Решение по делу № 2а-2369/2018 от 15.03.2018

                                                                                                                            дело № 2а-2369/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2018 года                                                                                       г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Байчорова Р.А.,

при секретаре Антонове Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сорокина Сергея Александровича к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения незаконным и обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Сорокин С.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее ДЖО МО РФ) о признании решения незаконным, обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование заявленных требований указал, что 30.01.2018 года административным ответчиком в отношении Сорокина С.А. было принято решение № Р-6099/2018 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Указанным решением нарушены жилищные права и законные интересы административного истца. Сорокин С.А. имеет календарную выслугу в Вооруженных Силах РФ - 36 лет 5 месяцев, решением жилищной комиссии войсковой части 54023 от 08.04.2004 г. включен в список очередников на получение жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания (улучшение жилищных условий) военнослужащих части, проходящих службу по контракту и проживающих в Московской области. 18.09.2014 г. ДЖО МО РФ распределил Сорокину С.А. на состав семьи в количестве 3-х человек (с учетом имеющейся собственности 33,60 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью 35,3 кв.м. по адресу: <адрес>. 29.09.2014 г. Сорокин С.А. дал согласие на распределенное данного жилого помещения. Между тем, 30.01.2018 г. административный ответчик отказал Сорокину С.А. и членам его семьи в предоставлении жилого помещения и снял Сорокина С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, указав на принадлежность жене Сорокина С.А. на праве собственности жилого помещения, общей площадью 37,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> и сослался на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. По мнению административного истца данное решение является незаконным, поскольку на основании свидетельства о государственной регистрации от 20.11.2006 года его супруге ФИО10 принадлежит на праве собственности квартира, по адресу: <адрес>, о чем было указано в сведениях о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на основании права собственности. Данная квартира является личной собственностью ФИО11 Таким образом, члены семьи Сорокина С.А. – супруга и дочь, обеспечены жилой площадью и не нуждаются в получении жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны РФ. Сведения о наличии в собственности ФИО12 однокомнатной квартиры по вышеуказанному адресу были также представлены административным истцом в орган, осуществляющий принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий). Несмотря на то, что Сорокин С.А. неоднократно подавал сведения и в жилищную комиссию войсковой части, и в ДЖО МО РФ о том, что данная квартира является личной собственностью супруги, административный ответчик сначала вынес решение о предоставлении жилья от Министерства обороны РФ, а потом принял решение об отказе Сорокину С.А. в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снял его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ссылаясь на обеспеченность Сорокина С.А. площадью жилого помещения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит суд признать решение ДЖО МО РФ от 30.01.2018 г. № Р-6099/2018 об отказе в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания – незаконным, а также обязать административного ответчика предоставить ему жилое помещение в городе Москве, площадью не менее 36 квадратных метров.

В судебном заседании представитель административного истца – Нескуб Я.В. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражал..

Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (ч. 3 ст. 62 КАС РФ).

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 г. № 1550, ДЖО МО РФ осуществляет распределение военнослужащим тех жилых помещений, которые были приобретены (построены) Министерством обороны РФ. Функции по приобретению и строительству жилых помещений осуществляет Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны.

Согласно положениям ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 15.1 Закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.

Норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом жилищной субсидии, норматив общей площади жилого помещения при предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и норматив общей площади жилого помещения при выдаче в соответствии с настоящим Федеральным законом государственных жилищных сертификатов определяются Правительством Российской Федерации с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ст. 3 Закона, для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе, реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Сорокин С.А. имеет календарную выслугу в Вооруженных Силах РФ - 36 лет 5 месяцев, что подтверждается выпиской из послужного списка личного дела военнослужащего от 31.01.2018 г. Первый контракт заключен 29.03.1994 г.

08.04.2004 г. решением жилищной комиссии войсковой части 54023 Сорокин С.А. был включен в список очередников на получение жилых помещений, предоставляемых для постоянного проживания (улучшение жилищных условий) военнослужащих части, проходящих службу по контракту и проживающих в Московской области.

18.09.2014 г. ДЖО МО РФ распределил Сорокину С.А. на состав семьи в количестве 3-х человек (с учетом имеющейся собственности 33,60 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры, общей площадью 35,3 кв.м. по адресу: <адрес>.

29.09.2014 г. Сорокин С.А. дал согласие на распределенное данного жилого помещения.

Между тем, 30.01.2018 г. административный ответчик отказал Сорокину С.А. и членам его семьи в предоставлении жилого помещения, общей площадью 35,3 кв.м. по адресу: <адрес> и снял Сорокина С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, указав на принадлежность жене Сорокина С.А. на праве собственности жилого помещения, общей площадью 37,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> и сослался на п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Между тем, данное решение нельзя признать законным, поскольку сведения о принадлежности супруге истца - ФИО13 жилого помещения были указаны Сорокиным С.А. в сведениях о наличии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на основании права собственности.

Данная квартира является личной собственностью ФИО14 что подтверждается соглашением о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака от 06.04.2001 г.

Изменение правового режима собственности не противоречит положениям семейного законодательства о законном и договорном режиме имущества, поскольку пункт 2 статьи 38 Семейного кодекса РФ допускает возможность изменения законного режима имущества супругов путем заключения соглашения о разделе имущества.

Согласно п. 1 ст. 38 Семейного кодекса РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

Таким образом, члены семьи Сорокина С.А. – супруга и дочь, обеспечены жилой площадью и не нуждаются в получении жилого помещения для постоянного проживания от Министерства обороны РФ.

Сведения о наличии в собственности ФИО9 однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> были также представлены административным истцом в орган, осуществляющий принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в полном объеме на заседании жилищной комиссии войсковой части 54023 от 08.04.2004 г., о чем свидетельствует акт проверки жилищных условий заявителя от 15.03.2004 г.

Несмотря на то, что Сорокин С.А. неоднократно подавал сведения и в жилищную комиссию войсковой части и в ДЖО МО РФ о статусе спорной квартиры, а именно, что данная квартира является личной собственностью супруги, административный ответчик сначала вынес решение о предоставлении жилья от Министерства обороны РФ, а потом принял решение об отказе Сорокину С.А. в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снял Сорокина С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ссылаясь на обеспеченность Сорокина С.А. площадью жилого помещения.

Между тем, как следует из пояснений представителя административного истца, Сорокин С.А. не имел и не имеет в собственности жилых помещений, жилых помещений по договору социального найма, жилых помещений специализированного жилищного фонда не занимает.

В силу п. 1 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения (п.3 ст. 15.1).

На основании действующего законодательства норма жилья уволенным военнослужащим составляет 18 кв.м. В силу некоторых особенностей жилых помещений многоквартирного дома этот показатель может быть увеличен, но не более чем на 18 кв.м.

Кроме того, если при распределении квартир в собственность, норматив площади для военных превышают допустимые пределы, то согласно действующему законодательству лишние квадратные метры можно передать в собственность офицеру при условии оплаты им дополнительной жилплощади.

Таким образом, Сорокин С.А. имеет право на получение жилого помещения для постоянного проживания с нормой жилья не менее 36 кв. м.

В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Согласно ч. 2 ст. 6 Вводного закона к ЖК РФ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. При этом указанные граждане могут быть сняты с данного учета только по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.

В период с 2004 года по настоящее время Сорокин С.А. неоднократно предоставлял сведения о наличии в собственности его супруги ФИО7 однокомнатной квартиры в орган, контролирующий учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в том числе в 2014 году в ДЖО МО РФ, о чем свидетельствует опись документов, представляемых на получение жилья от 09.10.2014 г.

Достоверность представления Сорокиным С.А. сведений в ДЖО МО РФ о наличии в собственности его жены, ФИО8 однокомнатной квартиры подтверждает извещение № 304478 от 18.09.2014 г. о распределении ему жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Полины Осипенко, д.2 кв.140 «с учетом имеющейся собственности 33,6 кв. м».

Таким образом, жилищные органы, в том числе и ДЖО МО РФ, располагая сведениями о наличии у супруги Сорокина С.А. на праве собственности квартиры, признали истца нуждающимся в получении жилого помещения для постоянного проживания и распределили истцу жилое помещение для постоянного проживания по адресу: <адрес> с учетом имеющейся собственности.

Сведения, которые изначально были представлены истцом в орган, осуществляющий принятие на учет нуждающихся в получении жилого помещения, соответствовали действительности, в связи с чем, отсутствуют основания для снятия Сорокина С.А. с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Более того, ответчик принял решение о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях только по истечению четырех лет со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений, что является грубым нарушением Жилищного законодательства.

В связи с отсутствием оснований по п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в связи отсутствием у административного истца в собственности жилых помещений, жилых помещений по договору социального найма, отказ ответчика в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания - является неправомерным, а решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 30 января 2018 года № Р-6099/2018 – подлежащим отмене.

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии не зависящих от истца обстоятельств, препятствующих ему в реализации права на обеспечение жилым помещением, поскольку до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением от Министерства обороны РФ, несмотря на то, что состоит в списках очередников на предоставление жилых помещений с 08.04.2004 г., в связи с чем заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Сорокина Сергея Александровича - удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ № Р-6099/2018 от 30 января 2018 года об отказе в предоставлении жилых помещений для постоянного проживания и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ предоставить Сорокину Сергею Александровичу жилое помещение в г. Москве площадью не менее 36 кв. метров.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме 18 мая 2018 года.

Судья                                                                        Байчоров Р.А.

2а-2369/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сорокин С.А.
Сорокин Сергей Александрович
Ответчики
ДЖО Министерства обороны РФ
Суд
Солнечногорский городской суд Московской области
Дело на странице суда
solnechnogorsk.mo.sudrf.ru
15.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.05.2018[Адм.] Судебное заседание
18.04.2020Регистрация административного искового заявления
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2020Предварительное судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
16.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее