Докладчик - Загорьян А.Г. Дело № 33-1753/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2024 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Загорьян А.Г.,
судей Малеванного В.П. и Баяновой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевичем А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северо-Курильского района, действующего в интересах Ф.И.О.1, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации
по апелляционной жалобе представителя ответчика Аглиулиной М.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 13 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Загорьян А.Г., объяснения представителя ответчика Хантаева К.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Жаронкиной О.В., возражавшей против её удовлетворения, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Северо-Курильский районный прокурор, действующий в интересах Ф.И.О.1, обратился в Северо-Курильский районный суд Сахалинской области с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – ОСФР по Сахалинской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по обращению Ф.И.О.1 проведена проверка федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, в ходе которой установлено, что последняя является инвалидом по общему заболеванию бессрочно. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ №, Ф.И.О.1 должна быть обеспечена техническими средствами реабилитации, в том числе: однокомпонентным дренируемым калоприемником со встроенной плоской пластиной (код 21-01-01) 1 штука; пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомбы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) 1 штука; кремом защитным в тубе, не менее 60 мл (код 21-01-31) 1 штука; пудрой (порошком) абсорбирующим в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) 1 штука; защитной пленкой в форме салфеток (код 21-01-34), не менее 30 штук, 1 штука; очистителем для кожи в форме салфеток (код 21-01-36), не менее 30 штук, 1 штука; нейтрализатором запаха во флаконе (код 21-01-37), не менее 50 мл, 1 штука. ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении указанных технических средств реабилитации, из которых ей был выдан однокомпонентный дренируемый калоприемник со встроенной плоской пластиной в количестве 90 штук, остальными техническими средствами реабилитации до настоящего времени не обеспечена. Поскольку обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации ответчиком не исполнена, нуждаемость в обеспечении средствами реабилитации не отпала, прокурор просил суд возложить на последнего обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Ф.И.О.1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами реабилитации: пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) 15 штук; кремом защитным в тубе, не менее 60 мл (код 21-01-31) 15 штук; пудрой (порошком) абсорбирующим в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) 15 штук; защитной пленкой в форме салфеток (код 21-01-34) 456 штук; очистителем для кожи в форме салфеток (код 21-01-36) 156 штук; нейтрализатором запаха во флаконе (код 21-01-37), не менее 50 мл, 456 штук.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело передано на рассмотрение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ указанное гражданское дело принято к производству Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. На ОСФР по Сахалинской области (ИНН №) возложена обязанность в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Ф.И.О.1 (паспорт Российской Федерации серии №) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ техническими средствами реабилитации: пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) 12 штук; кремом защитным в тубе, не менее 60 мл (код 21-01-31) 15 штук; пудрой (порошком) абсорбирующим в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) 13 штук; защитной пленкой в форме салфеток (код 21-01-34) 456 штук; очистителем для кожи в форме салфеток (код 21-01-36) 156 штук; нейтрализатором запаха во флаконе (код 21-01-37), не менее 50 мл, 456 штук.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Аглиулина М.Г. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в случае перерывов в обеспечении техническими средствами реабилитации в соответствии с действующим законодательством инвалиды вправе воспользоваться компенсацией за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, либо электронным сертификатом для приобретения технических средств реабилитации. Полагает, что судом оставлена без внимания позиция Фонда относительно неверного расчета количества необходимых технических средств реабилитации рекомендованного Ф.И.О.1 в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Считает, что действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за прошлый период.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу исполняющий обязанности прокурора Северо-Курильского района Кочев В.С. просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась Истец Ф.И.О.1, которая извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 и 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного по существу спора в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ф.И.О.1 является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации, разработанной ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Сахалинской области», предусмотрена нуждаемость (бессрочно) Ф.И.О.1 в технических средствах реабилитации: однокомпонентном дренируемом калоприемнике со встроенной плоской пластиной (код 21-01-01) 1 штука в сутки; пасте-герметике для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) 1 штука; креме защитном в тубе, не менее 60 мл (код 21-01-31) 1 штука; пудре (порошке) абсорбирующим в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) 1 штука; защитной пленке в форме салфеток (код 21-01-34), не менее 30 штук, 1 штука; очистителе для кожи в форме салфеток (код 21-01-36), не менее 30 штук, 1 штука; нейтрализаторе запаха во флаконе (код 21-01-37), не менее 50 мл, 1 штука.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении указанных технических средств реабилитации, с указанного времени истец поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Согласно акту приема-передачи товара от ДД.ММ.ГГГГ № истцу предоставлено 90 штук однокомпонентного дренируемого калоприемника со встроенной плоской пластиной.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено уведомление о постановке на учет по получению технических средств реабилитации.
ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О.1 выданы направления на получение пудры (порошка) абсорбирующей в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) в количестве 2 штук и пасты-герметика для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) в количестве 3 штук. Актами приема-передачи от 06 и ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт получения истцом указанных технических средств реабилитации.
Дав анализ представленным по делу доказательствам, руководствуясь положениями статей 1, 9, 10, 11, 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и установив, что Ф.И.О.1, являясь инвалидом, обеспечена техническими средствами реабилитации лишь частично, что свидетельствует о нарушении её прав и законных интересов, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований, возложив на ответчика обязанность обеспечить истца техническими средствами реабилитации: пастой-герметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе, не менее 60 г (код 21-01-29) - 12 штук; кремом защитным в тубе, не менее 60 мл (код 21-01-31) - 15 штук; пудрой (порошком) абсорбирующим в тубе, не менее 25 г (код 21-01-32) - 13 штук; защитной пленкой в форме салфеток (код 21-01-34) - 456 штук; очистителем для кожи в форме салфеток (код 21-01-36) - 156 штук; нейтрализатором запаха во флаконе не менее 50 мл (код 21-01-37) - 456 штук, в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу, отказав в удовлетворении требований в большем объеме.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, поскольку они подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствует требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Аглиулиной М.Г. не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку повторяют правовую позицию стороны, которая была предметом исследования в судебном заседании, и по мотивам, изложенным в решении, суд обоснованно с ней не согласился.
Так, статьями 19 и 20 Конвенции о правах инвалидов, заключенной в городе Нью-Йорке ДД.ММ.ГГГГ предусмотрены права всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора. Государство приняло на себя обязанность по принятию эффективных и надлежащих мер для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество.
Также государства - участники Конвенции обязались принимать эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности, в том числе путем содействия индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчения доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В соответствии со статьей 9 Закона № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: медицин-скую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В абзаце 1 пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил и пункта 15 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного приказом Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 657н, территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением выслать (выдать) инвалиду направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В соответствии с изменениями, внесенные в приведенные Правила Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года № 86, при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного пользования – 60 календарных дней.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, а равно то, что Ф.И.О.1 после обращения его к ответчику была поставлена на учет с целью обеспечения техническими средствами реабилитации, однако на момент обращения в суд обеспечена лишь частично, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении прав истца, поскольку, несмотря на императивную обязанность, ответчиком не были приняты меры по своевременному обеспечению истца техническими средствами реабилитации, необходимыми ей для жизнеобеспечения, в связи с чем правомерно возложил на ответчика обязанность обеспечить техническими средствами реабилитации в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Указание апелляционной жалобы на то, что истец не лишен права на обеспечение техническими средствами реабилитации путем самостоятельного их приобретения с дальнейшей компенсацией понесенных расходов или с использованием электронного сертификата, признается несостоятельным в силу следующего.
Действительно, положения вышеуказанных нормативных актов свидетельствуют о возможности реализации обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации в нескольких формах: предоставление заявителям технического средства реабилитации в соответствии с заключенными государственными контрактами и программой реабилитации, выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий), формирование электронного сертификата для приобретения технического средствам реабилитации с использованием указанного электронного сертификата.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем приведенные нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации, поскольку самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, является правом, а не обязанностью инвалида, и может быть реализовано только при желании и финансовой возможности.
Из материалов дела следует, что истец реализовала свое право именно путем получения технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета, подав соответствующее заявление в уполномоченные органы, о чем свидетельствует уведомление о постановке его на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Указание в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что в нарушение требований закона суд первой инстанции возложил обязанность предоставить технические средства реабилитации, в том числе и за прошлое время, не может быть принято во внимание судебной коллегией, поскольку нуждаемость в рекомендованных истцу технические средства является ежедневной. При этом Ф.И.О.1 должна быть обеспечена тем количеством средств реабилитации, которое предусмотрено индивидуальной программой реабилитации инвалида не только на день вынесения решения суда, но и на будущее время, поскольку паста-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе (код 21-01-29), крем защитным в тубе (код 21-01-31), пудра (порошок) абсорбирующий в тубе (код 21-01-32), защитная пленка в форме салфеток (код 21-01-34), очиститель для кожи в форме салфеток (код 21-01-36), нейтрализатор запаха во флаконе (код 21-01-37) являются техническими средствами реабилитации ежедневного неоднократного использования.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Обжалуемое решение должным образом мотивировано, основано на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, совокупность которых была достаточной для вынесения законного и обоснованного судебного акта, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений требований процессуального законодательства влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░