РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Городской округ Люберцы ДД.ММ.ГГ
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Деевой Е.Б., при секретаре судебного заседания Кузнецовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Ф к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании осуществить государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что является участником долевого строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
Обязательство по внесению цены договора выполнены административным истцом своевременно, надлежащим образом и в полном объеме.
Многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГ, выданного уполномоченным органом Министерством строительного комплекса Московской области.
ДД.ММ.ГГ Постановлением № администрации городского округа Котельники Московской области объекту присвоен официальный адрес: <адрес>.
По окончании строительства был составлен акт приема-передачи квартиры от ДД.ММ.ГГг.
В связи с возникшими проблемами в процессе оформления квартиры в собственность истица обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на указанную квартиру.
ДД.ММ.ГГг. решением Люберецкого городского суда Московской области право на квартиру было признано.
На правах собственника истец ДД.ММ.ГГ обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру.
ДД.ММ.ГГг. ответчиком направлено уведомление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении принадлежащей истцу на праве собственности квартиры в соответствии с п.5,7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
ДД.ММ.ГГг. по результатам рассмотрения заявления об обжаловании приостановления государственной регистрации права и государственного кадастрового учета, поданного ДД.ММ.ГГг., решением апелляционной комиссии решение государственного регистратора от ДД.ММ.ГГ. признано соответствующим основаниям, предусмотренным п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области вступившее в законную силу судебное решение о признании права не исполнило.
Административный истец считает действия административного ответчика по приостановлению осуществления кадастрового учета и государственной регистрации объекта недвижимости незаконными, нарушающими права и законные интересы административного истца.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными решение от ДД.ММ.ГГ № и № Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обязанность осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Ф на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>
Административный истец Ф в судебное заседание не явился.
Представитель истца по доверенности А в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика, действующая по доверенности Т в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по мотивам, изложенным в письменных возражения, указала, что административному истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку техническая документация была составлена не по форме, а также в техническом плане отсутствовал кадастровый номер объекта.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные и собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии со ст. 72 которого данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 69 указанного закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является долевым участником строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по строительному адресу: <адрес>
Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома является ООО «Юнион-ТК».
Строительство указанного многоквартирного дома осуществлялось ответчиком на основании: договора купли-продажи земельного участка с одновременной ипотекой от ДД.ММ.ГГ №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГ. сделана запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГ бланк серии №, выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, разрешения на строительство №., выданного Администрацией городского поселения <адрес> Московской области.
Многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГ, выданного уполномоченным органом (Министерством строительного комплекса Московской области).
Постановлением Администрации городского округа Котельники Московской области № от ДД.ММ.ГГ, многоэтажному дому присвоен адрес: <адрес>
Вступившим в законную силу Решением Люберецкого городского суда от ДД.ММ.ГГ исковые требования истица удовлетворены, за административным истцом признано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>
Решение не обжаловалось, вступило в законную силу.
В целях осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета на жилое помещение, административным истцом был подан необходимый пакет документов в органы Росреестра с приложением изготовленного самостоятельно с привлечением специализированного аттестованного кадастрового инженера Технического плана на квартиру.
По результатам рассмотрения заявлений Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области принято ДД.ММ.ГГ решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права № и № со ссылкой на то, что: - в нарушение пункта 43 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, некорректно заполнена строка раздела «Характеристики объекта недвижимости», не представлены необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, не указан кадастровый номер здания.
Судом установлено, что административным истцом данное решение было обжаловано и решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по итогам рассмотрения заявления административного истца, принято решение об отклонении заявления. Решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим основаниям, предусмотренном п.5, 7 ч.1 ст. 26 ФЗ от 13.07.20185 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункты 5, 7 части 2).
В силу части 7 статьи 1 названного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее также - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее - кадастр недвижимости) (пункт 1 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона).
Согласно частям 1,2 статьи 8 названного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений, перечень которых содержится в ч. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ.
Указанные сведения, как следует из статьи 24 названного Федерального закона, содержатся в техническом плане. Последний состоит из графической и текстовой частей и представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
В графической части технического плана помещения отображается план этажа или части этажа здания либо сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения либо план соответствующей части здания или сооружения с указанием на этом плане местоположения такого помещения (часть 4 статьи 24 данного Федерального закона). При этом подпунктом 37 пункта 3.5 Порядка ведения ЕГРН (утвержден приказом Минэкномразвития от ДД.ММ.ГГ №) предусмотрено, что при описании местоположения помещения указывается описание местоположения помещения в пределах этажа (этажей) или в пределах здания или сооружения, или в пределах соответствующей части здания или сооружения в объеме сведений, предусмотренных техническим планом помещения, техническим планом здания, сооружения.
В текстовой части технического плана, как следует из части 10 статьи 24 названного Федерального закона, указываются в том числе сведения о площади помещения, его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения. Более подробный перечень из 17 пунктов основных сведений в отношении помещения, подлежащих внесению в ЕГРН, содержится в подпункте 35 пункта 3.5 Порядка.
Таким образом, для осуществления кадастрового учета помещения государственному регистратору необходимо внести в ЕГРН основные и дополнительные сведения о таком объекте недвижимости, которые в упорядоченном виде представляются в орган регистрации прав в виде технического плана.
Требования к подготовке технического плана предусмотрены приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГ №.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 27 Закона о государственной регистрации, основанием к отказу в осуществлении государственной регистрации является не устранение в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 27 Закона № 218-ФЗ о государственной регистрации основанием для приостановления государственной регистрации является не представление заявителем документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2, 3 части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, так и иные документы, предусмотренные названным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Решение суда не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением № к приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ № «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».
Данного подхода придерживается высшая судебная инстанции (кассационное определение от ДД.ММ.ГГ 51-ка19-8).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что государственный регистратор обоснованно приостановил осуществление государственного кадастрового учета <адрес> по заявлению Ф, в связи с тем, что заявителем не представлены надлежащим образом оформленные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (в частности, в техническом плане отсутствует указание кадастрового номера здания, в котором расположена квартира).
Действующее с 2017 года правовое регулирование учитывает специфику помещений как объектов недвижимости и находится в системной связи с положениями части 10 статьи 24 и статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пунктов 20 и 43 (подпункт 6) Порядка ведения ЕГРН (утвержден приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГ №), подпункта 4 пункта 35 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГ №) о необходимости описания местоположения помещения в пределах здания или сооружения (их частей, этажей) и о включении кадастрового номера здания или сооружения в состав сведений о помещении.
При этом действующее в настоящее время законодательство не содержит исключений из указанного правила, подобно тому, что ранее было установлено частью 4 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении квартиры в многоквартирном доме.
Таким образом, при вынесении оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права регистратор действовал в пределах своих полномочий.
Доводы административного истца о невозможности получения документов, необходимых для осуществления государственной регистрации отклоняются судом в качестве несостоятельных, поскольку административный истец не лишен возможности защиты своих прав исходя из положений п. 12 ч. 3, ч. 10.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», пункта 9 части 1 статьи 15, части 4.2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.), а также с учетом позиции Министерства экономического развития Российской Федерации в разъяснениях от ДД.ММ.ГГ №
Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, основания к удовлетворению производных требований о возложении обязанности по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации также отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ф к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, обязании осуществить государственный кадастровый учет, государственную регистрацию права – оставить без удовлетворения, в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГ.
Судья Деева Е.Б.