Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2019 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Номогоевой З.К., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., с участием помощника прокурора Сметаниной И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гармаева А. В. к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № о признании незаконным решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд, Гармаев А.В. просит суд признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № Гармаева А.В.» и обязать зарегистрировать Гармаева А.ВА. в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №, признать незаконным бездействий Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №, выразившееся в уклонении от проведения непосредственной проверки сведений об избирателях, а также непосредственной проверки достоверности подписей избирателей и дат их внесения, привлечь к повторной проверке подписей, представленных Гармаевым А.В. экспертов ФГБУ «Забайкальская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции РФ».
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Улан-Удэнским городским Советом депутатов было принято решение о назначении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № приняла решение № «Об отказе Гармаеву А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №». Считает данное решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Гармаев А.В. представил в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № подписные листы в поддержку своего выдвижения в количестве 56 подписей в одной прошитой и пронумерованной папке на восьми листах.
ДД.ММ.ГГГГ специально образованная рабочая группа Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № направила запрос на проверку в Управление по вопросам миграции МВД по <адрес> о достоверности сведений содержащихся в подписных листах, а также ДД.ММ.ГГГГ в Экспертно-криминалистический центр МВД по <адрес> на почерковедческую экспертизу.
ДД.ММ.ГГГГ по учетам УВМ МВД по РБ была проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, с результатом проверки.
ДД.ММ.ГГГГ поступило заключение эксперта №, выполненное главным экспертом ЭКЦ МВД по РБ Очирова А.О.
ДД.ММ.ГГГГ рабочая группа Окружной избирательной комиссии, изучив поступившие ответы на запросы, провела проверку подписей, представленных административным истцом в поддержку своего выдвижения, по итогам которой составлена ведомость подписных листов №, а также итоговый протокол проверки подписных листов. В соответствии с итоговым протоколом недействительными признаны 11 подписей, из них 4 – по данным УВМ МВД по РБ и 7- экспертом ЭКЦ МВД по РБ Очировым А.О., что составляет 19,64% от общего количества подписей, подлежащих проверке.
Из 4 недействительных и/или недостоверных подписей по данным УВМ МВД по РБ, одна не нашла своего подтверждения. Согласно таблице сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку кандидата Гармаева А.В., п/п 9, лист 2- у Ландиной Л.И., 1966 г.р., не соответствует адрес регистрации: <адрес>, корп.:ОБ, а по данным УВМ МВД по РБ, адрес регистрации : <адрес>.
Окружная избирательная комиссия уклонилась от непосредственной проверки достоверности сведений об избирателях и сборщиках подписей, указанных в подписных листах, а также достоверности подписей избирателей и дат их внесения.
В итоговом протоколе рабочей группы, которая является коллегиальным органом, от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют какие-либо сведения о голосовании членов рабочей группы по тем или иным вопросам, в т.ч. о признании подписей недействительными/или недостоверными.
На заседании Окружной избирательной комиссии ДД.ММ.ГГГГ принималось только решение об отказе в регистрации административному истцу. Из заключения эксперта Очирова А.О. невозможно установить место, где осуществлялась проверка достоверности подписей избирателей, при этом Гармаев А.В. не извещался о проведении такой проверки экспертом. Очиров А.О. в заключении не указывает на использование Методических рекомендаций по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов, разработанных институтом криминалистики Центра специальной техники ФСБ России и утвержденных на заседании Федерального межведомственного координационно-методического совета по судебной экспертизе и экспертным исследованиям. Таким образом, невозможно достоверно установить, соответствуют ли отраженные в его заключении выводы о недостоверности подписей избирателей фактически проверенным, соответствуют ли сведения о недостоверных подписях в ведомости фактически проверенным подписям.
В судебном заседании Гармаев А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, просит суд исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № Санданов А.В. по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, представив письменный отзыв на административное исковое заявление, указав, что решение об отказе Гармаеву А.В. в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено законно и обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административный иск оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Улан-Удэнским городским Советом депутатов было принято решение о назначении выборов депутатов Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № приняла решение № об отказе Гармаеву А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи).
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе ( ст. 27.1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ №-III «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в <адрес>»).
Пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона N № содержит исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными, в том числе указание в подписном листе сведений, не соответствующих действительности при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (подпункт "в"); отсутствие активного избирательного права, (подпункт "б"); наличие исправлений в сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт "ж"); внесение подписи в подписной лист, проставление даты внесения подписи избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (подпункт "е").
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N № основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно решению избирательной комиссии <адрес> отДД.ММ.ГГГГ № установлено минимальное и максимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата и составляет от 51 до 56 подписей.
Гармаевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ в Окружную избирательную комиссию были представлены необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты документы, в том числе одна папка с подписными листами, содержащими 56 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Рабочей группой Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № к участию в проверке был привлечен эксперт экспертно-криминалистического центра МВД России по <адрес> Очиров А.О.
Судом установлено, что предметом проверки Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № были все предоставленные подписи, среди которых 11 подписей признаны недействительными, что подтверждается итоговым протоколом проверки подписных листов от ДД.ММ.ГГГГ.
Экспертом установлено, что рукописные записи в столбце «Дата внесения подписи» на листе № строки п/п № и на листе № строки п/№; на листе № строки п/п № и на листе № строки п/п №; на листе № строки п/п №; на листе № строки п/п № и на лисье № строки п/п №; на листе № строки п/п № и на листе № строки п/п №; на листе № строки п/п № и на листе № строки п/п № выполнены одним лицом, что отражено в заключении № от ДД.ММ.ГГГГ
Не указание в экспертном заключении сведений о применявшихся экспертом методиках исследования, с учетом установленных законодателем сроков и особенностей процедуры проверки подписных листов, на достоверность составленного экспертом документа не влияет.
Оснований сомневаться в объективности эксперта Очирова А.О. у суда не имеется, так как он не состоит в трудовых либо в иных договорных отношениях с Окружной избирательной комиссией №.
Нарушений экспертом Очировым А.О. рекомендованного Постановлением ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ N № порядка проверки подписных листов, допущено не было.
Согласно утвержденным названным Постановлением ЦИК России Методическим рекомендациям по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и(или) недействительной только на основании заключения эксперта. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Специалист по проверке подписных листов должен являться экспертом-почерковедом государственного судебно-экспертного учреждения (экспертного подразделения) и иметь право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз. Почерковедческие исследования рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации являются специальным видом почерковедческих исследований, которые должны выполняться по специальной методике, существенно отличающейся по ряду позиций от традиционных методик идентификационных почерковедческих исследований.
Таким образом, окружная избирательная комиссия правомерно исключила 7 подписей, признав их недействительными (недостоверными).
Требования истца о проведении судебной почерковедческой экспертизы в ФГБУ «Забайкальская лаборатория судебных экспертиз» МЮ РФ суд не принимает во внимание, поскольку по данной категории дел проведение судебно-почерковедческой экспертизы не является обязанностью суда.
Вместе с тем, доводы административного истца о том, что подпись избирателя Ландиной Л.И., признанная недействительной в связи с указанием в подписном листе сведений, не соответствующих действительности, не подлежала признанию таковой, суд принимает во внимание.
В целях обеспечения гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, соблюдения законности и правопорядка при их проведении одним из направлений взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) и Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) является проверка подписей избирателей, участников референдума, поставленных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума (пункты 1 и 3.1.8 соглашения о взаимодействии от ДД.ММ.ГГГГ N №, далее - Соглашение).
Протоколом N 1 в рамках Соглашения определено, что ЦИК России совместно с МВД России, а избирательные комиссии иного уровня совместно с соответствующими территориальными органами МВД России определяют порядок взаимодействия и информационного обмена в ходе подготовки и проведения выборов, избирательная комиссия направляет в соответствующий территориальный орган МВД России представление на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) по форме согласно приложению N 7 к поименованному протоколу.
Согласно данным учета Управления по вопросам миграции МВД по <адрес> адрес избирателя Ландиной Л.И. является: <адрес>, вместе с тем, в подписном листе в папке №, на листе № указан адрес Ландиной Л.И.: <адрес>, корп:ОБ.
В суд административным истцом представлена копия паспорта Ландиной Л.И., где указан адрес регистрации: <адрес>, корп:ОБ. Таким образом, у кандидата Гармаева А.В. отсутствовали основания для указания в подписном листе иного адреса регистрации Ландиной Л.И., чем тот который указан в паспорте избирателя.
Между тем исключение из числа недействительных одной подписи избирателя не влияет на правомерность вывода избирательной комиссии об отсутствии необходимого количества подписей избирателей для принятия решения о регистрации заявителя кандидатом в депутаты, поскольку число достоверных подписей составило менее 51 (56-7-3=46).
Из показаний представителя ответчика следует, что Гармаев А.В. был приглашен и присутствовал как на заседании рабочей группы при проверке представленных им подписных листов, так и на заседании окружной комиссии при решении вопроса о регистрации его в качестве кандидата в депутаты, что подтверждается соответствующей записью в журнале учета присутствия кандидата, представителей кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов шестого созыва при проверке подписных листов, что также истцом в суде не отрицалось.
Создание рабочей группы направлено на оптимизацию проверки подписных листов с подписями избирателей, поскольку окончательное решение о признании подписи избирателя недействительной или недостоверной принимается исключительно избирательной комиссией, рассматривающей вопрос о регистрации кандидата в депутаты, а не осуществляющей повторную проверку подписных листов, которой, как это следует из содержания пункта 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, признается проверка после принятия комиссией решения об отказе или регистрации кандидата в депутаты.
Доводы истца о том, что он не был извещен о проведении проверки подписей экспертом Очировым А.О., а также, что в итоговом протоколе отсутствуют сведения о голосовании членов рабочей группы по тем или иным вопросам, в том числе о признании подписей недействительными и/или недостоверными подлежат отклонению, как не основанные на законе. Решение членов рабочей группы о наличии в подписных листах установленного и зафиксированного количества недостоверных (недействительных) подписей выражено путем проставления их личных подписей в ведомости проверки подписных листов.
Также несостоятельны доводы истца о бездействии Окружной избирательной комиссии, выразившееся в уклонении от проведения проверки сведений об избирателях, а также непосредственной проверки достоверности подписей избирателей и дат их внесения, поскольку указанные доводы опровергаются исследованными материалами дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 178-180,244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.