№2а-1467/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Пичуриной Э.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» - Дементьева А.Ю.,
представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Орловской области Лисичкина В.М.,
административного ответчика инспектора труда Государственной инспекции труда в Орловской области Тереховой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» (далее по тексту – ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат») обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Орловской области о признании предписания незаконным.
В обоснование требований указав, что Государственной инспекций труда в Орловской области на основании распоряжения №*** в отношении ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» в рамках рассмотрения заявления Доронкина Р.И. о незаконном увольнении проведена внеплановая, выездная проверка. По итогам проверки ДД.ММ.ГГ составлен акт проверки и вынесено предписание №***-№***.
Предписание в срок до ДД.ММ.ГГ обязывало юридическое лицо устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:
1. Отменить приказ от ДД.ММ.ГГ №*** в отношении работника Доронкина Р.И., изданный с нарушением требований ч.6 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, внести соответствующую запись в трудовую книжку.
2. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, в соответствии с ч. Ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Просят суд признать незаконным указанное предписание поскольку Доронкин Р.И. обоснованно был уволен за прогул, что документально подтверждено, однако не учитывалось инспектором труда в ходе проверки.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Орловской области и инспектор труда Терехова О.В., возражали против удовлетворения требований, пояснив, что в ходе проверки ими установлено нарушение процедуры увольнения Доронкина Р.И., в связи с чем было вынесено предписание.
Заинтересованное лицо Доронкин Р.И., извещенный надлежащим образом не явился.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.
Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой судебные органы.
В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11 июля 1947 года, ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Судом установлено, что приказом ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» ДД.ММ.ГГ №*** Доронкин Р.И. уволен по пп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ (прогул).
По заявлению Доронкина Р.И. на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Орловской области от ДД.ММ.ГГ в отношении ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат», проведена проверка соблюдения трудового законодательства, о чем ДД.ММ.ГГ составлен акт №***
ДД.ММ.ГГ по результатам проверки Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Орловской области в адрес директора ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» вынесено предписание №***-№*** об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Данным предписанием на директора ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ:
1. Отменить приказ от ДД.ММ.ГГ №*** в отношении работника Доронкина Р.И., изданный с нарушением требований ч.6 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, внести соответствующую запись в трудовую книжку.
2. В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, в соответствии с ч. Ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
По своему содержанию поданное в Государственную инспекцию труда в Орловской области заявление Доронкина Р.И. о незаконном увольнении свидетельствует о наличии неурегулированного трудового спора между работником и работодателем, являющимся по своей природе индивидуальным трудовым спором.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Согласно ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматривается комиссиями по трудовым спорам и судами.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что инспектор труда, при явном наличии неурегулированного трудового спора между работником и работодателем, являющимся по своей природе индивидуальным трудовым спором, поставив вопрос об отмене приказа об увольнении, по-своему распорядился правами работника, не имея на то полномочий, так как правом давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам не наделен, в связи с чем предписание Государственной инспекции труда в Орловской области от 14.06.2018 по вопросам, не относящимся к ее компетенции, следует признать незаконным.
При этом, суд учитывает, что действующим законодательством инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам, поскольку инспекция труда не относится к числу органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, состав которых определен ст. 382 ТК РФ.
В свою очередь, спор относительно правомерности издания работодателем приказа об увольнении в силу ст. 381 ТК РФ является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде. Следовательно, оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
Поскольку между сторонами возникли разногласия не только в части процедуры увольнения, но и по вопросам о том, был ли совершен работником прогул, имеется ли вина работника в его совершении, суд приходит к выводу о том, что вопрос об обоснованности увольнения Доронкина Р.И. подлежит разрешению при рассмотрении индивидуального трудового спора.
Возлагая обязанность по внесению изменений в трудовую книжку государственный инспектор труда исходил из того, что необходимо отменить приказ об увольнении, в связи с чем данное требование так же является незаконным.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что в ходе проведения проверки ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» административным ответчиком допущены нарушения, являющиеся основанием для признания предписания незаконным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.98 ГПК РФ, Государственной инспекции труда в Орловской области в пользу ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» о признании предписания незаконным – удовлетворить.
Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Орловской области №*** от ДД.ММ.ГГ, вынесенное в отношении ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат».
Взыскать с Государственной инспекции труда в Орловской области в пользу ООО «Мценский мясоперерабатывающий комбинат» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд в месячный срок со дня изготовления полного текста решения, который будет изготовлен в течение пяти дней.
Судья О.В.Лигус
Мотивированный текст решения изготовлен 08.08.2018.