Решение по делу № 2-609/2024 от 13.09.2024

Дело № 2-609/2024

УИД 02RS0006-01-2024-001185-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

25 сентября 2024 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Адыкаевой С.Ю., с участием прокурора Тохниной Э.В., представителя ответчика Ильясова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства Акташ» муниципального образования «Улаганский район», администрации МО «Улаганский район» об обеспечении норматива запаса топлива,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунального хозяйства Акташ» муниципального образования «Улаганский район» (далее - МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район»), администрации МО «Улаганский район», просил обязать ответчиков создать для котельной МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» нормативный запас топлива (мазута) в количестве 0,1882 тыс. т, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что ответчик МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» является организацией, которая оказывает населению услуги теплоснабжения, имеет котельную на жидком топливе (мазуте). По состоянию на 06.09.2024, в нарушение требований законодательства и подзаконных актов, МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» не обеспечило создание в котельной нормативного запаса топлива, количество топлива на 06.09.2024 составляет 62 т, что может привести к срыву отопительного сезона 2024 – 2025 г.г., возникновению чрезвычайных ситуаций, и ставит под угрозу обеспечение теплоснабжением, жизнь и здоровье неограниченного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Тохнина Э.В. просила удовлетворить исковые требования в полном объёме, по основаниям, указанным в исковом заявлении, обратить решение суда к немедленному исполнению, пояснила, что создать запас топлива следует путём приобретения топлива в необходимом количестве ответчиками.

Представитель ответчика МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район», действующий на основании доверенности Ильясов В.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что у предприятия не хватает финансовых средств для приобретения мазута в необходимом количестве, районная администрация не оказывает помощи в этом вопросе, утвержденный тариф за теплоснабжение не покрывает расходы, население имеет задолженность перед предприятием за теплоснабжение порядка 9-11 млн. руб.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела представители ответчика - администрации МО «Улаганский район» в судебное заседание не явились, отложить рассмотрение дела не просили, уважительных причин неявки не сообщили. В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и жизни.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку договор теплоснабжения является публичным, его заключение для теплоснабжающей организации является обязательным с любым потребителем, а ненадлежащее оказание услуг теплоснабжения в климатических условиях юга Западной Сибири может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в отопительный период, суд полагает обоснованным обращение прокурора в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением об обеспечении норматива запаса топлива в котельной МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район».

Правовые основы экономических отношений, возникающих с производством, передачей тепловой энергии, с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, и полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения определены в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении»).

Пункт 11 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» определяет теплоснабжающую организацию, как организацию, осуществляющую продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющую на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения и обеспечение надежности теплоснабжении, которую закон определяет как характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (ст.ст. 2, 3 Федерального закона «О теплоснабжении»).

В силу п.п. 1, 4 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: - организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; - выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, муниципальных округов, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному периоду.

Из материалов дела следует, что ответчик МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» создано на основании распоряжения главы МО «Улаганский район» от 27.05.2015 № 617 в целях извлечения прибыли, в том числе путём заключения договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг, производства и распределения пара и горячей воды (тепловой энергии), передачи теплоносителя по внешним и внутридомовым системам теплоснабжения.

В соответствии с распоряжением Главы МО «Улаганский район» от 06.10.2015 № 971 за МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, в том числе котельная, расположенная по адресу: с. Акташ, ул. Береговая, д. 1, которая по смыслу Федерального закона «О теплоснабжении» является источником тепловой энергии.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляет орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, закрепленного за предприятием – администрация МО «Улаганский район», что следует из положений устава предприятия (л.д. 39-50).

К числу вопросов местного значения МО «Улаганский район» относятся организация в границах сельского поселения теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 9 Устава МО «Улаганский район»).

Согласно Приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.04.2022 № 5-вд, МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» включено в перечень теплоснабжающих организаций МО «Улаганский район» (приложение № 2).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги теплоснабжения на территории МО «Акташское сельское поселение», а администрация МО «Улаганский район» как учредитель предприятия и собственник закрепленного имущества является органом местного самоуправления, осуществляющим контроль за деятельностью теплоснабжающей организации, в том числе контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному периоду.

Следовательно, МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» и администрация МО «Улаганский район» являются надлежащими ответчиками по иску прокурора об обеспечении норматива запаса топлива в котельной на 2024 год.

В силу п.п. 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства предполагает запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Подготовка к отопительному периоду предусматривает своевременное обеспечение нормативных запасов топлива.

Согласно подп. 4 п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утв. Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 одним из условий готовности теплоснабжающей организации к отопительному периоду является наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

В соответствии с п.п. 2, 11 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 01.10.2023 № 36-ВД утвержден норматив запасов топлива на котельной МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» на 2024 год согласно приложению: вид топлива – мазут; норматив общего запаса топлива – 0,2252 тыс. т, в том числе: нормативный эксплуатационный запас топлива – 0,1882 тыс.т, нормативный неснижаемый запас топлива – 0,037 тыс.т.

В соответствии с распоряжением Главы МО «Улаганский район» от 03.09.2024 № 281, отопительный период начат с 15.09.2024.

В обоснование исковых требований прокурор указывает на бездействие теплоснабжающей организации МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район», администрации МО «Улаганский район» по обеспечению норматива запаса топлива (мазута) в котельной МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» в размере 0,1882 тыс. тонн, что ставит под угрозу законные интересы неопределенного круга лиц, связанные с получением надежного теплоснабжения на территории МО «Акташское сельское поселение» и может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций в отопительный период.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки, согласно которому по состоянию на 06.09.2024 в котельной МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» имеется запас топлива (мазута) в количестве 62 т, что менее установленного норматива эксплуатационного запаса (л.д. 10).

Доводы прокурора ответчиками не опровергнуты, в нарушение ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ в материалы дела не представлено доказательств наличия в котельной нормативного эксплуатационного запаса топлива в количестве 0,1882 тыс.т.

В этой связи суд находит основанными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора к МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район», администрации МО «Улаганский район» о возложении обязанности обеспечить источник теплоснабжения (котельную) нормативным эксплуатационным запасом топлива (мазута) в количестве 0,1882 тыс.т, при этом суд учитывает наличие запаса мазута по состоянию на 09.09.2024 в количестве 0,062 тыс.т, что более нормативного неснижаемого запаса.

Представленные ответчиком товарные накладные от 17.09.2024, от 21.09.2024 о приобретении мазута в количестве 25,350 т. и 25,170 т, не опровергают доводов прокурора об отсутствии в котельной предприятия запаса топлива в количестве утвержденного норматива (0,1882 тыс.т) и не влекут отказ в удовлетворении исковых требований.

Доводы представителя ответчика о недостаточности финансовых средств, низком утвержденном тарифе и задолженности населения перед предприятием также не влекут оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в силу положений устава и организационной правовой формы МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» является коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли и обязано надлежащим образом организовать свою деятельность для оказания потребителям надежного теплоснабжения, а администрация МО «Улаганский район» в силу закона является органом, ответственным за организацию надежного теплоснабжения на территории сельских поселений в Улаганском районе.

С учетом фактических обстоятельств и характера спорного правоотношения, начала отопительного период в с. Акташ с 15.09.2024, даты рассмотрения спора, что в совокупности является особыми обстоятельствами, суд полагает необходимым обратить решение в части возложения обязанности обеспечить нормативный запас топлива к немедленному исполнению на основании ст. 212 ГПК РФ.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает, что при обращении в суд прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 3000 руб., решение состоялось в пользу истца, что в силу ст. 103 ГПК РФ является основанием для взыскания государственной пошлины с ответчика МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район», администрации МО «Улаганский район» о создании норматива запаса топлива удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунального хозяйства Акташ» муниципального образования «Улаганский район» (ИНН 0404010445), администрацию МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива (мазута) на 2024 год в количестве 0,1882 тыс. т в котельной, расположенной по адресу: с. Акташ, Улаганский район, Республика Алтай, ул. Береговая, д. 1.

Взыскать с МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район» в доход бюджета МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 копеек.

Решение суда в части возложения обязанности обеспечить нормативный эксплуатационный запас топлива обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 25.09.2024 года.

Председательствующий

А.В. Палагин

2-609/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Улаганского района Республики Алтай
Ответчики
МУП «ЖКХ Акташ» МО «Улаганский район»
Администрация МО «Улаганский район»
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Палагин Александр Владимирович
Дело на сайте суда
ulagansky.ralt.sudrf.ru
13.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2024Судебное заседание
25.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024Дело оформлено
18.12.2024Дело передано в архив
25.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее