Дело № 12-504/2021
-----
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
25 мая 2021 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Фомина Н.Э., рассмотрев жалобу администрации города Чебоксары на постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике – старшего судебного пристава Бочкарева А.М. № ----- от 02 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Администрации г. Чебоксары,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике –старшего судебного пристава Бочкарева А.М. № ----- от 02 апреля 2021 года Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера вновь, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, администрация города Чебоксары обратилась в суд с жалобой на предмет его отмены, указав, что администрацией города Чебоксары приняты все возможные меры по исполнению решения суда в установленный срок, объявлены аукционы в электронной форме на приобретение объектов, в связи с чем, у административного органа отсутствовали основания для вынесения постановления о назначении административного наказания.
Представитель администрации г. Чебоксары Крупякова А.В. в судебное заседание не явилась.
Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Чувашской Республике, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, представив отзыв на жалобу, в котором просили в удовлетворении жалобы отказать.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
На основании статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа по делу № 2-3401/2019, выданного Ленинским районным судом города Чебоксары, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике в отношении администрации города Чебоксары 18 сентября 2019 года возбуждено исполнительное производство № -----, предмет исполнения – возложение на администрацию города Чебоксары Чувашской Республики предоставить Изыкову М.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам. Постановлением о возбуждении исполнительного производства от 18 сентября 2019 года должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия данного постановления получена должником 18 сентября 2019 года.
В связи с неисполнением должником требования исполнительного документа в установленный срок для добровольного исполнения судебным приставом-исполнителем 30 июня 2020 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
30 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем вручено требование об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе, в срок до 04 марта 2021 года, должник предупрежден об административной ответственности по ст.17.15 КоАП РФ.
Неисполнение требования судебного пристава-исполнителя послужило основанием для составления 15 марта 2021 года в отношении должника - администрации г. Чебоксары протокола об административном правонарушении по ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ и вынесения 02 апреля 2021 года постановления о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ, назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. При этом указано, что основанием для привлечения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что после вынесения постановления по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ от 24 сентября 2020г. вновь в срок установленный приставом, требования исполнены не были.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении: исполнительным листом Серии ФС № 031998856 по делу № 2-3401/2019 от 05 августа 2019г.; постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 сентября 2019 года о возбуждении исполнительного производства (с отметкой о вручении копии постановления должнику); постановлением судебного пристава-исполнителя от 30 июня 2020 года о взыскании исполнительского сбора (с отметкой о вручении должнику); требованием судебного пристава-исполнителя от 30 декабря 2020г. об исполнении решения суда в срок до 04 марта 2021г., об уведомлении об исполнении в срок до 05 марта 2021г. (с отметкой о вручении должнику); протоколом № ----- об административном правонарушении от 15 марта 2021 года и материалами исполнительного производства.
Факт совершения администрацией города Чебоксары административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, и правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии вины администрации города Чебоксары в совершении административного правонарушения в связи с тем, что объективно не имелось возможности для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не является основанием для отмены постановления исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя при рассмотрении дела и обстоятельств отсутствия вины администрации города Чебоксары в совершении вменяемого административного правонарушения, не установлено.
Материалы дела свидетельствуют о том, что администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятием администрацией своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда общей юрисдикции, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, повторное не исполнение требований пристава-исполнителя, должностное лицо правильно квалифицировало действия администрации по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В жалобе приводятся доводы о длительности процедуры осуществления закупки требуемого жилого помещения, установленной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Однако указанные действия администрации нельзя признать исчерпывающими мерами по исполнению требований судебного пристава – исполнителя.
Установлено, что о необходимости исполнения решения суда должнику было известно с момента возбуждения исполнительного производства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Будучи участником бюджетного процесса и обладая необходимыми организационно–распорядительными властными полномочиями, администрация не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, а также своевременно провести процедуру закупки жилого помещения, необходимых для исполнения требований исполнительного производства. При указанных обстоятельствах, изложенные доводы не могут быть признаны уважительными для неисполнения требований исполнительного документа в течение длительного периода.
Объявление аукционов в электронной форме на приобретение квартир, согласно представленным материалам, не является доказательством надлежащего исполнения требований исполнительного документа в рамках настоящего дела и не освобождает виновное лицо от административной ответственности.
Так как наличие объективной невозможности исполнения требования исполнительного документа в установленные судебным приставом-исполнителем сроки и отсутствие вины должника в совершении вменяемого административного правонарушения не установлено, постановление должностным лицом вынесено с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Данное правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, изложенные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица. Приведенные в жалобе доводы не являются основанием для освобождения от административной ответственности. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, является справедливым, соразмерным содеянному.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, по делу не допущено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ :
Постановление начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике –старшего судебного пристава Бочкарева А.М. № ----- от 02 апреля 2021 года, которым юридическое лицо – Администрация г. Чебоксары признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп. - оставить без изменения, а жалобу администрации города Чебоксары – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Н.Э. Фомина