Дело № 2а-462/2018
Решение
Именем Российской Федерации
17 января 2018 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Агарковой И.П.,
при секретаре Долдо А.Г.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области - Пантелеевой Я.И., действующей на основании доверенности № 0519/040779 от 12.12.2017 года,
административного ответчика Кузнецовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области к Кузнецовой Ольге Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области (далее Межрайонная ИФНС № 19 России по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Кузнецовой О.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование заявленных требований, что административному ответчику начислен за 2013-2015 годы транспортный налог как собственнику транспортных средств Фольксваген Пассат, государственный регистрационный номер <№> и ВАЗ 2108, государственный регистрационный номер <№>. В установленный законом срок административный истец направил налогоплательщику налоговые уведомления о необходимости оплаты транспортного налога. Вместе с тем, данные уведомления административным ответчиком не были исполнены в установленный срок. В связи с неисполнением требований, содержащихся в налоговых уведомлениях, в установленный срок административному ответчику начислены пени по транспортному налогу за период с 2013 года по 2015 год в сумме 806 рублей 77 копеек.
В адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога и пени № 323320 от 25.12.2014 года, № 412637 от 13.10.2015 года, № 16699 от 13.12.2016 года и предложено добровольно уплатить задолженность по транспортному налогу. Задолженность по транспортному налогу административным ответчиком была погашена с нарушением установленного срока, задолженность по пени не погашена.
Административный истец в порядке ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с должника задолженности по налогам и пени за 2013-2015 года. После вынесения мировым судьей судебного приказа от должника поступили возражения, в связи с чем, он был отменен на основании определения от 04.08.2017 года.
На основании изложенного, административный истец вынужден обратиться в суд, и просит взыскать с Кузнецовой О.А. задолженность по уплате пени по транспортному налогу за 2013-2015 годы в сумме 806 рублей 77 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 19 России по Саратовской области Пантелеева Я.И. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик Кузнецова О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что транспортный налог был несвоевременно уплачен в виду затруднительного финансового положения, с 29.08.2015 года она не является собственником транспортного средства ВАЗ 2108, государственный регистрационный номер <№>, сведений о наличии задолженности по налоговым платежам на сайте Единого портала госуслуг не имеется. Вместе с тем, указанная задолженность должна быть признана безнадежной к взысканию и подлежит списанию. При этом Кузнецова О.А. факт наличия задолженности по транспортному налогу в спорный период, несвоевременную оплату указанного налога, а также размер начисленных пени по транспортному налогу, не оспаривала.
Выслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога (ч. 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (ч. 8).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
Исходя из сведений, предоставленных РЭО ГИБДД Управления МВД России по городу Саратову Кузнецова О.А. являлась собственником транспортного средства - Ваз 2108, государственный регистрационный номер <№> по 29.08.2015 года. Кроме того, в ее собственности находится транспортное средство Фольксваген Пассат, государственный регистрационный номер <№>.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ч. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На территории Саратовской области Законом Саратовской области от 25.11.2002 года «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» введен транспортный налог.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (согласно п.1 ст. 362 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Кузнецовой О.А. начислен за 2013-2015 года транспортный налог на принадлежащее ей транспортное средство - Фольксваген Пассат, государственный регистрационный номер <№> и выбывшее из собственности транпортное средство Ваз 2108, государственный регистрационный номер <№>, в сумме 2389 рублей и пени по транспортному налогу 806 рублей 77 копеек.
В установленный законом срок административный истец направил налогоплательщику налоговое уведомление № 98011390 от 20.10.2016 года о необходимости оплаты транспортного налога. Вместе с тем, обязанность по оплате транспортного налога административным ответчиком не была исполнена в установленный срок, что не было оспорено административным ответчиком в судебном заседании.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.Административным истцом Кузнецовой О.А. было направлены требования об уплате налога и пени № 323320 от 25.12.2014 года, № 412637 от 13.10.2015 года, № 16699 от 13.12.2016 года, однако в установленные в требованиях сроки административный ответчик задолженность по транспортному налогу и пени не погасил. Согласно п. 2 ст. 57 НК РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.Статья 75 НК РФ предусматривает, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5). В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 17.07.2017 года мировым судьей судебного участка №1 Заводского района г.Саратова вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени, вместе с тем, в связи с поступлением возражений от Кузнецовой О.А., определением мирового судьи от 04.08.2017 года указанный судебный приказ был отменен. Административное исковое заявление поступило в Заводской районный суд г. Саратова 19.12.2017 года.На основании изложенного, принимая во внимание, что задолженность по транспортному налогу Кузнецовой О.А. в установленные законом сроки не была оплачена, суд в соответствии с правилами статьи 75 НК РФ удовлетворяет требования налогового органа о взыскании пени за нарушение сроков платежа согласно расчету, представленному административным истцом.Налоговые органы, как следует из п.п. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.Размер задолженности по пени рассчитан правильно, административным ответчиком не оспорен. Доказательств, которые свидетельствовали об уплате пени в суммах имеющейся задолженности, в суд не представлено. Учитывая, что на момент вынесения решения судом, административный ответчик не исполнил обязанность по оплате задолженности в полном объеме суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований. При этом отсутствие сведений о наличии задолженности Кузнецовой О.А. по налоговым платежам на сайте Единого портала госуслуг в данном случае правового значения не имеет. Вместе с тем, статьей 12 Федеральный закон от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам. Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию. На день рассмотрения административного дела судом сведений о принятии налоговым органом решения о списании задолженности пени по транспортному налогу в размере 806 рублей 77 копеек в отношении Кузнецовой О.А. в материалах дела не имеется. Административный иск поступил в суд до вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поскольку в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд в защиту государственных интересов, то в силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика на основании п. 1 ч. 1 ст.333.19 НК РФ в размере 400 рублей. Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области к Кузнецовой Ольге Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить.
Взыскать с Кузнецовой Ольги Александровны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Саратовской области задолженность по пени по транспортному налогу за 2013-2015 годы в размере 806 рублей 77 копеек.
Взыскать с Кузнецовой Ольги Александровны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательно форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 января 2018 года.
Судья И.П. Агаркова