Дело № 2-3398/2021
УИД 59RS0005-01-2021-003582-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 года город Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Долгих Ю.А.,
при ведении протокола помощником Фатиховой Г.Р.,
с участием представителя истца Филиппенко В.В. по доверенности, представителя ответчика Эйриян А.В. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Эйриян Татьяне Геннадьевне о понуждении совершить действия, произвести работы в отношении объекта культурного наследования,
установил:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края обратилась в суд с иском к Эйриян Т.Г. о понуждении совершить действия, произвести работы в отношении объекта культурного наследования, указав в обоснование требований, что в собственности ответчика находится нежилое здание – столярный цех, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся объектом культурного наследия «Корпус служебный», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Турчаниновых». Право собственности ответчика на объект зарегистрировано 27.01.2021. Предшествующим правообладателем являлся Филиппов Н.Б. В связи с невыполнением им требований охранного обязательства от 09.11.2012 №, не проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, постановлением Соликамского городского суда Пермского края Филиппов Н.Б. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ. Инспекцией проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, 04.12.2020 составлен акт, согласно которому выявлены нарушения – отмостка отсутствует, разрушение кирпичной кладки, трещины стен, выщербление, выпадение кирпича, повсеместно стертость окрасочного слоя стен, оконные проемы частично заложены современным кирпичом, к северо-западному фасаду пристроен гараж, поражение древесины оконных заполнений гнилью, отсутствие остекления, стертость окрасочного слоя, у стен памятника со стороны южного, северного и восточного фасада территория покрыта растительностью (деревья, трава), замусорена, информационная надпись и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия «Усадьба Турчаниновых» отсутствует.
С учетом уточнения исковых требований, истец просит обязать ответчика в срок до 30.03.2022 разработать научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия «Корпус служебный», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения – ансамбля «Усадьба Турчаниновых», расположенного по адресу: <адрес>; в срок до 30.12.2022 провести работы по сохранению объекта культурного наследия «Корпус служебный», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения – ансамбля «Усадьба Турчаниновых», расположенного по адресу: <адрес>, на основании разработанной научно-проектной документации.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, пояснив, что инспекция готова предоставить ответчику срок по разработке научно-проектной документации до 30.05.2022, по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия до 01.03.2023.
Ответчик в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, направила представителя. В отзыве указала, что в исковом заявлении отсутствуют какие-либо указания о том, какое право истца нарушено, требования иска не исполнимы в заявленные сроки, не учтена сложность работ, сезонность, необходимость соблюдения предусмотренных законодательством процедур.
редставитель ответчика в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласился, однако пояснил, что заявленные истцом сроки не обоснованы, не соответствуют практике, не подтверждены специалистами и в указанные сроки требования инспекции выполнить не представиться возможным. Кроме того, пояснил, что инспекцией не верно избран способ защиты права, поскольку сама инспекция как контролирующий орган наделена полномочиями выдать собственнику предписание об устранении нарушения, а не путем обращения в суд иском.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия), представитель которого в судебное заседание не явился, представлен отзыв, доводы которого сводятся к следующему. Участие в осмотре объекта не принимали, вместе с тем считают необходимым поддержать требования Государственной инспекции. Дело просят рассмотреть без участия представителя.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-458/2021 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП ПФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательные, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно статье 47.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
При этом пунктом 13 этой же статьи предусмотрено, что в случае, если к моменту перехода права владения в отношении объекта культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения объектом.
Материалами дела установлено следующее.
Приказом № от 01.08.2014 установлены границы объекта культурного наследия федерального значения – ансамбля «Усадьба Турчаниновых», расположенного по адресу: <адрес>.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.08.2016 №-р зарегистрирован объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Турчаниновых», XVIII в., расположенного по адресу: <адрес>, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
С 27.02.2009 собственником объекта являлся Филиппов Н.Б.
Собственником объекта культурного наследия с 27.01.2021 является Эйриян Т.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
09.11.2012 между Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края и Филипповым Н.Б. заключено охранное обязательство №, согласно которому собственник объекта принимает на себя обязательства обеспечивать режим содержания памятника, проводить ремонтно-реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния.
01.12.2020 начальником государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края выдано задание № о проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения – «Усадьба Турчаниновых», расположенного по адресу: <адрес>.
04.12.2020 по результатам осмотра объекта составлен акт №, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, или требований, установленных нормативными правовыми актами, а именно - отмостка отсутствует, разрушение кирпичной кладки, трещины стен, выщербление, выпадение кирпича, повсеместно стертость окрасочного слоя стен, оконные проемы частично заложены современным кирпичом, к северо-западному фасаду пристроен гараж, поражение древесины оконных заполнений гнилью, отсутствие остекления, стертость окрасочного слоя, у стен памятника со стороны южного, северного и восточного фасада территория покрыта растительностью (деревья, трава), замусорена, информационная надпись и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия «Усадьба Турчаниновых» отсутствует.
18.02.2021 в отношении Филиппова Н.Б. Государственной инспекцией составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 7.13 КоАП ПФ (нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).
Постановлением Соликамского городского суда Пермского края от 30.03.2021 Филиппов Н.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в настоящее время объект культурного наследия находится в ненадлежащем состоянии, в подтверждение чего представлен акт и фотоматериалы, в отсутствие мер по сохранению, объект культурного наследия продолжает разрушаться.
Ответчиком в нарушение требования ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, принятия мер по сохранению объекта культурного наследия в надлежащем состоянии, а именно проведения каких-либо реставрационных работ, либо разработки научно-проектной документации по сохранению объекта, суду не представлено.
Разрешая требования по существу, суд, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", исходя из неисполнения ответчиком возложенных на него обязанностей по сохранению особенностей и объекта культурного наследия в целом, непринятия должных и достаточных мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает заслуживающими внимания доводы стороны ответчика относительно срока выполнения работ, и, учитывая предусмотренную законом процедуру разработки научно-проектной документации, предусмотренную соответствующим регламентом, а в частности сроки получения разрешения, утверждения, проведения экспертизы и т.д., учитывая характер и сложность необходимых работ, считает возможным предоставить ответчику 8 месяцев на разработку научно-проектной документации, и 17 месяцев на проведение работ в соответствии с научно-проектной документацией, с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд с учетом требований ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает вышеуказанный срок, в который ответчиком должны быть совершены возложенные на его действия. При этом данный срок, по мнению суда является разумным и достаточным для выполнения возложенных на ответчика судом обязанностей.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права - путем обращения с иском в суд с требованием о понуждении совершить действия, произвести работы в отношении объекта культурного наследования, вопреки составления предписания об устранении нарушений, основанием в отказе в удовлетворении исковых требований не является, поскольку процедура составления предписания по устранению выявленных недостатков в состоянии объектов культурного наследования федерального значения не является обязательной досудебной процедурой при инициировании настоящего иска. Правом подачи такого иска инспекция наделена в силу закона как контролирующий орган, поскольку именно истцу переданы функции Министерства культуры Пермского края в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 (░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
(░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.10.2021)
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░. ░. ░░░░░░