Решение по делу № 2а-213/2019 от 20.05.2019

Дело № 2а-213/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Далматово Курганской области 13 июня 2019 года

Далматовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Бузаева С.В.,

при секретаре судебного заседания Косинцевой Н.Г.,

с участием представителя административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области Малышевой А.Н.,

представителя административного ответчика Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Анашкиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности по организации работы по очистке территории Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Курганской области обратилось в Далматовский районный суд Курганской области в интересах неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по организации работ по очистке территории Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов, обязании Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области организовать работы по очистке участка территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов. В обоснование иска указано, что 27 марта 2019 года Катайским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 г. № 764 и приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок», в соответствии с письмом Управления Роспотребнадзора по Курганской области №45-00-06/06-257-2019 от 27.03.2019 г. Шадринскому филиалу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» выдано предписание № 10-1/8-Д на проведение экспертной оценки несанкционированной свалки ТКО с фото – фиксацией, замерами площади и привязанности к местности на территории Администрации Песковского сельсовета. Согласно экспертному заключению Шадринского филиала ФГУП «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» № 45-20-14-ОИ-198-2019 от 05.04.2019 на расстоянии 600 метров в северо-восточном направлении от с. Пески Далматовского района расположена свалка ТБО. размеры свалки составляют : длинна 100-130 метров, ширина до 100 метров, высота 0,5-1,5 метра. На открытой площадке хранятся: твердые бытовые отходы (коробки картонные, пластиковые бутылки и т.д.) что является нарушением требований п.1.2 СанПин42-128-4890-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». По периметру площадка для хранения отходов не обвалована, не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, от воздействия атмосферных осадков и ветров не защищена, для хранения отходов потребления не приспособлена, что является нарушением требований п.п.2.5,3.4,3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Решение о местоположение свалки принято Песковской сельской Думой 19.03.2018. на официальном сайте http://clevereco.ru/groro/kurganskaja-oblast указанный участок не внесен в реестр объектов размещения отходов, т.е. является объектом несанкционированного размещения отходов. Таким образом, свалка твердых бытовых отходов, расположенная на территории с. Пески Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области в 600 метрах в северо-восточном направлении от с. Пески, является незаконной несанкционированной свалкой, и подлежит безусловной ликвидации. Допущенные Администрацией Песковского сельсовета нарушения санитарных правил, не принятие мер по очистке территории населенных мест от мусора и бытовых отходов, не соблюдение графиков планово-регулярной очистки территории населенных мест, несвоевременная уборка несанкционированных свалок на территории населенных мест, являются одной из причин роста численности грызунов (мыши, крысы), являющихся переносчиками особо опасных инфекционных заболеваний людей (чума, лихорадка Западного Нила, Крымская геморрагическая лихорадка, лептоспироз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС), туляремия). Совершенные нарушения санитарных правил посягают на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, являющегося одним из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья, создают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку для жителей города. Полагает, что данными нарушениями нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконным бездействие Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области по организации работы по очистке территории Песковского сельсовета от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов; обязать Администрацию Пескоковского сельсовета Далматовского района Курганской области организовать работы по очистке участка территории от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов в срок до 01.09.2019.

В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области Малышева А.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области Анашкина Н.А. в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями согласилась.

Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Согласно п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд в случаях нарушения санитарного законодательства.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 27.03.2019 начальником Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области главному врачу Шадринского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» выдано предписание № 10-1/8-Д о проведении экспертной оценки участков территории Далматовского района в т.ч. территории Песковского сельсовета на соответствие СанПин. 05.04.2019 получено экспертное заключение № 45-20-14-ОИ -198-2019 согласно выводов которого, участок территории Песковского сельсовета в 600 метрах в северо-восточном направлении от с. Пески Далматовского района (свалка ТБО) не соответствует требованиям п. 1.2 СанПин 42-128-4890-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», п.п. 2.5, 3.4, 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», к заключению эксперта прилагается фототаблица состоящая из 1 снимка, с изображением открытого земельного участка, на котором присутствует несанкционированное складирование мусора.

Решением главы Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области от 19.03.2008 года № 102 принято решение об определении места для общественных свалок, а именно: с. Пески территория -600 метров от села по дороге на «Талы», территория СТФ, территория МТФ №1. Указанное решение отменено решением главы Песковского сельсовета от 30.05.2019 № 11.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 4.13 международного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года № 607-ст, несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Пункт 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 предусматривает, что объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В силу п. 3.1 СанПиН 42-128-4690-88 обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (п. 3.2 СанПиН 42-128-4690-88).

В соответствии с пунктом 3.4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003, в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03).

Согласно п. п. 18, 19 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; организация благоустройства территории поселения. В силу ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений

Согласно п. 1 ст. 2 Устава муниципального образования Песковский сельсовет Далматовского района Курганской области Песковскому сельсовету присвоен статус сельского поселения.

К вопросам местного значения Песковского сельсовета относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства территории муниципального образования в силу п.п. 19, 20 ст. 6 Устава.

Статьей 31 Устава установлено, что Администрация Песковского сельсовета обладает исполнительно-распорядительным полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, установленных федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом; осуществляет полномочия по вопросам местного значения, за исключением тех, которые отнесены к компетенции главы Песковского сельсовета и Песковской сельской Думы.

На момент разрешения требований настоящего административного искового заявления, доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.

Таким образом, судом установлено наличие незаконного бездействия администрации Песковского сельсовета, выраженного в непринятии мер по организации работы по очистке территории населенного пункта от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов. Наличие несанкционированных скоплений твердых бытовых отходов нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к возникновению и развитию инфекционных заболеваний среди населения, загрязнению почвы, подземных вод, загрязнению атмосферного воздуха, нарушить экологический баланс окружающей природной среды.

Рассматривая требования административного истца относительно срока, в течение которого подлежат исполнению заявленные требования, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей до 01 ноября 2019 года.

При таких обстоятельствах суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного искового заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области по организации работы по очистке территории Песковского сельсовета от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов.

Возложить на Администрацию Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области обязанность в срок до 01 ноября 2019 года организовать работы по очистке несанкционированных скоплений твердых бытовых отходов на территории Песковского сельсовета Далматовского района Курганской области, расположенных на участке местности на расстоянии 600 метров в северо-восточном направлении от с. Пески Далматовского района Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 14 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев

2а-213/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Песковского сельсовета
Суд
Далматовский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
dalmatovsky.krg.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация административного искового заявления
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Подготовка дела (собеседование)
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
03.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее