дело №2-625/19
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 марта 2019 года город Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Твердова Р.Р’.
при секретаре Паас В.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красюковой О.Н. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Красюкова О.Н. обратилась в Туапсинский районный суд с иском к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, мотивировав тем, что она является собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, принадлежащего ей на праве аренды на основании договора об уступке прав от 01.02.2016 года по договору аренды земельного участка №0000004010 от 10.12.2015 года, собственником которого является субъект РФ – Краснодарский край, истец обратилась к ответчику с заявлением о приобретении в собственность за плату земельного участка, в чем ей отказано решением от 11.01.2019 года в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о правах на объект недвижимости на испрашиваемом земельном участке, вид разрешенного использования земельного участка не соответствует целям, указанным в заявлении, в соответствии с законом земельный участок находится в границах второй санитарной зоны охраны курортов Туапсинского района и не подлежит приватизации в силу ч.5 ст.27 ЗК РФ, земельный участок с кадастровым номером № не ограничен в обороте, ввиду чего в предоставлении за плату земельного участка отказано незаконно.
В судебном заседании представитель истца Красюковой О.Н., действующий по доверенности Красюков С.В., исковые требования поддержал, пояснил, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте, смежные земельные участки проданы ответчиком арендаторам земельных участков. Просит признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.01.2019 года №52-284/19-33-24 в предоставлении в собственность за плату Красюковой О.Н. земельного участка с кадастровым номером №, обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Красюковой О.Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующая РїРѕ доверенности Сергиенко Р.Р“., РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признала, возражала против удовлетворения РёСЃРєР°, пояснила, что производство РїРѕ делу подлежит прекращению так как дело подлежит рассмотрению Рё разрешению РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ РљРђРЎ Р Р¤, Красюковой Рћ.Рќ. отказано РІ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РІРёРґ разрешенного использования земельного участка РЅРµ соответствует наименованию расположенного РЅР° земельном участке объекта недвижимости, целям использования земельного участка, адрес земельного участка РЅРµ соответствует адресу расположенного РЅР° нем объекта недвижимого имущества, земельный участок СЃ кадастровым номером в„– расположен РІ границах второй Р·РѕРЅС‹ санитарной охраны курортов Туапсинского района, РІ территориальной жилой Р·РѕРЅРµ РІ РїРѕРґР·РѕРЅРµ (Р–6) «Зона жилой курортной застройки», РІ водоохранной Р·РѕРЅРµ, РІ границах населенного пункта РІ функциональной Р·РѕРЅРµ рекреационного жилья, РЅР° территории, подверженной СЂРёСЃРєСѓ возникновения чрезвычайных ситуаций РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ Рё техногенного характера, использование земельных участков РІ границах второй Рё третьей Р·РѕРЅ санитарной (горносанитарной) охраны ограничивается РІ соответствии СЃ законодательством РѕР± РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях, отчуждению РЅРµ подлежат земельные участки РІ составе земель РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Рё объектов, земельный участок ограничен РІ обороте Рё РЅРµ может быть предоставлен РІ собственность. РџСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, истец Красюкова О.Н. является собственником индивидуального жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, категории земель: земли населенных пунктов, принадлежащего ей на праве аренды на основании договора об уступке прав от 01.02.2016 года по договору аренды земельного участка №0000004010 от 10.12.2015 года, собственником которого является субъект РФ – Краснодарский край, срок действия договора аренды до 10.11.2052 года.
04.12.2018 года заявление представителя истца о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату возвращено для устранения замечаний.
11.01.2019 года представителю истца в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельного участка в собственность за плату отказано по причине того, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, земельный участок испрашивается для эксплуатации жилого дома, а вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации существующего пансионата, земельный участок расположен в границах второй зоны санитарной охраны курортов Туапсинского района, что препятствует приватизации земельного участка, приобретение занимаемого строением земельного участка может быть реализовано в том размере, который определяется площадью застройки, необходимой для его использования.
Частью 2 ст.15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.6 ч.2 ст.39.3, ч.1 ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
Статья 39.17 ЗК РФ регламентирует порядок предоставления, находящегося в публичной собственности земельного участка без проведения торгов.
Согласно ч.5 ст.39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст.39.16 ЗК РФ.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу ч.6 ст.39.16 ЗК РФ основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка является обращение за приватизацией земельного участка, изъятого из оборота или ограниченного в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно ч.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Статьей 94 ЗК РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом от 14.03.1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 года №1098 «О курортах краевого значения» курортам Туапсинского района в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 года №41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» курорт краевого значения определяется как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органов государственной власти Краснодарского края; курортный регион (район) определяется как территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горносанитарной) охраны; округ санитарной (горно-санитарной) охраны - особо охраняемая территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебнооздоровительной местности, курорта, курортного региона (района).
Согласно ст.ст. 4, 6, 14 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 года №41-КЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края» на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района.
К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится, в том числе, установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, согласованных в установленном порядке.
Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, курорты Рё РёС… земли являются РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемыми объектами Рё территориями. РС… охрана осуществляется посредством установления РѕРєСЂСѓРіРѕРІ санитарной (РіРѕСЂРЅРѕ-санитарной) охраны. Разработка проектов РѕРєСЂСѓРіРѕРІ санитарной (РіРѕСЂРЅРѕ-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей Рё курортов краевого Рё местного значения производится организациями РїРѕ заданиям заказчика РЅР° основании исследований, необходимых для обоснования границ Р·РѕРЅ санитарной (РіРѕСЂРЅРѕ-санитарной) охраны Рё разработки устанавливаемых РІ РЅРёС… режимов Рё планов (программ) санитарно-оздоровительных мероприятий.
Границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого значения, их изменение утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия, согласованному с органами местного самоуправления муниципальных образований, в которых расположены указанные территории, на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В настоящее время правовой акт об утверждении границ и режима округа горносанитарной охраны курортов Туапсинского района отсутствует, доказательства нахождения спорного земельного участка в границах округа санитарной охраны курорта краевого значения не представлены.
Как следует из выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № относится к категория земель: земли населенных пунктов, при этом в ЕГРН сведения об отнесении земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий, включении земельного участка в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, отсутствуют.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № не может быть отнесен к землям особо охраняемых природных территорий и объектов, что свидетельствует о том, что данный земельный участок не ограничен в обороте, запрет на его приватизацию, установленный законом, отсутствует.
Доводы возражений представителя ответчика Рѕ несоответствии адреса, РІРёРґР° разрешенного использования земельного участка Рё расположенного РІ его границах объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу РЅР° праве собственности, РЅРµ может являться основанием для отказа РІ удовлетворении РёСЃРєР°, поскольку РІ судебном заседании достоверно установлено Рё РЅРµ опровергнуто допустимыми доказательствами, что индивидуальный жилой РґРѕРј, принадлежащий истцу, расположен РЅР° СЃРїРѕСЂРЅРѕРј земельном участке, несоответствие РІРёРґР° разрешенного использования РЅРµ может служить препятствием для приобретения права собственности РЅР° испрашиваемый земельный участок, занятый этим объектом, так как земельный участок РЅРµ ограничен РІ обороте, РїСЂРё этом РІРёРґ разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – для эксплуатации существующего пансионата, установлен для Р—РђРћ «Пансионат СЃ лечением В«Рмпульс» РїСЂРё его предоставлении обществу РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РѕС‚ 10.12.2015 РіРѕРґР°, право аренды РїРѕ которому перешло истцу РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ РѕС‚ 05.02.2016 РіРѕРґР°, зарегистрированному РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё фактически используется истцом для эксплуатации индивидуального жилого РґРѕРјР°, принадлежащего истцу РЅР° праве собственности, сведения Рѕ котором внесены РІ ЕГРН, РїСЂРё этом доказательств несоответствия площади испрашиваемого земельного участка РІ размере 753 РєРІ.Рј., необходимо для использования индивидуального жилого РґРѕРјР° площадью 1082,1 РєРІ.Рј., этажность 3, РЅРµ представлено.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако в судебном заседании допустимых доказательств, подтверждающих отсутствие законных оснований для приобретения за плату испрашиваемого земельного участка, не представлено, оспариваемый отказ департамента имущественных отношений в предоставлении в собственность Красюковой Л.Н. земельного участка, не основан на законе, нарушает право истца на приобретение в собственность земельного участка, предусмотренное законом.
Доводы представителя ответчика о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в рамках гражданско-процессуального судопроизводства и должны быть разрешены в соответствии с положениями КАС РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению, являются несостоятельными и не основаны на законе, поскольку как следует из разъяснений п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Кроме того, вступившим в законную силу определением судьи Ленинского районного суда г.Краснодара от 15.02.2019 года по административному иску Красюковой О.Н. к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, установлен спор о праве в отношении земельного участка, подлежащий рассмотрению с ином судебном порядке, в порядке гражданского производства.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Р• РЁ Р Р› :
РСЃРє удовлетворить.
Признать незаконным отказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 11.01.2019 года №52-284/19-33-24 в предоставлении в собственность за плату Красюковой О.Н. земельного участка с кадастровым номером №
Обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с Красюковой О.Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊСЏ:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>