую местность в <адрес> отсутствует, и Мусаева Ф.А. не может быть отнесена к сотрудникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек. Следовательно, положения Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, не могут при данных обстоятельствах применяться к истице.
Переезд истицы к месту жительства без переезда или прибытия к месту работы в сельскую местность, а затем необоснованное указание на то, что она якобы переехала, чтобы работать в сельской местности, представляет из себя попытку воспользоваться законодательством с целью получения материальной выгоды в виде единовременной компенсационной выплаты, и данные действия следует расценивать как злоупотреблением правом по признакам ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доказательств переезда истца в сельскую местность исключительно в связи с ее трудоустройством в материалы дела в нарушение ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, поскольку истица не отвечает установленным критериям для получения единовременной компенсационной выплаты, и в ее действиях имеется злоупотребление правом, у Министерства здравоохранения Республики Адыгея законные основания для принятия решения о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ N 96 отсутствовали. Оспариваемое решение Министерства здравоохранения Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты соответствует закону и не нарушает права и законные интересы истца.
Поскольку требования истицы о возложении обязанности заключить договор и перечислить денежные средства являются производными от требования об оспаривании решения, суд также полагает возможным в их удовлетворении отказать.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем в иске отказывает в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Мусаевой Фариды Ахмедгарифовны к Министерству здравоохранения Республики Адыгея и ГБУЗ РА «<адрес> больница <адрес>» о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты и возложении обязанности заключить договор отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20.12.2023 года.
Председательствующий - подпись - А.Х. Хуаде
УИД 01RS0004-01-2023-006227-14
Подлинник находится в материалах дела № 2-3857/2023 в Майкопском городском суде РА