Дело № 2а-622/2021
Решение
именем Российской Федерации
24 мая 2021 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фасхутдинова Р.Р.,
с участием административного ответчика – государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрова Д.К.,
заинтересованного лица Сабирзянова А.,
при секретаре Шариповой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ерхонина К.О. к государственному инспектору по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрову Д.К., Межмуниципальному отделу по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес> о признании действий по вынесению акта проверки незаконными,
установил:
Ерхонина К.О. обратилась в суд с вышеизложенным административным исковым заявлением, указывая на то, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении принадлежащего ей земельного участка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № и вынесено предписание №. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения предписания №, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № и вынесено предписание № со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, который был продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. составлен акт проверки №. Указывая на составление вышеуказанных актов с нарушением требований закона, поскольку выявленные нарушения земельного законодательства установлены с помощью геодезического оборудования, не прошедшего поверку, в ее отсутствие, Ерхонина К.О. просила суд признать действия государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрова Д.К. по вынесению акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
В судебном заседании административный ответчик – государственный инспектор по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадров Д.К., заинтересованное лицо Сабирзянова А. просили суд отказать в удовлетворении административного иска.
Административный истец Ерхонина К.О., представители административных ответчиков – Межмуниципального отдела по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по <адрес> и Управления Росреестра по <адрес>, представитель заинтересованного лица – Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, поэтому и при отсутствии возражений явившихся лиц суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Согласно п. 2 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора).
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года № 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п.п. 3 и 7 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Ерхонина К.О. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в Межмуниципальный отдел по Пестречинскому и Рыбно-Слободскому районам Управления Росреестра по <адрес> поступило заявление Сабирзянова А. о проведении административного обследования земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего на праве собственности Ерхонина К.О.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в отношении Ерхонина К.О. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт №, из которого следует, что в ходе внеплановой выездной проверки были выявлены нарушения Ерхонина К.О. требований земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии земельного участка площадью 7 кв.м., относящегося к землям не разграниченной государственной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №, в соответствии с которым Ерхонина К.О. предписано устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 7 кв.м., со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в отношении Ерхонина К.О. проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт №, из которого следует, что нарушение земельного законодательства Ерхонина К.О. не устранено, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №, в соответствии с которым Ерхонина К.О. предписано устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 7 кв.м., со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. в отношении Ерхонина К.О. проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт №, из которого следует, что нарушение земельного законодательства Ерхонина К.О. не устранено, предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № не исполнено.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадровым Д.К. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации №, в соответствии с которым Ерхонина К.О. предписано устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии земельного участка общей площадью 7 кв.м., со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок проведения государственного земельного надзора установлен Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденным приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее – Административный регламент).
В силу положений п. 77 Административного регламента в акте проверки, в числе прочих указываются результаты и методы измерения границ земельного участка и вычисления его площади, используемое оборудование, сведения о поверке.
Из положений ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч. 9).
Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что местоположение характерных точек границ земельного участка, принадлежащего Ерхонина К.О., устанавливалось с помощью геодезического оборудования, к акту проверки приложены схематический чертеж земельного участка, каталог координат документарных угловых поворотных точек земельного участка, каталог координат угловых поворотных точек произведенного обмера (наружного ограждения).
Согласно свидетельству о поверке геодезическое оборудование, с помощью которого производился обмер земельного участка, действительно до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений п.п. 65, 68, 70 92 Административного регламента в процессе проведения внеплановой документарной проверки должностными лицами Росреестра (территориального органа) рассматриваются документы гражданина, имеющиеся в распоряжении Росреестра (территориального органа), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, материалы административного обследования объектов земельных отношений и иные документы о результатах осуществленного в отношении гражданина государственного надзора. Должностное лицо рассматривает полученные от проверяемого лица документы, а также документы, которыми располагает Росреестр (территориальный орган). Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные гражданином пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Из актов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что каких-либо сведений об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Ерхонина К.О. не представлено.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд приходит к выводу о соответствии действий государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрова Д.К. при вынесении акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ положениям закона, поскольку проверка проведена в пределах его компетенции, на основании распоряжения руководителя Управления Росреестра по <адрес>.
Кроме того, из материалов дела следует, что о проведении проверок Ерхонина К.О. была надлежаще извещена.
При таких обстоятельствах и вопреки необоснованным доводам административного истца суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании действий государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрова Д.К. по вынесению акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность установления посредством совершения действий виновности лица в нарушении законодательства. Виновность лица в совершении правонарушения устанавливается соответствующим решением уполномоченного органа, принимаемым в установленном порядке. Оснований полагать, что виновность Ерхонина К.О. в нарушении земельного законодательства была установлена посредством совершения административным ответчиком действий, не имеется.
Требования о признании незаконными действий по вынесению акта проверки являются ненадлежащим способом защиты нарушенного права, удовлетворение данных требований не влечет восстановление прав Ерхонина К.О., в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению и по этому основанию.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований Ерхонина К.О. о признании действий государственного инспектора по использованию и охране земель Пестречинского и Рыбно-Слободского районов Управления Росреестра по <адрес> Кадрова Д.К. по вынесению акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: