Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 мая 2018 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Шабер И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-928/2018 по административному исковому заявлению Гаврилова ФИО1 к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Гаврилов А.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – нежилое здание (административный корпус), с кадастровым номером №, площадью 1 150 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость указанного выше нежилого здания установлена по состоянию на 15 апреля 2012 года и составляет 27 883 762 рубля 50 копеек. Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью нежилого здания, считает ее завышенной и несоответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество. В обоснование заявленных требований Гаврилов А.Г. ссылается на отчет об оценке от 28 декабря 2017 года № №, выполненный ООО «Центр Экспертизы и Оценки», согласно которому рыночная стоимость спорного объекта капитального строительства составляет 6 579 552 рубля. При таких обстоятельствах, административный истец полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта капитального строительства в судебном порядке. На основании изложенного, Гаврилов А.Г. просит суд: восстановить срок на подачу настоящего административного искового заявления; а также установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административный корпус), с кадастровым номером №, площадью 1 150 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 6 579 552 рубля.
Административный истец Гаврилов А.Г. и его представитель Стенин Н.В., действующий на основании доверенности от 27 декабря 2017 года № №, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель административного истца Стенин Н.В. представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Администрации городского округа Тольятти в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 150 и 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение административного иска по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации городского округа Тольятти представил письменный отзыв на административный иск, согласно которому возражает против удовлетворения заявленный требований.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.
Суд, проверив дело, суд полагает административный иск Гаврилова А.Г. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Гаврилову А.Г. на праве собственности принадлежит объект капитального строительства – нежилое здание (административный корпус), с кадастровым номером №, площадью 1 150 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 27 декабря 2017 года № № и от 15 марта 2018 года № №, а также договором купли-продажи от 14 апреля 2017 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 15 апреля 2012 года составляет 27 883 762 рубля 50 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2018 года № №.
Гаврилов А.Г., будучи собственником спорного нежилого здания, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования городской округ Тольятти. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта капитального строительства.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником указанного выше нежилого здания, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу ст. 70 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 28 декабря 2017 года № №, выполненный ООО «Центр Экспертизы и Оценки», согласно которому рыночная стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административный корпус), с кадастровым номером № по состоянию на 15 апреля 2012 года составляет 6 579 552 рубля.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство заинтересованного лица – Администрации городского округа Тольятти, о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорного объекта капитального строительства.
По заключению эксперта ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 23 апреля 2018 года, рыночная стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административный корпус), с кадастровым номером №, площадью 1 150 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 15 апреля 2012 года составляет 6 995 847 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд принимает во внимание, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки», ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке», утверждённым приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №№ 297-299, ФСО № 7 «Оценка недвижимости», утверждённому приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.
В данном случае судебная экспертиза проведена лицом, обладающим специальными знаниями в области исследований, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в установленном процессуальным законом порядке.
Оценивая экспертное заключение ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 23 апреля 2018 года по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что исследование проводилось экспертом путем изучения материалов административного дела, где представлена необходимая и достаточная информация об объектах оценки. Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта капитального строительства эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки, заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки объекта в рамках сравнительного и доходного подходов, обоснование выбора используемых подходов к оценке объекта исследования, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.
Из заключения следует, что для определения рыночной стоимости объекта капитального строительства эксперт использовал сравнительный и доходный подходы. От применения затратного подхода эксперт мотивированно отказался.
Эксперт пришел к выводу, что итоговая рыночная стоимость спорного объекта капитального строительства по состоянию на 15 апреля 2012 года составляет 6 995 847 рублей.
Оценивая представленные доказательства, как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного выше объекта капитального строительства равной его рыночной стоимости, установленной в заключении судебной экспертизы ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 23 апреля 2018 года.
Названное выше заключение судебной экспертизы отвечает требованиям ст.ст. 79, 82, 84, 168 КАС РФ, оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, не заинтересован в исходе дела.
Из разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд, на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Каких-либо доказательств в опровержение выводов заключения судебной экспертизы ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ» от 23 апреля 2018 года суду не представлено. Ходатайств о назначении повторной, дополнительной экспертиз сторонами и заинтересованными лицами не заявлено.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в части.
Согласно статье 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28 декабря 2017 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
Вместе с тем, исковые требования Гаврилова А.Г. в части восстановления срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением суд полагает необходимым оставить без удовлетворения, поскольку, в соответствии со ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2018 года № №, результаты определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером № утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118, сведения о кадастровой стоимости нежилого здания (административный корпус) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 декабря 2014 года.
Следовательно, установленный законом срок для обращения в суд с настоящим административным иском не истек, а потому требования Гаврилова А.Г. в части восстановления срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости заявлены излишне, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Гаврилова ФИО1 к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства равной рыночной стоимости удовлетворить в части.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства – нежилого здания (административный корпус), с кадастровым номером №, площадью 1 150 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 апреля 2012 года в размере 6 995 847 рублей.
В остальной части административные исковые требования Гаврилова ФИО1 оставить без удовлетворения.
Датой подачи заявления Гаврилова А.Г. в суд считать 28 декабря 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 мая 2018 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.