дело № 2а-485/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2019 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Т.А. Симоновой,
при секретаре С.А. Николюкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А., судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А., УФССП России по Тамбовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области обратилась в суд с учетом уточнений с административным иском к Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А., УФССП России по Тамбовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований административный истец указал, что решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск прокурора Тамбовского района Тамбовской области, бездействие администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в неприятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, признано незаконным, установлена обязанность администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области провести в течение четырех месяцев оценку технического состояния автомобильных дорог, находящихся в ведении поссовета.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шаровой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области в целях исполнения решения суда были проведены следующие действия:
ДД.ММ.ГГГГ на сайте электронной площади было размещено извещение № «Оказание услуг по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области». Администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области был заключен муниципальный контракт на оказание услуг по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ работы по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области были выполнены в полном объеме.
С учетом указанных обстоятельств, администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области полагает, что в данном случае вина должника отсутствует, поскольку им совершаются все действия, направленные на исполнение судебного акта.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Иванова К.А.
В судебном заседании представитель административного истца Администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Мамонтова Ю.С. административное исковое заявление поддержала в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик, представитель административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области и УФССП России по Тамбовской области судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Иванова К.А. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
В судебном заседании помощник прокурора Тамбовского района Тамбовской области Муравьева М.В. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Шарова Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.12.2007 года № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.12.2007 года № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.12.2007 года № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2007 года № 229- ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, были удовлетворены исковые требования прокурора Тамбовского района Тамбовской области, бездействие администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в неприятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог, признано незаконным, установлена обязанность администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области провести в течение четырех месяцев оценку технического состояния автомобильных дорог, находящихся в ведении поссовета.
На основании решения суда был выдан исполнительный лист № № от ДД.ММ.ГГГГ, который был предъявлен для исполнения в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Шаровой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП в отношении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ администрация Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области была предупреждена о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Шаровой Е.А. вынесено постановление о взыскании с администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не предоставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Частями 1, 2 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с частью 6 данной статьи должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно пункту 75 указанного Постановления лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Применительно к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего его исполнения.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области был заключен муниципальный контракт с ООО «ДорМостИзыскание» на оказание услуг по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ. Срок окончания работ – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ работы по оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области были выполнены в полном объеме.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области окончено.
Таким образом, администрацией Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области решение суда было исполнено в полном объеме.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований об освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области удовлетворить.
Освободить администрацию Новолядинского поссовета Тамбовского района Тамбовской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области Шаровой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано сторонами в административную коллегию Тамбовского областного суда через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 февраля 2019 года.
Судья Т.А. Симонова