Решение по делу № 2-233/2022 от 09.02.2022

УИД 44RS0003-01-2022-000274-54

Дело № 2-233/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года                                                                                                               г. Шарья

Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Игуменовой О.В.,

с участием представителя ответчика Петровой Н.А.

при секретаре судебного заседания Анакиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чечурова А.В. к МО МВД России «Шарьинский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда.

установил:

Чечуров А.В. обратился в суд с иском к МО МВД России «Шарьинский» о взыскании компенсации морального вреда в размере 900 000 руб..

В обоснование заявленных требований указано, что с 2000 года истец периодически содержался и отбывал наказание в КМЗ и ИВС МО МВД России «Шарьинский», где условия содержания ужасные, ее пригодные человеческому нахождению в камере. В справке не указано, что в 2000- 2001годах, 2007г. и 2009 г. он периодически содержался в ИВС. После этого был построен новый ИВС. Ситуация немного поменялась, но все равно условия содержания не для человека, так как освещение тусклое, матрасы старого образца слежавшиеся, простыни рванные, отопление закрыто и поэтому в камерах холодно, окна деревянные распухшие от влаги и полностью не закрываются. Приватность полностью отсутствует, так как видеокамера установлен прямо над санузлом, санузел не закрыт перегородкой до потолка. Горячей воды нет, в решетке на кровати проваливается матрас. Тараканы, крысы и другие животные. Окно самостоятельно открыть невозможно, могут только сотрудники. Окно по размерам очень маленькое. В старом ИВС вообще ужас, короб из бетона, нет окон, нет кроватей, на стенах в простонародье шуба. В туалете стояло ведро, утром и вечером выводили в туалет по большому и чистить зубы и умываться в дневное и ночное время по большому сходить в туалет было невозможно. Прогулки не было. Освещение было - просверленные дырки в куске железа, а за ним лампочка. Камеры переполнены, матрасы, и постельные принадлежности не выдавали вообще. Воду выдавали в бутылках, но не более 4-ъх бутылок по 1,5 литра на камеру. Одним словом куб, в котором нет ничего.

После уточнения в предварительном судебном заседании заявленных требований истец Чечуров А.В. просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме 900 000 руб.

В судебном заседании истец Чечуров А.В. не участвовал. Отбывает наказание в АДРЕС. Извещен согласно имеющегося в материалах дела письма-извещения о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.97). Своего представителя в судебное заседание не направил.

По ходатайству истца в судебном заседании были оглашены его показания данные на предварительном судебном заседании 14.03.2022г., из которых следует, что истцом предоставлена информация о нахождении его в ИВС МО МВД России «Шарьинский» с 2011г. Информацию до этого периода он предоставить не может. В МО МВД России «Шарьинский» информация за период с 2000 по 2010г. отсутствует. Подтверждающие эту информацию документы хранятся 10 лет и на настоящий момент они уничтожены. Он был осужден Шарьинским районным судом. Его приводил конвой ИВС, может предоставить свидетелей, назвать числа, когда находился в ИВС. Все остальные обстоятельства может подтвердить свидетельскими показаниями.

Представитель ответчика МО МВД России «Шарьинский» Петрова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям указанным в представленных суду письменных возражениях (л.д.14-20).

Из письменных возражений ответчика следует, что МО МВД России «Шарьинский» не согласен с предъявленными исковыми требованиями Чечурова А.В. в полном объеме, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.

Условия истца в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) соответствовали требованиям Федерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон), Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 г. № °50 (далее - Правила № 950).

Так, согласно искового заявления гражданина Чечурова А.В., он содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский», расположенном по адресу: АДРЕС. В настоящее время достоверно установлено, что гражданин Чечуров А.В. действительно содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» в 2011 г., 2012 г., 2014 г., 2018 г., 2019т; и 2020 г., что подтверждается справкой о периодах его содержания. До 2010 г. информация по содержащимся лицам в ИВС МО МВД России «Шарьинский» отсутствует.

Согласно технического паспорта в ИВС МО МВД России «Шарьинский» 2006 года постройки) расположены десять камер, общая вместимость рассчитана на 21 человека: Здание изолятора временного содержания имеет: водопровод, канализацию, отопление, вентиляцию, электроснабжение, душ.

На территории изолятора временного содержания имеется двор для прогулки, огороженный забором.

В соответствии с требованиями Закона, содержание подозреваемых и обвиняемых в ИВС соблюдается норма санитарной площади, 4 кв. метра на одного человека.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Камеры находятся на первом этаже здания изолятора временного содержания, оборудованы: окнами, одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей, санитарным узлом (с соблюдением условий приватности, а именно кабинкой с дверью, открывающейся наружу, высотой не менее метра от пола санитарного узла), краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, урной для мусора, кнопкой для вызова дежурного, радиодинамиком, светильником дневного и ночного освещения, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, также в камерах имеется вытяжная вентиляция, которая исправно работает (п. 45 Правил №950).

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрац, подушка, одеяло), постельным бельем (2 простыни, наволочка), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами (миска, кружка, ложка) на время приема пищит (п.43 Правил №950).

В соответствии со ст. 22 Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием, ежегодно МО МВД России «Шарьинский» заключаются контракты по обеспечению горячим питанием арестованных и задержанных. (Государственные контракты по обеспечению горячим питанием арестованных и задержанных в ИВС МО МВД России «Шарьинский» на:2020 год от 18.11.2019г. , на 2019г. от 20.11.2018г. , на 2018г. от 18.01.2018г. и от 19.02.2018г. ).

В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случаи отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум - мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Ведение журнала учета выдачи постельных принадлежностей и средств личной гигиены не предусмотрен нормативными правовыми актами.

В исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в ИВС МО МВД России «Шарьинский» выдают матрацы старого образца и рваные простыни.

С данными доводами не согласны, т.к. согласно накладных на приемку материальных ценностей из ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Костромской области» в ИВС МО МВД России «Шарьинский» ежегодно поступают: матрацы, простыни, подушки, наволочки, одеяла, полотенца вафельные, полотенца махровые и другой инвентарь, (накладная от 24.01.2020 , от 14.02.2020 , от 28.04.2020 , от 05.11.2020 , от 21.03.2019 , от 21.05.2019 , от 10.08.2018 , от 27.06.2017 , от 12.09.2017 ).

Также, ежегодно МО МВД России «Шарьинский» заключаются государственные контракты на предоставление услуг по стирке белья в прачечной для нужд ИВС. (ГК на 2020 год от 02.12.2019 и от 08.12.2020 , на 2019 год от 05.02.2019 , на 2018 год от 14.02.2018 и от 16.06.2018 ). Данная услуга согласно контракта предоставляется ежемесячно.

Сотрудники изолятора временного содержания выдают постельные принадлежности подозреваемым и обвиняемым надлежащего вида.

Подозреваемые и обвиняемые имеют возможность пользоваться своими постельными принадлежностями и средствами личной гигиены, также имеют право получать их в посылках и передачах (ст. 25 Закона).

Не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 мин (п. 47 Правил №950).

Подозреваемые и обвиняемые имеют возможность пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

В исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в камерах имеются тараканы, крысы и другие живности. С данными доводами не согласны, т.к. в ИВС МО МВД России «Шарьинский» ежеквартально проводится дератизация и санобработка помещений (Государственные контракты о предоставлении услуг дератизационной обработки помещений ИВС МО МВД России «Шарьинский» на 2020 год от : 1.12.2019 , на 2019 год от 05.02.2019 , на 2018 год от 29.01.2018 , на 2014 год от 27.12.2013 ).

В исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в камерах отсутствует приватность полностью, сан. узел не закрыт перегородкой до потолка.

С данными доводами не согласны, т.к. согласно Свода правил сан. узел не должен закрываться перегородкой до потолка.

В каждой камере имеется отдельный санитарный узел, высота перегородки санитарного узла во всех камерах составляет не менее 1 метра (от 1 м. 30 см до 1 м.35 см. от пола санитарного узла), что подтверждается актом замера фактической высоты перегородок узла камер ИВС МО МВД России «Шарьинский» от 10.03.2022г.

Хотелось бы отметить, что согласно п. 17.16 Свода правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введённой в действие 01.07.1995 г. унитазы и умывальники в камерах, карцерах изоляторов временного содержания необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. Кроме того, в правилах не содержится каких-либо ограничений или же требований о способе установки унитаза, кроме как о том, что унитаз должен размещаться в отдельной кабине с дверью, открывающейся наружу, а кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. Также не содержится и требований о том, что высота перегородки должна замеряться от верхней части унитаза.

В каждой камере ИВС имеется окно, которое можно самостоятельно открыть подозреваемыми и обвиняемыми. В соответствии с требованиями п.п. 412, 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07 марта 2006 г. дсп на всех проёмах окон камер с наружной стороны установлены металлические решётки, обеспечивающие доступ естественного освещения в соответствии с санитарными нормами. Камеры имеют естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламп. Освещённость помещений ИВС соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В ИВС имеется рабочее электрическое и аварийное освещение.

Административное здание ИВС МО МВД России «Шарьинский» введено в эксплуатацию 12.09.2006 г., согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. от 12.09.2006 г.

В ходе строительства здания ИВС МО МВД России «Шарьинский», расположенного по адресу: АДРЕС, 07.09.2006 г. получено положительное заключение Инспекции государственного строительного надзора Костромской области на вышеуказанный объект капитального строительства, согласно которому установлено, что работы по предъявляемому к приемке объекту соответствуют требованиям законодательства, технических регламентов и нормативных технических документов.

При проектировании и строительстве административного здания ИВС МО МВД России «Шарьинский» в том числе применялся и Свод правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введённой в действие 01.07.1995 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что высота перегородок в санитарных узлах в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» соответствуют требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федераций вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей : 069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Как следует из вышеперечисленных норм права, а также статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки являются формой гражданско-правовой ответственности, и взыскание их возможно при наличии определенных условий, в том числе: наличие вины второй стороны и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.

Поскольку требования истца не относятся ни к одному из перечисленных в п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств, то взыскание заявленных убытков производится по общим правилам, при наличии вины причинителя вреда, либо издания не соответствующего закону или иному правовому акту документа.

Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. № 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи о 0 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а так же определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.01.2019 №2-КГ18-12.

При этом следует отметить, что действия сотрудников органов внутренних дел в установленном порядке незаконными не признаны.

Согласно п. 1 ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Положения ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель бюджетных средств. В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно п. 100 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, МВД России, как главный распорядитель бюджетных средств, выступает от имени казны лишь в случае установленной совокупности обстоятельств:

1)в судебном разбирательстве установлен вред, причиненный физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности;

2)установлены денежные обязательства подведомственных ему получателей
бюджетных средств.

Полагаем, что в случае признании судом факта причинения истцу вреда, его возмещение следует осуществлять за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России, а не с МВД России как главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные иди физические страдания, причиненные действиями (бездействием) посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как следует из разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Полагаем, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ему морального вреда, а также не аргументирован его размер. Кроме того, не доказано наличие причинно-следственной связи между условиями содержания в ИВС и возможными нравственными и физическими страданиями.

В связи с вышеизложенным, Межмуниципальный отдел МВД России «Шарьинский» считает, что исковые требования Чечурова А.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме (л.д.14-20).

В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что МО МВД России «Шарьинский» не согласен с предъявленными исковыми требованиями Чечурова А.В. в полном объеме, по основаниям указанным в письменных возражениях, считает требования Чечурова А.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Достоверно установлено, что гражданин Чечуров А.В. действительно содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» в 2011, 2012, 2014, 2018, 2019, 2020 гг., что подтверждается справкой о периодах его содержания. До 2010 г. информация по содержащимся лицам в ИВС МО МВД России «Шарьинский» отсутствует.

Новый ИВС был принят в эксплуатацию в 2006 года, строился в соответствии с техническими нормами и принят был, соответствовал всем техническим нормам.

Согласно технического паспорта в ИВС МО МВД России «Шарьинский» (2006 года постройки) расположены десять камер, общая вместимость рассчитана на 21 человека. . Здание ИВС имеет водопровод, канализацию, отопление, вентиляцию, электроснабжение, душ, санузел, раковину. Есть зона для прогулок, прогулки предусмотрены, зона огорожена забором. Также предусмотрена помывка, в камерах душа нет, но он имеется отдельно в здании ИВС.

В каждой камере ИВС имеется окно, которое можно самостоятельно открыть, на всех проемах окон камер с наружной стороны установлены металлические решетки, обеспечивающие доступ естественного освещения в соответствии с санитарными нормами. Камеры имеют естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламп. Освещенность помещений ИВС соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В ИВС имеется рабочее электрическое и аварийное освещение.

С доводами истца о том, что в ИВС выдавали матрацы старого образца и рваные простыни, не согласна, т.к., согласно накладных на приемку материальных ценностей из ФКУ «ЦХ и СО УМВД России по Костромской области» в ИВС МО МВД России «Шарьинский» ежегодно поступают: матрацы, простыни, подушки, наволочки, одеяла, полотенца вафельные, полотенца махровые и другой инвентарь, что подтверждается накладными.

Также, ежегодно МО МВД России «Шарьинский» заключаются государственные контракты на предоставление услуг по стирке белья в прачечной для нужд ИВС. Данная услуга согласно контракта, предоставляется ежемесячно.

Сотрудники изолятора временного содержания выдают постельные принадлежности подозреваемым и обвиняемым надлежащего вида.

Подозреваемые и обвиняемые имеют возможность пользоваться своими постельными принадлежностями и средствами личной гигиены, также имеют право получать их в посылках и передачах.

В материалы дела представлены акты измерения температурного режима в камерах ИВС, создавали комиссию, измеряли дважды, при норме 20 градусов, в камерах от 22 до 25 градусов, даже жарко, открывают окна, температурный режим соответствует номам. Горячего водоснабжения в камерах нет, но по требованию выдается, можно даже постирать.

В исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в камерах имеются тараканы, крысы и другие живности. С данными доводами не согласны, т.к. в ИВС МО МВД России «Шарьинский» ежеквартально проводится дератизация и санобработка помещений, что подтверждается государственными контрактами о предоставлении услуг дератизационной обработки помещений ИВС МО МВД России «Шарьинский». В камерах чисто, никаких посторонних животных нет.

В каждой камере имеется отдельный санитарный узел, высота перегородки санитарного узла во всех камерах составляет не менее 1 метра (от 1 м. 30 см до 1м.35 см от пола санитарного узла), что подтверждается актом замера фактической высоты перегородок в санитарных узлах камер ИВС МО МВД России «Шарьинский» от 10.03.2022 г.

Хотелось бы отметить, что согласно п. 17.16 Свода правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введённой в действие 01.07.1995 г. унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторов временного содержания необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. Кроме того, в правилах не содержится каких-либо ограничений или же требований о способе установки унитаза, кроме как о том, что унитаз должен размещаться в отдельной кабине с дверью, открывающейся наружу, а кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. Также не содержится и требований о том, что высота перегородки должна замеряться от верхней части унитаза. Никаких ведер вместо унитаза в камерах нет.

Камеры находятся на первом этаже здания изолятора временного содержания, оборудованы: окнами, одноярусными или двухъярусными кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей, санитарным узлом (с соблюдением условий приватности, а именно кабинкой с дверью, открывающейся наружу, высотой не менее метра от пола санитарного узла), краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, урной для мусора, кнопкой для вызова дежурного, радиодинамиком, светильником дневного и ночного освещения, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, также в камерах имеется вытяжная вентиляция, которая исправно работает (п. 45 Правил №950).

В соответствии со ст. 23 Закона подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случаи отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум - мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Ведение журнала учета выдачи постельных принадлежностей и средств личной гигиены не предусмотрен нормативными правовыми актами.

В соответствии с си. 22 Закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием, меню разработано в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 205, 275. Жалоб от Чечурова А.В., во время его содержания не поступало.

Считает, что права Чечурова А.В. никоим образом нарушены не были, все требования содержания в ИВС соответствуют нормативам.

Полагает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о причинении ему морального вреда, а также не аргументирован его размер. Кроме того, не доказано наличие причинно-следственной связи между условиями содержания в ИВС и возможными нравственными и физическими страданиями.

В связи с вышеизложенным, Межмуниципальный отдел МВД России «Шарьинский» считает, что исковые требования Чечурова А.В. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определением суда от 14 марта 2022г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области (л.д.33)

Управление федерального казначейства по Костромской области представляющее интересы Министерства финансов РФ своего представителя в судебное заседание не направило. Извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представило в суд письменное ходатайство просило провести судебное разбирательство без участия их представителя (л.д.96)

Из представленного суду письменного отзыва следует, что, ознакомившись с исковым заявлением Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, не признаёт заявленные требования в полном объёме по следующим: основаниям.

1. Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по указанному делу.

В соответствии с положениями статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания" не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, но лишь в том случае, если в соответствии с пунктом, 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В пункте 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержится прямое указание в отношении всех уровней власти о том, что от имени Российской: Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности выступает в суде соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования,

Согласно пункта 11 подпункта 100 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 №> 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета,

Данным Указом на Министерство финансов Российской Федерации не возложена ответственность по обеспечению условий содержания задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания.

2, По общему правилу для наступления ответственности за вред, причинённый государственным органом и его должностным лицом необходимо наличие состава правонарушения:1) наличие вреда и подтверждение его размера;2) противоправность поведения; 3) вина; 4)причинно-следственная. связь между наступлением вреда и противоправностью поведения. Отсутствие одного из условий влечёт за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с пунктом 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1.0 от 20 декабря 1994 года под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользованием своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Вместе с тем, доказательств, подтверждающих несоответствие условий: содержания в КПЗ и ИВС МО МВД России «Шарьинский» в периоды 2000, 2001, 2007 и 2009 годов истцом: не представлено.

Меры, связанные с лишением лица свободы, зачастую включают в себя элемент неизбежного страдания или унижения. При этом на государство возложена обязанность предоставить гарантии того, что условия: содержания лица под стражей, будут совместимы с уважением его личного достоинства, что способы и средства исполнения указанных мер не будут подвергать его душевным страданиям или лишениям в той степени, которая превышает неизбежный уровень страданий, свойственных лицу, содержащемуся под стражей. Условия содержания в КПЗ и ИВС не являются настолько неудовлетворительными, чтобы приравниваться к нарушению прав осуждённого.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации, морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий. Характер физических и нравственных страданий оценивается с учётом фактических обстоятельств, при которых, был причинён вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. При определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области считает, что основания для компенсации морального вреда отсутствуют, т.к. не доказана противоправность поведения причинителя вреда и причинная, связь между неправомерными действиями ответчика и наступившим вредом.

С учётом изложенного, полагаем, что требования истца не обоснованы, просим в исковых требованиях отказать в полном объёме (л.д.94-95).

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен начальник ИВС МО МВД России «Шарьинский» С.Д.Н. который пояснил суду, что ежегодно МО МВД России «Шарьинский» заключает государственные контракты по предоставлению услуг по стирке белья в прачечной для нужд ИВС. Сотрудники ИВС выдают белье надлежащего качества, белье приходит чистое, в сложенном виде, если имеется какая-то рваность, по требованию белье заменяется. Каждые 7 дней помывка и замена постельного белья.

Тараканов, крыс нет, под другой живностью истец может подразумевать вшей, но мы за этим также строго следим, такого не бывает. В ИВС МО МВД России «Шарьинский» ежеквартально проводится дератизация и санобработка помещений, что подтверждается государственными контрактами о предоставлении услуг дератизационной обработки помещений ИВС МО МВД России «Шарьинский». В камерах чисто, никаких посторонних животных нет. Мы это контролируем, нас проверяет наша прокуратура, и даже областная.

В камерах установлены камеры видеонаблюдения расположеные над санузлом, чтобы была соблюдена приватность, данную зону видеокамера не охватывает, только зону, где расположены кровати, стол, скамейки. Есть также «мертвые» зоны, где по видеокамере нет обзора, гражданин подошел к двери, и его уже не видно, часто приходится постовому подходить к дверям и просить выйти из данной зоны в видимость.

Окна в камерах, открываются, можно их самостоятельно открыть. Даже по требованию они открывают окна для проветривания, что зимой, что летом. Зимой возможно небольшое намерзание, но все равно окна открываются и закрываются.

Уборку в камерах производят сами подозреваемые и обвиняемые. Также присутствует человеческий фактор, кто-то очень чистоплотный, кто-то нет. Кто-то прибирается два раза в день, утром и вечером, кто-то раз в два дня.

Предусмотрены прогулки 1 раз в день, не менее часа, в соответствии с графиком. Но бывают пожелания, некоторые просят с утра вывести на прогулку, некоторые после обеда, пожелания учитываются.

Освещение в камерах естественное и искусственное. В камере имеется два окна, примерно 600 на 500 мм. Искусственное освещение - по 1-2 фонаря в камере, они закупались целенаправленно, антивандальные, сколько они дают света, я не могу сказать. Помимо дневного освещения, есть еще и ночное, оно тусклое, но видно, бывает включают и дневное и ночное освещение, чтобы было посветлее. После 22 часов отдых до 6 утра, свет гасится, радиоточки выключаются, чтобы люди отдыхали.

Они составляют заявки в Кострому, и по мере надобности им поставляют необходимые принадлежности: матрацы, подушки, одеяла, простыни, одеяла. При поступлении в ИВС человека ему сразу выдается матрац, подушка, постельное белье. Можно даже выбрать матрац, потому, что они находятся не в камерах, а в специальном посещении, и некоторые сами выбирают, а то и два берут, если имеется такая возможность. Сейчас вообще пришли новые матрацы, которые не сворачиваются, они жесткие.

Матрацы, которыми невозможно использовать по назначению не выдаются. Если матрац имеет какие-то рваность, то есть возможность что-то спрятать. А при каждом утреннем и вечернем обходе проводится обыск в камере и если рваность есть, то придется весь матрац обыскивать. Нам выгоднее, чтобы все было целиковое, иначе придется больше обысковых мероприятий проводить.

В целях безопасности, с кроватей убрана пружинная сетка, чтобы ее нельзя было распустить и как-то использовать, вместо нее сделаны металлические пластины 5х5 либо 7х7, точно не могу сказать, возможно, истцу казалось, что матрац туда проваливался, но никто еще не жаловался, никто не проваливался.

Отопление в ИВС централизованное, тепла дается сколько положено. Он в то время когда Чечуров А.В. находился в ИВС, не замерял, был в командировке. Но последние замеры показали в среднем 24 градуса, довольно таки тепло. Камеры почти все одинакового размера, температура в них также в среднем одинаковая. Некоторым даже предлагаем взять с собой куртку, все разные, кто-то любит тепло, кто-то попрохладней, некоторые берут 2 одеяла, не возбраняется.

Средства гигиены выдаются по требованию, если нет своего, то зубные щетки, одноразовые бритвенные станки для мужчин, средства гигиены для женщин, туалетная бумага, мыло, все предоставляется, но почти все со своими принадлежностями, даже постельное белье можно свое, только вместо пододеяльника - две простыни. Даже можно постирать, в камере только холодная вода, но горячую воду они дают, тазики, порошок, все по требованию предоставляем.

Подтверждает, что в камерах ИВС имеется водопровод, канализация, отопление, вентиляция, электроснабжение, санузел. В камерах душа нет, но раз в 7 дней помывка.

Видеокамера, как он уже говорил, расположена именно над санузлом, чтобы сохранить приватность, если они ее поставят в другое место, то, как раз санузел тоже будет просматриваться. В санузле есть дверь, перегородки. Когда он в 2011 году пришел работать в ИВС заместителем начальника, они переделывали камеры, подводили под 4 кв.м. на содержащегося, убирали кровати в некоторых камерах, и делали приватность санузла, устанавливали перегородки. Содержащиеся даже говорили раньше, когда были жалобы по старому еще ИВС, что, санузел, как театр, то они на сцене находятся, то они зрители, теперь кто бы ни был зрителем, уже ничего не видно в «театре».

Он помнит, что Чечуров А.В. содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» в 2012-2013 гг. Сам Чечуров неоднократно обращался с заявлением дать информацию по его содержанию с 2000 года, но так как журналы хранятся в течение 10 лет. Он до 2011 года не мог дать ему информацию, после 2011 года информацию они давали, она должна быть в материалах дела.

По старому ИВС ничего пояснить не может. Он в нем не работал. Сейчас они работают по 140 приказу и 950 внутреннему приказу, где прописано, чем и как оборудуются камеры ИВС, ранее,

Он помнит, что Чечуров А.В. содержался в ИВС в качестве подозреваемого по ст. 228 УК РФ, так же в административном порядке отбывал наказание, жалоб не было. Все содержащиеся могут высказать претензии на содержание в письменной форме, что они и делают. Часто они им не доверяют, думают, что если они напишут письмо, то они ему не дадим ходу. Но, все их письма регистрируются, и через секретаря направляются куда требуется. Если есть заявление в прокуратуру или в суд, то оно запечатывается, и он не имеет права даже вскрыть его. Также, их проверяют сотрудники прокуратуры, они вместе ходят по камерам, и спрашивают о наличии жалоб, ходатайств, писем. Содержащиеся могут устно или письменно ежедневно заявить о своих претензиях.

Считает, что при содержании Чечурова А.В. в ИВС, его права и законные интересы не нарушались. Все содержатся в равных условиях, и никто не жаловался, один он. Все, что положено по нормам, им выдавалась, выполнялось.

Выслушав мнение представителя ответчика Петровой Н.А., свидетеля С.Д.Н., исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17). Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21).

Согласно ст.3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, при этом под унижающим достоинство обращением и наказанием понимаются, в частности, ненадлежащие условия содержания под стражей.

Согласно п. 10 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, принятых в г. Женеве 30.08.1955 все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.

В силу статьи 1069 ГК Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ответственность по ст. 1069 ГК Российской Федерации наступает на общих основаниях, предусмотренных ст. 1064 ГК Российской Федерации, но при наличии изложенных в данной статье специальных условий.

Таким образом, ответственность за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами, наступает при наличии совокупности условий: противоправности действий (бездействия) государственного органа или его должностных лиц, наступившего вреда (убытков), причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и наступившим вредом, а также вины причинителя вреда, поскольку статьей 1069 ГК Российской Федерации не предусмотрено возмещения вреда при ее отсутствии.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам гражданина относится жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред(физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Положениями ст. 1101 ГК РФ установлено, что компенсация морального вредаосуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вредаопределяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вредав случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее ФЗ"О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказами МВД РФ от 22.11.2005г. N950.(далее Правила №950)

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 4 ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел в соответствии со статьей 7 ФЗ "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" являются одним из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.

Согласно части первой статьи 13 названного закона подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Согласно части первой статьи 16 приведенного закона подозреваемые, и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными данным законом и иными федеральными законами. В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (статья 15 этого закона).

Из ст. 23 ФЗ"О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". следует, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 Правил №950 в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - ИВС) устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителя - начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС (далее - администрация ИВС) (пункт 3 Правил).

Положениями п.42, 45, 47, 130 Правил №950 установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Суд считает установленным, что Чечуров А.В. содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» с 19.04.2011г по 28.04.2011г.; с 13.05.2011г. по 24.05.2011г.; с 28.05.2011г. по 09.06.2011г.; с 11.06.2011г. по 16.06.2011г.; с 03.07.2011 г. по 07.07.2011г.; с 24.07.2011. г. по 26.07.2011г., с 21.08.2011г. по 25.08.2011г.; с 11.09.2011г. по 22.09.2011г.: с 26.09.2011г. но 06.10.2011г., с 15.30.2011г. по 23.10.2011г.; с 20.11.2011г. по 24.11.2011г.; с 26.05.2012г. по 31.05.2012г., с 16:30 13.02.2014г. по 20:20 13.02.2014г.; с 25.05.2014г. по 07.06.2014г.; с 09.08.2018г. по 15.08.2018г,: с 19.09.2019г. по 24.09.2019г.; с 29.09.2019г. по 08.10.2019г.; с 27.10.2019г. по 30.10.2019г.; с 27.11.2019г. по 06.12.2019г.; с 18.12.2019г. по 26.12.2019г.; с 23.01.2020г по 02.02.2020г.; с 09.02.2020г по 13.02.2020г.; с 13.05.2020г по 17.05.2020г.; с 20.06.2020г по 29.06.2020г., что подтверждается информацией предоставленной 26.01.2022г. МО МВД России «Шарьинский» (л.д.4).

В соответствии с представленной МО МВД России «Шарьинский» информации и выписки из журнала ИВС подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Шарьинский» книги учета лиц содержащихся в ИВС за 2000-2010г.г. уничтожены в соответсвии с требованиями МВД России от 30.06.2012г. №55 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. С указанием сроков хранения». Согласно которых срок хранения документов составляет 10 лет. Следовательно, подтвердить периоды содержания в ИВС МО МВД России «Шарьинский» Чечурова А.В. в 2000г., 2001г., 2007г. и 2009г. не представляется возможным (л.д.89)

В судебном заседании начальник ИВС МО МВД России «Шарьинский» С.Д.Н.подтвердил, что Чечуров А.В. действительно содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» с 2011г. Информация о нахождении Чечурова А.В. в ИВС до 2011г. отсутствует, не сохранилась.

Суд считает установленным, что доказательств подтверждающих, что в период с 2000 г. по 19.04.2011г. Чечуров А.В. как он утверждает в своем исковом заявлении, содержался в ИВС МО МВД России «Шарьинский» суду представлено не было.

В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Сами по себе нарушение личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на его нематериальные блага не служат безусловными и бесспорными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда, и обязательным условием удовлетворения названных требований. Таким основанием является именно факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. Исходя из этого, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при разрешении настоящего дела, являлся факт причинения истцу реальных физических и нравственных страданий теми условиями содержания, на которые он ссылался в обоснование исковых требований.

В силу ст.56 ГПК РФкаждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Факт причинения истцу реальных физических и нравственных страданий теми условиями содержания, на которые он ссылается в обоснование исковых требований в силу ст.56 ГПК РФподлежат доказыванию истцом. Из содержания ст. 196 ГПК РФ следует, что решение по гражданскому делу принимается судом на основании оценки доказательств по делу, представленных сторонами.

Таким образом, факт причинения истцу реальных физических и нравственных страданий теми условиями содержания, на которые он ссылался в обоснование исковых требований в силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ подлежит доказыванию истцом.

Согласно ст. 67 ГПК РФсуд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В обоснование исковых требований истец заявил о том, что в ИВС МО МВД России «Шарьинский» матрасы старого образца, слежавшиеся, простыни рваные, в камерах закрыто отопление - холодно, окна распухшие от влаги, не закрываются, отсутствует приватность- видеокамеры установлены прямо над санузлом, сан-узел не закрыт перегородкой до потолка, горячей воды нет, в решетку на кровати проваливается матрас, тараканы, крысы, другие животные, окно маленькое и его невозможно открыть.

Из представленных по делу доказательств, следует, что обстоятельства, положенные истцом в обоснование исковых требований, не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства. И опровергаются исследованными судом доказательствами.

Суд считает установленным, что административное здание ИВС МО МВД России «Шарьинский» введено в эксплуатацию 12.09.2006 г., согласно разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2006 г.(л.д.23)

В ходе строительства здания ИВС МО МВД России «Шарьинский» расположенного по адресу: АДРЕС, 07.09.2006 г. получено положительное заключение Инспекции государственного строительного надзора Костромской области на вышеуказанный объект капитального строительства, согласно которому установлено, что работы по предъявляемому к приемке объекту выполнены в соответствии с разрешительными документами, требованиями технических регламентов и проектной документации, действующими нормами государственных органов и готов к использованию по назначению (л.д.24-28).

При проектировании и строительстве административного здания ИВС МО МВ России «Шарьинский» в том числе применялся и Свод правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД Росси введённой в действие 01.07.1995 г.

Из представленных суду доказательств следует, что условия содержания истца в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) соответствуют требованиям Федерального закона РФ от 15.07.1995г. №103-ФЗ «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ФЗ №103 от 15.07.1995г.), Правилам внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. №950. (Правила №950)

Согласно экспликации к плану строения и поэтажного плана на здание ИВС МО МВД России «Шарьинский» расположенного по адресу: АДРЕС так же пояснений представителя ответчика в здании ИВС расположены десять камер, расположены десять камер, общая вместимость рассчитана 21 человека: 1 Здание изолятора временного содержания имеет: водопровод, канализацию, отопление вентиляцию, электроснабжение, душ. В каждой камере имеются окна, раковина, санитарный узел (л.д.21,22).

Согласно разрешения на ввод в эксплуатацию ИВС в здании имеется отопление, водопровод, канализация, электричество (л.д.23)

Из пояснений начальника ИВС МО МВД России «Шарьинский» С.Д.Н. следует, что в здание изолятора временного содержания имеются водопровод, канализация, отопление, вентиляция, электроснабжение, душ. На территории изолятора временного содержания имеется двор для прогулок.

Суд считает установленным, что в соответствии с требованиями Федерального закона №103 от 15.07.1995г., "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС соблюдаются норма санитарной площади, 4 кв. метра на одного человека.

Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Из пояснений представителя ответчика следует, что камеры находящиеся на первом этаже здания изолятора временного содержания оборудованы: окнами, одноярусными или двухъярусными кроватями, столом, скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей, санитарным узлом (с соблюдением условий приватности, а именно кабинкой с дверью, открывающейся наружу, высотой не менее метра от пола санитарного узла), краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, урной для мусора, кнопкой для вызова дежурного, радиодинамиком, светильником дневного и ночного освещения, тазами для гигиенических целей и стирки одежд, также в камерах имеется вытяжная вентиляция, которая исправно работает, что соответствует требованиям п. 45 Правил №950.

Истец Чечуров А.В. в своем заявлении ссылается, на то, что в ИВС матрасы старого образца, слежавшиеся, простыни рваные.

Однако доказательств подтверждающих указанные обстоятельства суду истцом представлено не было.

Согласно п.43 Правил №950 подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального использования: спальным местом, постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (2 простыни, наволочка), полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами (миска, кружка, ложка) на время приема пищи.

Согласно представленных суду накладных на отпуск материальных ценностей от 05.11.2020г., от 28.04.2020г., от 14.02.2020г., от 24.01.2020г. от 21.03.2019г, от 10.08.2018г., от 27.06.2017г., от 12.09.2017г., ИВС МО МВД России «Шарьинский» ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Костромской области» обеспечено матрацами одинарными ватными, подушками, полотенцами вафельными, полотенцами махровыми, одеялами ведомственного серого цвета, наволочками, простынями, зубной пастой, зубными щетками, станками для бритья одноразовыми, средствами личной гигиены для женщин, туалетной бумагой, хозяйственным мылом, туалетным мылом, универсальным чистящим средством, жидким средством для мыться посуды, мисками алюминиевыми, ложками столовыми, кружками алюминиевыми, светильниками светодиодными, щетками для подметания (л.д.44, 45, 46, 47,48, 49,50,51)

Судом так же были исследованы государственные контракты от 08.12.2020г., от 02.12.2019г., от 05.02.2019г. от 15.06.2018г.заключенный МО МВД России «Шарьинский» и ИП П.С.А. на оказание услуг по стирке белья в прачечной для нужд изолятора временного содержания МО МВД России «Шарьинский» (л.д.66-70,71-72,73-75,76-78)

В силу ст.25 ФЗ №103 от 15.07.1995г. подозреваемые и обвиняемые имеют возможность пользоваться своими постельными принадлежностями и средствами личной гигиены, также имеют право получать их в посылках и передачах (ст. 25 ФЗ от 15.07.1995г., от 15.07.1995г.).

Из пояснений начальника ИВС М МВД России «Шарьинский С.Д.Н. следует, что при поступлении в ИВС гражданин обеспечивается постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом, которыми они обеспечении в достаточном количестве. По желанию и при наличии возможности по просьбе лица ему может быть выдано и два матраца, либо два одеяла. Качество постельных принадлежностей надлежащее. Рваные матрацы, для избежания необходимости неоднократных проверок на предмет хранения в них запрещенных предметов из употребления изымаются, как и порванные простыни. Замена может быть произведена по заявлению лица о необходимости такой замены сотруднику ИВС. Кроме этого Чечуров А.В. мог пользоваться и личным бельем, что некоторые и делают. По мере необходимости постельное белье передается в стирку.

При указанных обстоятельствах суд полагает установленным, что доказательств подтверждающих, что в ИВС МО МВД России «Шарьинский» имеются матрацы старого образца слежавшиеся, и рваные простыни, на что указывает Чечуров А.В. в своем исковом заявлении, суду представлено не было.

В соответствии со ст. 22 ФЗ №103 от 15.07.1995г. подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил.

В подтверждение представителем ответчика суду были представлены государственные контракты от 18.01.2018г., от 18.11.2019г. заключенный МО МВД России «Шарьинский» и ООО Л. на оказание услуг по обеспечению горячим питанием лиц содержащихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых и комнате задержанных в административном порядке МО МВД России «Шарьинский» и спецификация к контракту (л.д.52-54,55-61,62-65)

Согласно п.47 Правил №950 не реже одного раза в неделю подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания, предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 мин.

Подозреваемые и обвиняемые имеют возможность пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

В судебном заседании возможность помывки и прогулки, содержащихся в ИВС лиц подтвердил и начальник ИВС С.Д.Н.

В своем исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» имеются тараканы, крысы и другие животные.

Доказательств подтверждающих указанные обстоятельства суду представлено истцом не было.

Будучи не согласна с доводами истца, представитель ответчика представила суду государственные контракты от 29.01.218г. и., от 05.02.2019г. на оказание услуг по дератизационной обработке помещения ИВС МО МВД России «Шарьинский» оказываемых ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Костромской области в Мантуровском районе» и государственный контракт от 11.12.2019гзаключенные МО МВД России «Шарьинский» и ФГБУ на оказание услуг по проведению дератизации, а ИВС МО МВД России «Шарьинский» (л.д.79-82,83-85, 86-88)

В своем исковом заявлении Чечуров А.В. указывает, что в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» отсутствует приватность: видеокамеры установлены прямо над санузлом, который не закрыт перегородкой до потолка.

Согласно п. 17.16 Свода правил 12-95 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России, введённой в действие 01.07.1995 г. унитазы и умывальники в камерах, карцерах, изоляторов временного содержания необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла. Кроме того, в правилах не содержится каких-либо ограничений или же требований о способе установки унитаза, кроме как о том, что унитаз должен размещаться в отдельной кабине с дверью, открывающейся наружу, а кабина должна иметь перегородки высотой 1 м от пола санитарного узла.

Согласно акта замеров фактической высоты перегородок в санитарных узлах камер ИВС МО МВД России «Шарьинский» произведенных комиссией 10 марта 2022г. высота перегородок в камерах ИВ С МО МВД России «Шарьинский» от пола составляет от 1 метра 30 см. до 1 метра 35 см.(л.д.41).

Таким образом, можно сделать вывод, что высота перегородок в санитарных узлах в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» соответствуют требование технических регламентов. Условия приватности при посещении туалета соблюдены - туалет отгорожен от жилой зоны перегородкой не ниже 1,30 метра в соответствии с действующими требованиями. В каждом санитарном узле имеется дверь.

Кроме этого Чечуров А.В. в обоснование отсутствия приватности в камерах ИВС указывает в своем иске, что в камерах установлены видеокамеры прямо над санузлом.

Допрошенный в судебном заседании начальник ИВС МО МВД России «Шарьинский» С.Д.Н. подтвердил, что камеры ИВС действительно оборудованы видеокамерами, которые установлены над санузлами, что делает невозможным наблюдение за лицом находящимся в санузле. Помещение видеокамеры в ином месте наоборот делала бы возможным наблюдение за действиями лица находящегося в санузле, что нарушало, был приватность.

Суд считает установленным, что туалет в камерах, где находился истец, предназначался исключительно для лиц мужского пола, т.е. одного пола с истцом. Наличие у истца индивидуальных особенностей к осуществлению санитарно-гигиенических процедур по возрасту либо по состоянию здоровья не установлено, истцом не заявлено.

В соответствии с требованиями п.п. 412, 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07 марта 2006 г. № 140дсп на всех проёмах окон камер с наружной стороны установлены металлические решётки, обеспечивающие доступ естественного освещения в соответствии с санитарными нормами. Камеры имеют естественное освещение, а также искусственное с использованием электроламп. Освещённость помещений ИВС соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В ИВС имеется рабочее электрическое и аварийное освещение.

В каждой камере ИВС имеется окно, которое можно самостоятельно открыть содержащимся в камере лицам.

С.Д.Н. в судебном заседании так же пояснил, что наличие горячей воды в камерах ИВС не предусмотрено, но по просьбе находящихся в камере лиц горячая вода может быть им предоставлена сотрудниками.

Жалобы Чечурова А.В. на холод, низкую температуру в камерах ИВС опровергается представленными суду представителем ответчика двумя актами измерения температурного режима в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» от 30.03.2022г.согласно которого температура колеблется от + 22 градусов до + 26 градусов, и от 07.04.2022г. согласно которого температура в камерах ИСВ составляет от +23 градусов до +27 градусов (л.д. 42-43).

Согласно установленным нормативам благоприятная для здоровья температура в жилых комнатах составляет в холодное время года 18 - 24 градуса, а в теплый период года 20 - 28 градусов.

При отсутствии доказательств подтверждающих, что температурный режим в камерах ИВС был нарушен, суд полагает, что температурный режим в ИВС МО МВД России «Шарьинский» соответствует установленным требованиям.

Из приведенных выше правовых норм следует, что условиями, порождающими обязательства по возмещению морального вреда, являются незаконность действий (бездействий), посягательство данными действиями на личные неимущественные права потерпевшего, наличие вреда и доказанность его размера, причинная связь между действием (бездействием) и наступившим результатом (причинение вреда).

Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

При этом суд учитывает, что истцы по требованию о компенсации морального вреда не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для дела, и в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличия обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению морального вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий, переживаний.

Доказательств наличия нарушений при его содержании в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский» истцом Чечуровым А.В. суду представлено не было.

Доказательств подтверждающих, что истец Чечуров А.В. за период содержания его в ИВС МО МВД России «Шарьинский» обращался с жалобами, заявлениями по условиям содержания, к руководству учреждения, в надзорные органы суду представлено не было.

Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты.

Доказательств содержания Чечурова А.В. в ИВС МО МВД России «Шарьинский» в период с 2000г. по 19.04.2011г. суду представлено не было, а доказательствами исследованными судом не нашло своего подтверждения. Поэтому утверждения истца о причинении ему морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС МО МВД России «Шарьинский» в период с 2000г. по 19.04.2011г. суд считает не обоснованным.

Чечуровым А.В. не приведены доводы о перенесенных им в этой связи физических и нравственных страданиях высокой степени, свидетельствующие наступивших для него неблагоприятных последствиях. Нахождение под стражей не может не сопровождаться определенными ограничениями и их наличие не является безусловным основанием к взысканию компенсации морального вреда.

Конституционный Суд РФ в своих определениях (от 16.10.2003 N371-0, от 19.07.2007 года N480-0-0, от 20.03.2006 года N162-0-0) указал, что в любом случае лицо, совершающие умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть, такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе, в правах на неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, свободы передвижения.

Содержание Чечурова А.В. в ИВС при установленных судом обстоятельствах не указывает на жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с ним, доказательств того, что истец содержался в ИВС в условиях, нарушающих его права и законные интересы, а также в условиях, которые бы свидетельствовали о каких- либо негативных последствиях содержания в ИВС, истцом не представлено.

На основании изложенного, суд считает необоснованными доводы истца о том, что условия содержания в ИВС МО МВД России «Шарьинский» были ужасные и не пригодные человеческому нахождению в камере. В связи с чем, требования Чечурова А.В. о взыскании компенсации морального вредаудовлетворению не подлежат, так как факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий, судом не установлен.

При этом суд отмечает, что сам процесс содержания лица под стражей законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей в ИВС, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание лица под стражей в изоляторе временного содержания соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

В этой связи содержание лица под стражей в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, а, следовательно, не порождает у лица, содержащегося под стражей, право на компенсацию морального вреда.

В ст. 1100 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда, в котором отсутствуют основания для взыскания компенсации морального вреда, причиненного нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы.

Доказательств, опровергающих представленные учреждением данные о соблюдении установленных требований, в том числе и условий приватностипри пользовании туалетом в камерах ИВС МО МВД России «Шарьинский», а также доказательств физических и нравственных страданий в связи с приведенной выше организацией работы ИВС истцом не представлено. Нарушений каких - либо правовых норм в деятельности ИВС МО МВД России когда там содержался Чечуров А.В. не установлено.

На основании изложенного суд считает исковые требования Чечурова А.В. к МО МВД России «Шарьинский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Чечурова А.В. к МО МВД России «Шарьинский» и Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Костромской области о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                               О.В. Игуменова

Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2022г.

2-233/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чечуров Андрей Владимирович
Ответчики
МО МВД России Шарьинский
Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области
Суд
Шарьинский районный суд Костромской области
Судья
Игуменова О.В.
Дело на странице суда
sharinsky.kst.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
09.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.03.2022Предварительное судебное заседание
13.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Судебное заседание
18.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее